Сюжет "спасение близкого" — один из древнейщих тропов в истории человеческой культуры. В отличие от того же сюжета мести, этот вариант истории характеризуется гораздо более высокой эмоциональной ставкой. Пока человек жив, читатель переживает и за героя и за его близкого — ставка вырастает вдвойне.
Данный сюжет может стать как основой целой истории ("Гуси-Лебеди", "Заложница"), так и её составной частью (спасение Морфеуса в "Матрице" или схождение в Аид Орфея за Эвредикой).
Разберём из каких элементов состоит современный сюжет о спасении близкого.
Как работает приём?
1. Ставка — жизнь близкого (или равноценное) . Персонажа могут похитить, могут лишить разума или человеческого облика, персонаж может заболеть и т. п.
Пример: В фильме "Заложница" главный герой пытается спасти дочь, похищенную в другой стране. Её убьют, если герой Лайама Ниссона её не спасёт.
В сказке Андерсена "Дикие лебеди" братьев главной героини превратили в лебедей. Теперь ей нужно сшить рубашки из крапивы для них, чтобы спасти от проклятья.
2. Гонка со временем. Помните, что у Толкиена во "Властелине колец" Фродо готовился к походу несколько лет! Ну, кто так спасает Средиземье? А вот в фильме, у Фродо всего несколько дней, чтобы спасти кольцо от назгулов. Каждый момент важен, и любая задержка может стоить жизни близких людей.
Примеры: В "Звёздных войнах: Империя наносит ответный удар", Люк узнаёт, что его друзья попали в опасность далеко от него, и вынужден срочно лететь через галактику, чтобы спасти их.
В игре/сериале "Последние из нас", герой Педро Паскаля (дальше спойлер!) узнаёт, что его подопечную убьют, чтобы добыть из неё лекарство против грибковой инфекции, которая является главной угрозой в мире сериала, у него совсем немного времени, чтобы успеть спасти её.
3. Каждое следующее испытание сложнее предыдущего. Это классическая история. Сначала нужно убить одного зомби, потом трех, а потом сразиться с боссом. Но будет здорово, если герой должен преодолеть не только физические препятствия, но и эмоциональные или психологические.
Пример: В фильме "Интерстеллар" Коппер пытается вернуться на Землю, чтобы спасти свою дочь, но время работает против него: за каждый час, проведённый в космосе, на Земле проходят годы.
В ранее приведенном примере игры/сериала "Последние из нас" герой должен убить невинных врачей, а также лишить весь мир лекарства.
Как разнообразить приём:
1. Неизвестность. Герой может долгое время не знать, где находится человек, которого нужно спасти, что увеличивает саспенс.
Пример: Это обычный приём в триллерах о похищениях людей ("Пленницы", "Заложница", "Белоснежка и семь гномов").
2. Обман ожиданий. Персонажа никто не похищал. Или он оказывается не там, где все рассчитывали и т.п.
Пример: В "Тёмном рыцаре" Джокер обманывает Бэтмена, называя неправильное местонахождение девушки, которую герой хочет спасти. Когда он приезжает на место, там оказывается другой пленный, а девушка погибает.
Итого
Неважно, в каком жанре вы пишете, неважно, о чем ваш сюжет и чего хочет ваш герой, на любом этапе истории вы можете добавить сюжет спасения, замиксовать его с ограничением по времени и добавить твист с обманом результата. Читатели будут довольны.
А какая ваша любимая история с сюжетом спасения близкого?