В преддверии празднования Дня военного связиста и юбилея прославленной Военной академии связи имени Маршала Советского Союза Семёна Михайловича Будённого мы в гостях у начальника академии генерал- майора Тучина Геннадия Анатольевича. В этом интервью он рассказал, как специальная военная операция отразилась на учебном процессе и как курсанты осваивают технологии завтрашнего дня.
– Учитывая, что мы находимся в преддверии Дня военного связиста, который отмечается 20 октября, позвольте уточнить, почему академия носит имя Будённого?
– Это интересный вопрос, так как история связана с 50-летием Семена Михайловича Будённого. В честь юбилея полководца, Иосиф Сталин решил увековечить его имя, отметив заслуги Будённого в создании Вооружённых Сил молодого советского государства присвоением академии его имени.
– То была эпоха устремлённых вперёд людей, обеспечивших невиданный прогресс нашей страны. Сохраняет ли сегодня академия этот заряд?
– Конечно. Давайте рассмотрим это на прикладном вопросе. Таком, например, как подготовка специалистов в области БпЛА и РЭБ? Очевидно, что за ними будущее. Так вот, у нас есть направления подготовки, специально ориентированные на работу с беспилотными летательными аппаратами. Мы готовим офицеров оперативного звена, которые изучают управление и работу с такими системами. Мы рассматриваем определённые аспекты также в рамках курсантских коллективов, что касается тактического управления. Важно отметить, что мы обучаем операторов беспилотников, поскольку связисты должны иметь представление о вопросах защиты и управления, что критично на современном поле боя. Мы обеспечиваем передачу результатов работы БпЛА командирам всех уровней – от непосредственных командиров до командующих фронтами, выводя данные на экраны управления. Этому предшествует создание надежной системы связи, включая защиту узлов связи, которые необходимы для функционирования всех уровней управления. Важно также защищать эти узлы от действий противника. Кстати, мы обучаем как курсантов, так и слушателей.
– Президент России 19 сентября на встрече с промышленниками сказал о необходимости привлечения народных умельцев для работы с БпЛА и РЭБ. Приходят ли в вашу академию такие «кулибины»?
– Опираясь на опыт СВО, мы собрали одарённых ребят, которые сумели реализовать свои идеи в рамках отдельного кластера, сосредоточенного на управлении связью. Эти молодые специалисты предложили свои разработки, которые мы затем представили начальнику Главного управления связи. В конечном итоге, это переросло в работу с различными предприятиями, занимающимися реализацией этих идей. Мы принимаем разработки, те, что могут быть реализованы на уровне программного обеспечения и технических решений – для радиостанций, мобильных комплектов и т. д. В технопарке разрабатывают проекты для спутниковой связи и транспортной составляющей. Предложений поступает много. Для системной работы с ними в академии был создан технопарк. Он начал функционировать с 1 сентября, и его ключевой задачей является привлечение научной роты, в составе которой студенты с высшим образованием в области IT‑технологий и программного обеспечения. Это действительно одаренные молодые люди. Также мы интегрируем туда курсантов и слушателей, которые обладают аналогичным потенциалом и проходят подготовку в течение пяти лет. В то время как учебная рота срочной службы проводит год в своей специализированной области, курсанты охватывают более широкий спектр знаний и навыков. Мы привлекаем и промышленные предприятия, а также народных умельцев, которых вы упомянули. Эти люди также играют важную роль в рамках технопарка. Вся эта работа ведётся открыто.
– Готовясь к этому разговору, я узнал, что есть гражданские вузы в Москве, Самаре, которые создали кафедры по БпЛА и РЭБ, они же и создают цепочку от разработки до производства и применения БпЛА, что позволяет быстро реагировать на новые вызовы. Есть ли подобное в вашем учреждении?
– Мы постоянно ищем защиту от новых угроз, и этот процесс не имеет обратной силы. В условиях серьезного противника научный потенциал играет ключевую роль в нашей способности адаптироваться. Каждый стремится превзойти противника не только силой, но и специалистами-техниками, о которых говорят великие учителя стратегии. Войну выигрывает тот, кто еще до её начала определяет, как ее вести, и проводит все мероприятия для победы над противником заранее. То есть, в каком-то смысле войны выигрываются или проигрываются ещё до их начала. Когда война уже началась, борьба научных потенциалов и заделов естественно нарастает.
– Ваша академия – это центральный вуз в этой сфере, сможет ли она объединять народных умельцев и направлять их усилия в единый научно-технический кулак?
– Знаете, роль БпЛА стала очевидной лишь сегодня. Мы, как организация, одними из первых серьезно занялись развитием БпЛА. Мы создаём организационно-штатные структуры и сейчас уже имеем полк БпЛА, поддержанный генеральным штабом, который становится частью повседневной практики. Внедрение беспилотной авиации в военные действия – это серьезный процесс. РЭБ, который у нас уже был, также адаптируется к боевым условиям. Беспилотники становятся важной частью огневых средств. Новые угрозы требуют обновления наших подходов. Война, как она виделась ещё в 2022 году, была прежде всего войной артиллерии и связи. Сейчас это в первую очередь война беспилотников и других новых технологий.
На сегодняшний день тот, кто превосходит противника в этой области, тот и добивается успеха. Применяются разведывательные, ударные и противобеспилотные дроны. Линейка и возможности расширяются. Воздушное пространство до сих пор слабо изучено, и наши противники уделяли этому вопросу много внимания. У них есть большие беспилотники для разведки и ударных операций. Но конкуренция между маленькими дронами, коптерами, сейчас достигла серьезного уровня. Все государства разрабатывают эти системы не только для внутренних нужд, но и для безопасности. Раньше дроны использовались в сельском хозяйстве, а теперь – в вооружённой борьбе. Поэтому говорить о привязке этого вопроса только к Академии связи, может быть, неверно. Академия связи должна развивать фундаментальный подход и проработать систему каналов связи для интеграции подразделений. Информация о работе беспилотников должна передаваться командирам для принятия решений. У нас на кафедре сейчас рассматриваются вопросы управления беспилотниками и их применение. Не в интересах управления самими беспилотниками, а для построения системы связи управления этими подразделениями. Научный задел, который заложен в академии, должен быть преобразован в руководящие документы и уставы. Мы должны готовить специалистов по вопросам организации управления, командиров подразделений.
– Но кто должен определить, кто именно будет заниматься БпЛА?
– Связь – это отдельный вид подготовки. Академия связи готовит специалистов в этом направлении. А специальности в артиллерийской академии или академиях ПВО будут развиваться в соответствии с их направлениями. Беспилотная авиация должна присутствовать во всех учебных заведениях, пусть даже и фрагментарно. Я думаю, что Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского – это именно тот центр, где должно формироваться ядро вида или рода БпЛА. И оттуда должны формироваться формы подготовки. Связь присутствует повсеместно, и беспилотники тоже нужны везде. Как у нас есть инженерные войска, так должны быть и войска беспилотной авиации. Должен быть начальник, вплоть до генерального штаба. Трансформация должна идти от Генерального штаба с учётом применения войск.
– Мы встречаемся в преддверии празднования юбилея войск связи и самой академии. У вас намечена серия мероприятий?
– 20 октября – это дата празднования Дня войск связи, которым исполняется 105 лет, также 8 ноября – 105 лет образования Военной академии связи. Мы возводим храм преподобного Сергея Радонежского на территории академии. Будет много событий в честь этих праздников. В День войск связи мы проведём еще одно мероприятие, куда пригласим ветеранов и офицеров. Мы установим в сердце академии Боевое знамя Киевского училища связи. Правопреемником является Ульяновское училище, а стационарным – Ленинградское училище. Все знамена академии – это правопреемники всех училищ. Но у нас остаётся только одно училище, флага которого у нас нет – Полтавское. Знамя было вывезено с Украины нашими патриотами. Первая часть знамени, выпущенная в 1937 году, находится в Музее Советской Армии в Москве. А в 1943 году нам передали второе знамя. В день 105-летия войск связи мы торжественно примем это знамя от музея.
– Много ли у вас обучается участников СВО?
– Достаточно много. Процентов 10. Участники СВО в приоритетном порядке поступают по своей квоте, и я считаю, что это очень здорово сказывается на подготовке курсантских коллективов. Это люди с боевым опытом, и в ходе занятий они вносят интересную струю в сам процесс подготовки. Мотивация у них значительно выше.
– Что бы вы хотели пожелать сегодня вашим воспитанникам?
– Я хочу пожелать всем нам скорейшей победы. Она будет за нами – тут сомнений нет. Но для успеха, который приблизит эту победу, нужны уверенные знания, подготовка специалистов. Как сказал Верховный Главнокомандующий, на поле сражения побеждает не техника, не тактика, не вооружение, и даже не человек. Побеждают учителя. Поэтому хочу пожелать всем коллективам хороших учителей, которые трансформируют этот опыт в учебный процесс. А всем, кто является участником учебного процесса, – учиться! Желаю всем во имя победы, во имя сохранения жизни осваивать свою профессию так, как говорил В.И. Ленин: учиться военному делу настоящим образом! И, конечно же, всем нашим воинам хочу пожелать удачи – она в ратном деле тоже очень нужна…
Беседовал Владимир БЕЛИЧЕНКО
Фото автора