Сколько стоит поехать на неделю моды в Москву, как существует искусство без денег и что для этого делает город, дизайнер бренда Les Noms и преподаватель Анна Сергунова-Козырева рассказала редакции *альт.
Почему вы не приехали на Московскую неделю моды?
Я не подавала заявку на участие в шоуруме. В этом году я подала заявку на показ, но, к сожалению, нас не выбрали.
Чтобы участвовать без конкурсного отбора, нужно заплатить немалые деньги: работа персонала стоит денег, даже, если участие бесплатное. Если вы выступаете с коллекцией, то это может обойтись вам примерно в миллион рублей. Все крупные показы получают сильную поддержку на государственном уровне, либо это уже известные бренды с хорошими оборотами. Места для них в прайм тайм уже выкуплены на год вперёд.
А у вас нет такой поддержки? Гранты?
Они появятся со следующего года. В июне была создана Региональная экспертная группа по креативным индустриям в который я вхожу. Там и будут выделяться гранты, по крайней мере мы на это надеемся)
Как интересно! Я даже не знала о существовании такой организации. Как вы туда попали?
Это произошло случайно, во время недели моды в Москве в прошлом году. Совет создан для того, чтобы у чиновников было представление о состоянии креативных индустрий в разных направлениях, мы некое связующее звено между властью и предпринимателями. А они уже будут распределять бюджетные средства для поддержки нескольких отраслей. С бюджетом можно делать всё что угодно, но делать искусство бесплатно — это и есть искусство.
Я стала первой, кто представил Россию на London Graduate Fashion Week в составе группы из пяти человек. Это было в 2009 году. Мы попали в номинацию International Show и представляли нашу страну на мировом уровне. За свои деньги, правда)) На тот момент я могла купить автомобиль, у меня очень интересная жизнь, можно книгу писать об удивительных событиях. Этих средств у меня не было, и по факту мне оплатил участие известный американский продюсер Mike Dooley. Помните фильм «The Secret»? Он был одним из его создателей. Я встретила его во время учебы в Питере в темном переулке, мы оба заблудились и искали выход, потом захватывающе общались пару дней, а потом переписывались иногда, я не знаю, почему он решил сделать такой щедрый подарок для простой студентки из России, но я запомнила этот поступок как чудо.
А на дизайн-стор уже были бюджеты уже из креативного совета?
Нет, тут нам помог «Сити-центр», предоставив возможность. Я много сил на «Кубань Дизайн Маркет» потратила, потому что я его одна делала. И очень круто, что оказалось 5–6 инициативных дизайнеров, которые, когда они увидели это изнутри, сказали: «Ань, а ты что вообще? Как возможно это сделать, за одну неделю это всё организовать?»
Тут подробнее, что именно пришлось организовать, как это вообще пришла идея и почему за неделю?
У меня был замечательный опыт работы в сфере ритейла. Я занимала должности управляющего директора и байера в одном из самых известных концепт-сторов Краснодара. Я проработала в этом месте 8 лет. За несколько лет мы смогли представить в Париже настолько достойный бренд-лист, что наши парижские партнёры начали воспринимать наш небольшой магазин и город как крупного игрока. Они никогда не были в Краснодаре и не знали, что это за место, но наш бренд-лист давал им право считать нас не хуже, чем КМ-20 и ЦУМ.
У нас даже были позиции, которых не было у ЦУМа в те годы. Я первая смогла отследить и предложить эти бренды, о которых тогда ещё никто не слышал. Нас начали приглашать на показы ( на которых бывают такие селебрити, как Анна Делло Руссо или Анна Винтур) и командой ходили на все показы наших брендов и в Париже, и в Милане, конечно, каждый сезон.
Это круто, и как вы попали в сити центр?
У них поменялось руководство, он был продан заново. И новая команда решила внести изменения в работу центра. Они понимали, что старые подходы уже не работают, и хотели что-то новое.
В торговом центре было большое свободное пространство, которое пустовало в течение шести недель между арендаторами. Это было самое большое помещение в центре, но оно оставалось без дела. И руководство решило провести эксперимент, чтобы преобразовать свою сеть. У них мало молодой аудитории, так как большинство посетителей — люди старше 50 лет, которые помнят каким Сити был раньше. Молодые люди не приходили, потому что не было молодых брендов.
И они решили обратиться ко мне. Многие из их клиентов были на моих проектах и видели наши первые громкие показы в городе. Еще когда мы делали это в том бутике. Они пригласили меня, и я спросила, сколько времени у нас есть. Они ответили, что его нет, шесть недель свободного пространства всего. Руководство предоставило мне полную свободу действий и не вмешивалось в процесс. Они доверились мне и сказали: «Делайте, что хотите».
И с чего ты начала?
Я собирала бренд-лист из локальных дизайнеров и хотела привлечь больше участников. Однако не все сразу откликнулись на моё предложение. Есть люди, которые знают меня и доверяют мне, но есть и новые ребята, которые только начинают свой путь в дизайне. Я могу сказать, что они классные, но они могут не сразу поверить мне на слово. Они делают действительно качественные вещи. Я решила, что проще продвигать свой бренд в компании, чем в одиночку. Поэтому я согласилась на этот проект и за неделю привела в порядок помещение вместе с инициативными ребятами, которые пришли поучаствовать.
Сколько в итоге вас было?
Мы собрали около 25 брендов. Я занимаюсь этим проектом не потому, что я коммерсант. Когда любой маркет пытается максимально заполнить площади, чтобы получить больше прибыли, люди не понимают, что такое дизайнеры. Они называют этим словом всех подряд, что меня всегда очень расстраивало. В нашем случае бренд — это каждый второй. Но здесь я могу фильтровать людей и отказывать тем, кто не соответствует уровню проекта.
Мне хотелось собрать тех, кто соответствует духу времени и может гармонично сочетать свои вещи. Бренды были логично подобраны, чтобы человек мог уйти одетым с ног до головы. Это экономило время стилиста и клиента. Как всегда, были некоторые проблемы с мужскими единицами, у нас в городе практически никто не шьет мужскую одежду, но это не испортило общего впечатления.
Я смогла открыть новые имена для города. Многие клиенты- зрелые люди, которые уже многое повидали. Они были поражены: «Вы что, серьёзно? Это наши?» И я с гордостью отвечала: «Да, это наши». Они покупали именно потому, что это было сделано в нашем городе, не из жалости, а из гордости. Есть определенная гордость в том, чтобы носить качественное, сделанное в родном городе.
Видишь как мы по ценностям очень сходимся. То есть, мы тоже делаем именно из гордости того, что у нас очень много крутого и об этом надо говорить и рассказывать. А творческим людям немножко...
Не до этого, да. Если быть честной, невозможно одновременно заниматься делами и рассказывать о них. Это совершенно разные работы. Я считаю, что это было очень крутое место для реализации проекта. Это не рынок и не магазин в обычном понимании, а элитный универмаг, самый дорогой в Краснодаре.
Кроме того, есть ещё и внутренний момент. Дизайнеры — разные люди. У кого-то случаются истерики, у кого-то претензии, они начинают в группе писать комментарии. Иногда я думаю, почему опять надо быть плохой. На это уходит много энергии и сил, но этого никто не замечает.
Планируешь ли ты ещё что-то делать в следующем году?
Сейчас я ввязалась в крутой проект, который будем готовить целый год. Пока ничего не могу сказать, но это не коммерческий проект, а интересный и красивый. Возможно, сейчас немного отодвинется кубанский дизайн, потому что все силы направлены туда.
Здесь, в России?
В Краснодаре да.
Про моду или про искусство?
Там несколько направлений, пока не могу о нем говорить, ничего нет еще. Направление просто сейчас определяем, очень большой проект, и нам надо много ответственных людей, много экспертов. И мы прям реально экспертов такого международного уровня туда подтягиваем.
Как оцениваешь результаты дизайн стора?
Очень многие люди подписались на нашу страницу «Кубань Дизайн Стор». За первый маркет у нас появилось 500 подписчиков, а за второй — ещё 700. Это абсолютно живые люди, которые приходят к нам и делятся своим опытом. Среди них есть и дизайнеры, и покупатели. Им это интересно.
И по продажам это было результативно. Даже в мёртвый месяц, когда все уехали из города, мы смогли попробовать, и все бренды продавались. Мы проследили интерес конкретного клиента и поняли, чего им не хватает.
Мы понимаем, что разные торговые центры работали бы по-разному. Я думаю, если бы мы сделали этот проект сейчас, в октябре, мы бы увидели другие цифры и другие отклики. Потому что очень много людей, включая инфлюенсеров, которые могли бы рассказать об этом проекте, просто не были в городе.
Я не слышала столько благодарности от участников еще никогда в жизни. Они говорят: «Как вы это сделали? Я никогда столько вещей не продавал за такой небольшой срок». И это лучший результат из возможных.
*альт | медиа об искусстве в Краснодаре