Диагноз расстройство аутистического спектра вызывает множество страхов и опасений. Конечно, ни один родитель не готов услышать о психиатрической патологии собственного ребенка, а ставят РАС сегодня практически на право и на лево. Согласно официальной статистике в среднестатистической группе детского сада, в которую набирали и вели деток без какого-либо намека на отклонения перед школой такие же рядовые ПМПК выделяют минимум 20% больных РАС. Родители, получив подобный диагноз чаще всего уходят в резкое отрицание. РАС-это у них, у сложных, тяжелых, больных, но уж никак не у моего ребенка, да и вообще, как можно за десять минут диагностики пусть даже комиссии из нескольких специалистов в составе которой прибывает психиатр выставить подобное нарушение. К сожалению, в подавляющем большинстве диагнозов комиссия оказывается права, а родители просто не понимают саму суть данной проблемы. Давайте сегодня попробуем в ней разобраться.
Итак, что же такое диагноз РАС. РАС-это расстройство аутистического спектра. Стоит заметить, что сам по себе РАС не является основным заболеванием, а лишь констатирует наличие симптомов проявления недуга. На данный момент в нашей стране диагноз РАС официально считается переходным. По нему достаточно сложно получить инвалидность, так как само по себе нарушение признается легким в общей группе психиатрических патологий. Из диагноза обычно существуют три модели выхода.
1. Адаптация в обществе, когда за счет донабора знаний об окружающем мире и социализации ребенок может принять свою патологию, осознать ее и научиться с ней жить. Чаще всего люди данной группы инвалидности не имеют, знают о своих особенностях, но сумели адаптироваться к ним.
2 Вторая группа более тяжелая. Это те взрослые, кто до 18 лет не смог компенсироваться. Основная проблема здесь накладывается присутствием той или иной степени умственной отсталости. Чаще всего дети данной группы после взросления получают инвалидность по сценарию психиатрических патологий УО и РАС, в которой УО является ведущей проблемой, а РАС следствием проявления основного недуга. Чаще всего это дети с органической патологии головного мозга, либо те, чьи нарушения были вызваны влиянием негативных факторов во время беременности. Основные заболевания, кисты, пороки развития мозга тянут за собой те или иные группы агнозий и апраксии, на фоне нарушения формируются задержки в сенсорном восприятии всех областей, те самые аутистические черты. Их можно было бы взять под контроль мышлением при помощи развитого интеллекта, но увы, нарушение не дало ребенку подобного шанса.
3 Третья группа - это РАС сформировавшиеся на основе наследственной психиатрической патологии, такой как ранняя детская шизофрения. Вообще дети третей группы сильно выделяются на общем фоне детей с РАС. Если говорить о процессе мышления подобных детей, но он разительно отличается от вышеописанной второй группы. Тут речь идёт совсем не о наборе нарушений восприятия отдельных участков головного мозга в целом, а о совершенно ином подходе к распаду мыслительной функции. Обычно деток данной группы видно даже на банальном этапе диагностики. Сенсорные патологии восприятия у таких детей могут присоединиться позже. Ведь даже при агрессивном течении шизофрении данная патология рано или поздно проявляется атрофией по МРТ. Течение заболеваний данной группы совершенно не предсказуемо. При слабой выраженности заболевания (вялотекущей форму) дети смогут адаптироваться к жизни и выйти в первую группу, при этом сохраняя во взрослом диагнозе шизотипические черты личности. При стремительном прогрессировании недуга, напротив данный ребенок развалится так, что вторая группа окажется сильно превосходящей его по способности и возможности строить и выражать свои мысли.
Скажете ну и как же разделить детей с РАС по данным группам нарушений, если все дети с данным диагнозом такие разные?
На основании научных исследовательских работ проводимых в стационарах детских психиатрических больниц сформированы интересные сведения по данному вопросу. Хотелось бы сегодня поделиться ими с вами.
Итак, опишем рядовой портрет ребенка с РАС, у которого нарушение наступило на основании общей психической задержки. Во-первых, что самое важное дети этой группы весьма контактны. Нет у них отторжения и неприятия к окружающим. Они тянутся к другим детям и взрослым, вот только в силу общей задержки и патологии редко у них получается правильно выстроить контакт. Такие дети часто не умеют соблюдать дистанцию, задают некорректные вопросы, применяют неадекватное поведение в общественном месте. Такой ребенок может смеяться, когда все плачут, не понимая сути ситуации. В тяжелых случаях такие дети, как и все дети группы РАС имеют патологии зрительного контакта, взгляд у них словно блуждающий. Они буквально не замечают окружающей действительности. Психологическая разрядка часто достигается по средствам стимов с применением крупкой моторики- прыжки, крылышки, покачивание ногой. Важный момент старта самой патологии. Дети данной группы редко имеют откаты, чаще всего они просто рождаются с данным нарушением, и родители отмечают общую системную задержку. (Стоит отметить, что в варианте отката многие родители путают моторные откаты и системные откаты участков головного мозга с откатами обменными. К примеру, даже полностью глухой ребенок с патологией уха будет использовать гуление и лепет, а к году его речь полностью пропадет. Нельзя у данного малыша подозревать общий обменный откат, здесь проявляется патология восприятия отдельного участка головного мозга. Данные откаты чаще всего наблюдаются после года, когда системные обменные нарушения чаще всего стартуют после двух лет). Еще одной из важных черт данной группы можно считать отсутствие генерализированных поведенческих приступов- детских психозов. (Нужно, градировать от проявлений эпилепсии с аурой) Такой ребенок не просыпается ночью и не бьет голову в кровь, если его не устроил звук дрели за стеной. Он будет кричать, плакать, указывать на непереносимость звука, но останется контактен в той или иной форме.
Вторая большая группа РАС возникающее на фоне проявлений ранней детской шизофрении. Что же отличает детей данной группы. Во-первых группа эта крайне немногочисленна. В мире стабильно выявляется 1% больных с шизофренией, данное нарушение имеет чисто генетическую, наследственную природу. Буквально пару месяцев назад мне под одной из статей писала мама, у которой доктор диагностировал шизоидное расстройство личности, ребенку на данном этапе развития был выставлен РАС. Чаще всего в анамнезе данной группы детей найдутся родственники с проявлением той или иной формы патологии. Важной чертой манифестации старта подобного заболевания является резкий регресс. В детстве родители таких малышей описывают физическую непереносимость зрительного контакта. Если дети группы выше просто не замечают окружающей обстановки, то дети данной группы постоянно находятся в напряжении. Взгляд глаза в глаза может быть им настолько неприятен, что стимулирует приступ агрессии, такие дети могут зачеркивать глаза персонажей на рисунках, или выкалывать желтые круги у яичницы. (Важное соотнесение с группой выше, детей с отставанием, которые и глаза-то находят с трудом, а уж понимание неправильно брошенного на них взгляда для многих вообще остается областью высшего пилотажа. У деток с шизоидным расстройством данное поведение является осознанным восприятием ситуации и неверным выводом о ней.) Однако не все малыши данной формы патологии являются агрессивными. Некоторые просто стремятся максимально избежать контакта и оградиться от окружающей действительности. Такой ребенок, войдя в кабинет психиатра может час тихо простоять за шторой, никак не проявляя себя. Если дети первой группы не умеют выстраивать контакт, но стремятся к нему, то дети второй группы всячески пытаются полностью избежать контакта, застывая, пропадая, уходя в себя, вплоть до закатывания глаз. В чем же основной смысл данных аутистических черт? У данной группы на первое место выходит не неспособность адаптации и восприятия окружающего мира в силу нарушений потока информации, а обработка ситуации в целом. Поток информации у такого ребенка не нарушен, все источники и формы восприятия работают правильно, вот только в целом картина обрабатывается неверно. Не может такой ребенок оценить видимую ситуацию адекватно и накладывает на сформированные выводы признаки болезни. Чаще всего таким детям вообще не важен результат. Они могут часами собирать и разбирать пазлы, наслаждаясь самим процессом, паять и перепаивать технику, при этом результат их труда ни капли не вызывает интереса. У таких детей реже наблюдаются патологии мелкой моторики, стимы для успокоения у них чаще всего задействуют данную область. Например, перебирание или складывание фигур из пальцев, закрытие лица руками, перебирание кубика-рубика. Так же как не вызывают интереса и проблемы окружающих людей. Это дети, централизованные на себе и своих эмоциях с легким налетом социопатического шлейфа, так же в данной группе наблюдается присутствие сделанности поведения позерства, и бесплодных размышлений- резонерства. Важно отметить, что у большинства больных на старте патологии интеллект либо полностью сохранен, либо сильно выше нормы. При этом у них ярко отмечается увлеченность процессом выбранной для изучения области. Бывает, что на фоне нормального или высокого интеллекта такие дети испытывают сложности в учебе в силу нарушения концентрации внимания, воли, и оценки своих поступков и действий. Чаще всего яркая позитивная симптоматика, вызывающая галлюцинации возникает у таких детей в более старшем возрасте, но встречаются и ранние формы патологии. Основная причина формирования данного нарушения -это системные патологии обменных процессов в головном мозге, так называемый нейромедиаторов. Поэтому дети данной группы крайне нуждаются в своевременной медикаментозной поддержке.
Ну и главный момент, как корректировать подобные нарушения? РАС лечится, не устраняется полностью, но поддается коррекции, но прогноз всегда зависит от формы патологии. Однако если у ребенка первой группы с РАС возникшим на фоне УО работает направление адаптации поврежденные участки головного мозга по средствам идей нейропсихологии, то у ребенка второй группы основной работой будет стабилизация обменных процессов головного мозга во избежание старта резких откатов, повреждающих и разлагающих мозговые функции.
Надеюсь, статья была понятной и доступной, подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.