Часть 1. Детство Русалочки с точки зрения семейной психологии.
🔈Аудиоверсия статьи тут.
Наша психика так устроена, что лучше всего уроки для души запоминаются в виде сказок, которые нам в большом количестве рассказывают в детстве – это формирует поведение, коллективное бессознательное и призвано учить «уму-разуму». Хотя чаще всего, повзрослев и перечитав какую-то сказку, мы начинаем видеть ее скрытый посыл, который ребенок, а иногда и его родитель, читающий на ночь сказку после трудного дня, увидеть не может.
Предлагаю вам поисследовать сказку, что содержит в себе несколько очень важных психологических уроков, которые не лежат на поверхности и которые не просто заметить. Ведь мы всегда стараемся найти мораль сказки - и общеизвестная мораль этой сказки в "мечтай, страдай, получишь бессмертную душу". Но что если в самой сказке есть ключ попадания в этот сценарий жертвы и любовной зависимости? Который мы можем принять к сведению, чтобы не повторять?
Так как анализ получился достаточно объемный, сначала представляю вашему вниманию первую часть - детство Русалочки.
Итак, "Русалочка" - самая подходящая сказка в теме любовной зависимости и жертвенного поведения.
Есть очень много разборов этой сказки про архетипы/тени/эго-состояния персонажей, об одиночестве ее автора, страданиях и благородном выборе и т.д. Но что, если посмотреть на сказку через лупу семейного психолога и проанализировать жизнь Русалочки и последствия, которые необратимо привели ее к грустному концу?
Вы читали ее у Андерсена - ту самую, не адаптированную под нежные детские души? Я не про мульты, где куча смешных моментов с забавными рыбками/крабиками, и не про нашумевший спорами фильм о цветах кожи русалок с неизменным хэппи эндом.
А про настоящую сказку «Русалочка», которая отражает сказочную подводную жизнь с волшебными событиями, хоть и в несуществующем формате сказки, но прекрасно демонстрирующем возникновение созависимых отношений, как они развиваются и к чему в конечном итоге приводят?
Вы же помните, что случилось с Русалочкой? Кто не помнит – перечитайте сказку - красивая и грустная, но очень поучительная полезная история, показанная к прочтению всем девочкам/девушкам/женщинам, чтобы избежать попадания в несчастливый сценарий зависимых отношений!
Почему? Ведь не смотря на все ее жертвы ради принца, ее служение ему в течение долгого времени, ее внутреннюю и внешнюю красоту и покладистость, золотое молчание, дружбу с ним и постоянное присутствие и участие в совместных делах/интересах – она оказалась за бортом реальной счастливой семейной жизни, превращенная злым роком/судьбой/ведьмой в морскую пену.
Кстати, часто все эти вышеперечисленные критерии используются для построения счастливого брака. Почему же у Русалочки не сложилось?
У большинства просматривающих и даже читающих эту сказку (особенно в ее современной интерпретации) весь негатив выливается на злую ведьму, которая отобрала у Русалочки ее прелестный голос и поставила невыполнимые условия. Далее по списку наших обвинений идет неблагодарный Принц, который полюбил другую и так и не узнал, кто его на самом деле спас. И в конце довершает этот образ злая разлучница, которая обманом захватила внимание Принца.
А что если…Мы детальнее посмотрим, почему все произошло именно так, а не иначе? С точки зрения семейной психологии?
Жила была Русалочка… Красивая, нежная…Самая младшая в семье. В большой многодетной семье, где одни сестры, все старше нее… и... нет матери. Думаю, это ключевое условие – отсутствие любящей (или хотя бы просто достаточно хорошей) матери на важных жизненных этапах. Получается, Русалочка потеряла мать в каком-то раннем возрасте (а это всегда! психотравма для любого ребенка) - в сказке не указывается каком, но давным-давно.
Это из всех сестер явно повлияло на нее самым драматичным образом, потому что, изначально, Русалочка предстает нам отличающейся от них, которых, в принципе, очень устраивает их жизнь - веселые игры с подводными жителями, пение/развлечения, и у которых в восприятии земной мир предстает в образе просто интересного приключения. Русалочка же, наоборот, любит проводить время одна в своем садике, сажая яркие цветы и подолгу думая / мечтая о мире, который она никогда не видела, но который ярко описывают бабушка, а позже и сестры.
Русалочка там не была, но живет только тем моментом, когда она там окажется. Не видите ли вы здесь завышенные, неоправданные ничем ожидания?
Сколько девочек мечтает создать свою собственную сказку, в которой будет «вот так» и «вот так», и когда ожидании не оправдываются, готовы на многие жертвы, только чтобы «сказку сделать былью»?
Если представить себе подобную картину в современном обществе, получится не очень веселая история… Которая закономерна должна была так грустно закончиться.
Что происходит в семье Русалочки, что подводная жизнь ее мало интересует и радует?
Читаем: «морской царь давным-давно овдовел, и царским хозяйством заправляла его старуха-мать, женщина умная, но очень гордившаяся своей знатностью». В смысле? А где этот грозный сильный и могучий морской царь, которого нам рисуют нынешние интерпретации сказки? У «грозного» царя всем его царством заправляет мать – ну такое себе…мое любимое - отсутствие сепарации).
Бабушка, которая очень гордится своей знатностью. Ни о чем вам не говорит это?
Главным достоинством бабушки в сказке обозначена «любовь к своим внучкам». Спорное достоинство, однако. Ну потому что это больше про естественность, а не про достоинство. Конечно, бабушка любит своих внучек. Ну…она же бабушка, а как не любить родных тебе по крови малюток, да еще оставшихся без матери? Но раз она заправляла там всем и такое базовое чувство любви вменяется ей в главное достоинство ( неужели больше никаких достоинств не было? ), то ее любовь, скорее всего, была «заметной, контролирующей и директивной».
В связи с такой не очень обширной характеристикой, у меня возникли все-таки вопросы, которые, естественно, остаются без ответа (но никто не может нам запретить порассуждать самим на эти темы и подумать!), вроде таких:
- почему так рано умерла мать девочек? Русалки живут по 300 лет – что с ней случилось? Наверняка какая-то трагедия.
- почему царь так долго больше не женился, ведь ему жить еще лет двести и он еще в самом расцвете своих царских мужских лет? Ведь у него не было сына - неужели ему не хотелось получить наследника, чтобы передать ему царство? Или кто-то отметал всех невест, как не достойных?)) (это просто на подумать)
- и главный вопрос: почему бабушка управляет всем царским хозяйством? - указывает кому что надевать и сколько устриц прицеплять на хвост, что можно, а что нельзя…
В общем, тут явно про отсутствие в жизни Русалочки надежной мужской фигуры отца (нигде в сказке нет с ним даже маленького взаимодействия) и (на мой взгляд) базовое недоверие к миру из-за ранней потери матери, травма покинутости (Русалочка часто одна, странная и грустит), травма оставленности - и это полным ходом порождает в ее фантазиях мысли о другом мире, ведь существующий – ей не совсем подходящий.
Ее не понимают в этом мире – она странная. У нее нет подруг, друзей (крабики и рыбки в экранизациях - фантазия режиссеров), а самая важная фигура в ее мире – это молчаливая мраморная статуя мальчика (запомним его), которую она установила в своем садике – она любуется им, наверное, разговаривает с ним, просто молчит, обвив руками…это ее привычное поведение.
Отец где-то постоянно отсутствует, матери нет, воспитывает властная бабушка, которая рассказывает яркие притягательные сказки о недоступном им мире да так, что он предстает в образе лучшего мира, где все такое привлекательное, необычное, пахучее, щебечущее…Хотя сама бабушка там не жила, а наблюдала тот мир только из воды.
Даже в саду своем наша Русалочка сажает цветы, похожие на невиданное никогда ею солнце – тут мы мимоходом фиксируем совершенно несбыточные желания Русалочки жить в мире людей. Она с раннего детства живет в мире фантазий и воображения, которые возникают от рассказов бабушки. Это ее своеобразная психологическая защита – бегство от реальной жизни в мир фантазий и представлений. Который настолько стал привлекательным, что, будучи еще совсем не реальным – привлек все мысли и желания Русалочки.
Каждая сестра, которая получала разрешение выныривать в 15 лет «в другой мир», возвращалась с новыми эмоциями/впечатлениями, но подчеркивала, что «дома лучше». А Русалочка, слушая сестер, уже сформировала свое мнение, что «очень полюбит тот мир!».
Замечаем, что у нее не могло быть своего реального мнения на это счет, а только чужие представления и навязанные переживания. Но в них она верит, как в свои собственные. Это также важно для понимания причин формирования такого поведения.
Как часто мы, еще не попробовав чего-то, не увидев/ не пощупав и не пожив в этом, влюбляемся заранее в наши представления и ожидания? Мы смотрим на других, в нашей голове формируются представления и вот мы уже видим себя в том или ином образе, открытые любому опыту без критического осмысления и хоть толики подозрения, что все совсем не так, как нам рисуется в голове. Сталкивались с таким? Потом больно просыпаться?
Когда Русалочке исполняется 15 лет (а мы помним, что это очень сензитивный/чувствительный возраст для формирования картины устройства мира), бабушка отправляет ее посмотреть земной мир. И на жалобы Русалочки о тяжести и неудобстве надетого на нее наряда, изрекает - «Ради красоты стоит потерпеть!». То есть, по одному этому эпизоду можно увидеть все воспитание Русалочки – не важно, что ты чувствуешь, важно приносить какую-то жертву ради цели – добавляем в копилку ее детских травм еще травму униженности.
Думаю, это не первое бабушкино такое директивное послание, иначе уже в 15 лет можно было ослушаться – ведь я уже взрослая, мне разрешили наверх, как взрослой – значит, сама могу решать, надевать эти тяжести или нет. Но Русалочка беспрекословно привычно слушается и повинуется – тащит на себе тяжелый венец и уборы (а хотелось просто алых цветов из своего садика). Бабушка навязывает ей восемь устриц в «знак отличия ее сана» - Русалочке больно, но она терпит…ради цели «посмотреть на долгожданный мир» и «вдруг кто увидит, а я не при параде!»
Тут еще один очень важный посыл – он прекрасно характеризуется в двух аспектах воспитание Русалочки. Важно внешнее и не важно, что ты чувствуешь: должна, потерпишь, подчиняйся.
Это основное условие для попадания в будущем в зависимые отношения. И, как мы видим, оно отчетливо формируется с детства.
Но почему Русалочка так быстро и беззаветно влюбилась в первого попавшегося ей на глаза молодого человека и почему ее любовь была такой сильной, что она решила расстаться со своим прекрасным голосом? Узнайте во 2 части (подпишитесь, чтобы не пропустить) про семейные границы и доверие, а также при чем тут старые грабли и мраморный мальчик.
А в третьей части - разбор "тирании" Принца, характеристики "коварной" разлучницы и основные выводы, как не попасть в созависимые отношения.
Автор: Шишкина Ольга Анатольевна
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru