Найти тему

Малые города Золотого кольца. Часть 4

Оглавление

Рассказываем, куда съездить на один день из Суздаля

Михайло-Архангельский монастырь в Юрьев-Польском
Михайло-Архангельский монастырь в Юрьев-Польском

О Суздале мы уже подробно писали, а сегодня рассказываем о паре мест, куда можно съездить из города на один день.

Юрьев-Польский

Из Суздаля в Юрьев-Польский добираются на машине примерно за час. Большинство достопримечательностей города — это старинные храмы.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1769 году на месте сгоревшего деревянного храма. Это высокая пятиглавая церковь с резными фасадами. В конце XIX века местный ветеринар устроил в церкви любительский хор, где пела юрьев-польская интеллигенция. Хор прославился на всю округу — о нём даже писали владимирские газеты. Колокольня была пристроена к Покровской церкви во второй половине позапрошлого столетия, сейчас это одно из самых высоких зданий города.

Рядом — Церковь Никиты Великомученика. Тоже не самая древняя, но очень красивая. Построена в конце XVIII века в стиле классицизма. В советское время внутри была автомастерская, а возрождаться храм начал в конце 80-х годов прошлого века.

Переходите реку Колокшу, чтобы попасть к главной достопримечательности Юрьева-Польского — Георгиевскому собору. Его построил в 1230–1234 годах князь Святослав Всеволодович — cын Всеволода Большое Гнездо. Причём построил буквально: сам спроектировал здание и руководил артелью.

Это один из последних крупных белокаменных храмов, построенных на Руси до нашествия татаро-монголов. Знаменит собор своими уникальными рельефами. До наших дней сохранились не все, а только 450 из них. На рельефах — святые, животные, птицы и грифоны. Внимание, небольшой квест: отыщите среди рельефов слона! Говорят, что при этом можно загадать желание, найдёте — сбудется. Это единственный слон, встречающийся в древнерусских храмах.

Логики в расположении рельефов искать не стоит. Дело в том, что в XV веке часть собора рухнула и его пришлось восстанавливать. В ходе работ использовали старинные блоки с рельефами, стараясь их сберечь, однако без точного плана положить их на прежние места было невозможно — стены собрали, как большой пазл.

В XVIII–XIX веках собор оброс пристройками так, что в его было не узнать. Всё лишнее разобрали уже в XX веке в ходе нескольких реставраций. Внутри собора — музей, где собраны древние резные камни и хранится Святославов крест — каменная икона с изображением Распятия, созданная в первой половине XIII века.

Рядом с Георгиевским собором — то, что осталось от построенного в начале XX века Троицкого собора. Краснокирпичное здание в неорусском стиле возвели на деньги, собранные жителями города. В 1915 большой и красивый собор освятили, а в советское время закрыли и частично разрушили.

Оба собора стоят на территории Юрьевского кремля — деревянной крепости, которая не сохранилась до наших дней. От неё остались лишь земляные валы XII столетия. На этой же территории стоит и Михайло-Архангельский монастырь. Считается, что его, как и Георгиевский собор, основал князь Святослав Всеволодович в XIII веке. Обитель была разорена при нашествии Батыя. Стены и башни монастыря относятся к XVII–XVIII векам — все, кроме западной. Это старейшая стена, она сохранилась с 1535 года. Дошедшие до наших дней здания тоже относятся к XVII и XVIII столетиям.

Среди них — Собор Михаила Архангела, построенный на рубеже XVII и XVIII веков на месте древнего здания. Внутри хранится икона Михаила Архангела, прошедшая войну 1812 года с Владимирским ополчением.

Также среди построек монастыря — Знаменская церковь 1625 года, надвратная церковь Иоанна Богослова 1670-го и шатровая колокольня конца XVII столетия. Есть здесь и образцы деревянного зодчества. Небольшая надкладезная часовня XIX века построена над колодцем. По легенде, родник в этом месте появился, когда у монахов закончилась вода. Выходить за стены обители они не могли, оставалось лишь молиться и надеяться на чудо — оно и произошло. Второе деревянное здание — Георгиевская церковь 1718 года. Она была перенесена на территорию монастыря из села Егорий во второй половине прошлого века.

В Михайло-Архангельском монастыре с 1920 года находится Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей. Одновременно здесь с 2006 года возобновлены богослужения.

-6

За пределами обители и земляных валов стоит памятник Юрию Долгорукому — основателю города. Переходите Владимирскую улицу, чуть правее будет пожарная часть, расположенная в здании конца XIX века. Когда-то здесь не только ждали вызова пожарные, но и проводились любительские спектакли. Идите к Советской площади, чтобы зайти в магазинчики, расположившиеся в здании Торговых рядов второй половины XIX века.

Свято-Введенский Никоновский монастырь, ныне мужской, был основан как женская обитель, предположительно — в первой половине XVII века. В советское время на территории был хлебозавод, сейчас монастырь возрождён, а его здания — восстанавливают.

Недалеко от монастыря находится здание богадельни Мещериных, построенное в 1904 году на деньги жителей города Евгения и Геннадия Мещериных. Краснокирпичный дом в неорусском стиле — памятник гражданской архитектуры, сейчас внутри — больница.

Рядом с храмом Рождества Христова, построенном в начале XVIII века и относительно недавно восстановленном, есть ещё одно краснокирпичное здание — амбар XIX столетия.

Чуть дальше расположен Петропавловский монастырь. Вернее, то, что от него осталось на сегодняшний день. Обитель, основанная в середине XIX века, пока не восстановлена после серьёзных разрушений советского времени.

Кидекша

Село Кидекша находится совсем недалеко от Суздаля, доехать можно на машине или такси.

Поселение в этих местах существовало задолго до Юрия Долгорукого, при нём же Кидекша была укреплённым княжеским городом. На её территории стояла крепость с детинцем, она не сохранилась.

Основная достопримечательность Кидекши — церковь Бориса и Глеба, которую исследователи датируют 1152 годом. Это один из самых древних памятников белокаменного древнерусского зодчества. На некоторых камнях сохранились граффити, сделанные древними мастерами, — похожие есть в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского.

Глава церкви и часть сводов обрушились на рубеже XVI и XVII веков, а позже были восстановлены. Больше храм не перестраивался. В 2011 году при очередных раскопках и исследованиях в здании обнаружены фрески XII века и уникальный каменный омфалий того же времени.

В 1780 году рядом с церковью Бориса и Глеба построили церковь Святого Стефана. Ансамбль дополняют шатровая колокольня и святые ворота XVIII века.