Найти тему
Art&Culture

Уникальные экспонаты Государственного литературного музея

Ворота Бахчисарайского дворца. Бумага, белила, акварель, графитный и цветной карандаши. 1930-е гг. Художник А. Ложкин. Фонд ГЛМ. Фото: открытые источники.
Ворота Бахчисарайского дворца. Бумага, белила, акварель, графитный и цветной карандаши. 1930-е гг. Художник А. Ложкин. Фонд ГЛМ. Фото: открытые источники.

Деятельность Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля посвящена наследию великих русских классиков. Причем наследие во всем его многообразии. На площадках этого учреждения культуры (а их довольно много) проходят различные тематические выставки и мероприятия. Но, что самое интересное, - у музея богатый фонд уникальных экспонатов. И это, безусловно, не только коллекция книг и рукописей, а еще афиш, плакатов, графики, фотографий, негативов, живописи и других предметов.

Среди уникальных экспонатов музея - несколько рисунков художника Александра Васильевича Ложкина, на которых он талантливо изобразил пушкинские места. Ложкин родился в московской мещанской семье в 1881 году. Учился в Строгановском училище. Около 12 лет работал в столичном филиале ювелирной фирмы К. Фаберже. Ложкин создавал сценические костюмы для дягилевских Русских сезонов в Париже, иллюстрировал детские книги, которые выпускал И. Кнебель. В советские годы оформлял разные праздничные мероприятия, а в 1942 году его арестовали по обвинению в антисоветской деятельности, но до вынесения окончательного приговора он умер в больнице. Его реабилитировали, но только в 1995 году. Работы Александра Ложкина хранятся в фондах различных российских музеев.

Исследователь его творчества, Константин Степанов, обнаружил восемь раннее не публиковавшихся графических произведений художника, выполненных в 1930-х гг. к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина и посвященных пушкинским местам. Так вот пять из них хранятся в Москве, в фондах Государственного литературного музея, а еще три во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Начнем с Крыма. По пути в Симферополь Пушкин побывал в Бахчисарае. Это было осенью 1820 года. Прогуливаясь здесь по внутренним дворикам, великий поэт сорвал две розы и положил их к подножию «Фонтана слез». Так вот Бахчисарай появляется на двух рисунках Александра Ложкина - «Ворота Бахчисарайского дворца» и «Мавзолей Диляры-Бикеч, жены Крым-Гирея».

На первом рисунке - массивные деревянные ворота, обитые кованым железом. Над воротами - пестро расписанная, с цветными стеклами окон башня. Это северный вход в ханский дворец. Арка украшена изображением двух сплетенных змей. По легенде именно здесь несколько веков назад сын Менгли-Герея наблюдал схватку двух змей, одна из которых чуть не погибла. Это напомнило молодому хану о несчастной судьбе рода Гиреев, пострадавшего от золотоордынцев. Однако раненая змея, погрузившись в воду, чудесным образом исцелилась. Это посчитали хорошим знаком. А потом и правда ордынский хан был разбит турками.

Мавзолей Диляры-Бикеч. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш, 1930-е гг. Художник А. Ложкин. Фонды ГЛМ. Фото: Московский журнал.
Мавзолей Диляры-Бикеч. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш, 1930-е гг. Художник А. Ложкин. Фонды ГЛМ. Фото: Московский журнал.

Мавзолей Диляры-Бикеч (в переводе Прекрасной Княжны) построен в 18 веке. На рисунке Ложкина изображен затейливо декорированный массивный восьмигранный объем с куполом на восьмигранном барабане. По преданию, здесь изначально находился «Фонтан слез». Опять же, по легенде, татары после очередного набега на Польшу привезли Крым-Гирею несказанно красивую девушку-пленницу, в которую хан влюбился и желал взаимности. Он всячески старался снискать ее расположение, однако, она тихо угасла от тоски по Родине. Хан впал в скорбь и приказал похоронить любимую в специально построенном мавзолее, а рядом устроить фонтан.

Три работы Александра Ложкина посвящены Пушкиногорью - усадьбам Михайловское (в фондах ГЛМ находится его работа «Аллея Керн») и Петровское. Известно, что в 1918 году все усадьбы Пушкинских гор подверглись разорению и сгорели. Но к юбилею 1937 года в Михайловском на старом фундаменте был заново возделан некий обобщенный усадебный дом пушкинских времен. Он есть на работах Ложкина, а вот аллея Керн на его рисунке как раз та самая.

Михайловское. Аллея АП. Керн. Бумага на картоне, пастель, уголь, сангина. Фонд ГЛМ. Фото: Московский журнал.
Михайловское. Аллея АП. Керн. Бумага на картоне, пастель, уголь, сангина. Фонд ГЛМ. Фото: Московский журнал.

Еще один прекрасный рисунок Александр Ложкина сделан им в усадьбе Ганнибалов Петровское. На переднем плане справа - двухэтажный дом Абрама Петровича (арапа Петра Великого) с открытой круговой галереей второго этажа, слева - торцевой фасад дома, построенного сыном арапа Петром Абрамовичем. В настоящее время оба дома воссозданы в первоначальном виде. Этот рисунок вызвал много вопросов у Константина Степанова (исследователь творчества А.В. Ложкина). Сотрудники ГЛМ, где он хранится, датировали его 1930-ми годами, когда шла подготовка к пушкинскому юбилею. Но главный хранитель усадьбы Петровское Л. Козмина, увидев ксерокопию рисунка, уверенно заявила, что работа выполнена художником по случаю открытия первого музея А.С. Пушкина в Михайловском, а это 1911 год. Ложкин в 1930-х не мог видеть уже не существующих усадебных домов.

Все эти рисунки художника нигде не публиковались (единственный кто их показал, так это Московский журнал в 2016 году) и не выставлялись. Они, конечно, могли экспонироваться на юбилейной выставке в Государственном историческом музее в 1937 году.

Усадьба в Петровском, принадлежавшая Ганнибалу, прадеду А.С. Пушкина. Бумага, графитный карандаш, Фонды ГЛМ. Фото: Московский журнал.
Усадьба в Петровском, принадлежавшая Ганнибалу, прадеду А.С. Пушкина. Бумага, графитный карандаш, Фонды ГЛМ. Фото: Московский журнал.