Моя бабушка заплатила за ЖКХ и осталась должна. Оказалось, в ее почтовый ящик попала фальшивая квитанция. Поразительно, что никто этого не заметил. Обман вскрылся, когда бабушка получила следующую квитанцию, где стоял долг за прошлый месяц. Сумма была небольшой, но все равно неприятно. Рассказываем, как распознать поддельную квитанцию и как еще мошенники обманывают россиян.
Судя по всему, бабушка стала жертвой новой волны мошенничества, когда россияне стали массово получать фальшивые квитки на оплату электроэнергии. Об этом недавно предупредил сотрудник МВД Михаил Игнатов.
Он посоветовал внимательно изучать каждую полученную платежку, а при возникновении вопросов обращаться в МФЦ. Если в доме действительно выявлены ложные квитанции, важно проверить по домофонным камерам, кто их разносил — это поможет правоохранительным органам выйти на преступников.
Это старый метод развода, однако мошенники все еще пользуются им. Обычно в нашем доме члены правления быстро такое замечали, сообщали в общий чат о фальшивках и изымали их. На этот раз все произошло очень быстро: бабушка достала квитанцию и, ничего не подозревая, пошла на почту оплачивать.
К сожалению, это всего лишь один из множества вариантов мошенничества.
Варианты обмана, связанные с услугами ЖКХ
Ложные предложения услуг по поверке и замене счетчиков. Если такие услуги и правда нужны, необходимо проверить контакты из объявления по интернету: принадлежат ли они реальной фирме и какой, кто уже пользовался ее услугами. Может насторожить, если «компания» принимает оплату только наличными. Надежнее обратиться по телефонам, которые напечатаны в квитанции, либо спросить контакт проверенной службы в ТСЖ или у соседей.
О том, как можно бесплатно поменять счетчики, писали здесь:
Объявление о «долгах». Такие сообщения могут появляться на общей доске объявлений или приходить в СМС. Во втором случае мошенники оставляют ссылку, перейдя по которой можно быстро оплатить долг. Лучшей реакцией на такое сообщение будет обращение в УК, чтобы проверить, есть ли долг и какой он на самом деле. Ни по каким «ссылкам для оплаты» переходить не нужно: иначе можно потерять не только деньги, но и слить данные карты.
Схемы обмана недобросовестных УК
Управляющие компании тоже могут навешивать на плательщиков лишние долги. Например, предлагать ненужные услуги. Чтобы обнаружить обман, нужно внимательно изучать платежки: все ли услуги, по которым начислена оплата, выполнялись, нужны ли они вообще.
Если есть какие-то сомнения в законности начислений, нужно потребовать от УК обосновать начисления. Это можно сделать через сайт ГИС ЖКХ.
По словам юриста Ильмиры Носик, ошибки в квитанции могут появиться из-за технического сбоя или невнимательности оператора. В этом случае нужно просто попросить компанию исправить неточность. Другое дело, когда служащие компании специально включают в квитанцию лишние оплаты. Тогда важно сообщать о нарушениях в правоохранительные органы.
Как распознать фальшивую квитанцию
Во-первых, внимательно изучить ее. Так можно заметить новые элементы, которых раньше не было, либо ошибки, допущенные мошенниками. Они могут быть в имени плательщика, его данных, а также номере лицевого счета.
Во-вторых, любую квитанцию можно проверить на сайте dom.gosuslugi.ru или сравнить ее с ранее полученными платежками: данные об УК и номера счетов должны совпадать. На сайте выше достаточно вбить адрес дома и узнать о том, какая управляющая компания его обслуживает. Она должна совпадать с той организацией, которая выписала квитанцию.
Надежнее всего узнавать о задолженности самостоятельно в системе «ГИС ЖКХ» и там же оплачивать коммуналку.
Главное — не паниковать. Именно на это и рассчитывают мошенники. Пени за просрочку начисляются лишь спустя месяц. Если долг действительно есть, у плательщика есть время разобраться, как его безопаснее оплатить.
К сожалению, обманывать людей могут и в банках. О том, как сотрудники финорганизаций крадут миллионы рублей, мы рассказали в этой статье:
Больше экономических новостей, а также обзоры банковских продуктов и полезные советы по ведению бюджета, читайте в Телеграм-канале ВЗО ProДеньги.
Сталкивались ли вы с мошенничеством с ЖКХ? Что это было: фальшивые квитанции или лишние строчки в счетах? Поделитесь с нами своими историями.