Статья главного редактора информационно-аналитического издания "Геополитика" Леонида Владимировича Савина «Жёсткая», «мягкая» и «умная» сила во внешней политике США» альманаха «Солнце Севера. Теория гегемонии и контргегемонии».
Что такое Power
Для начала нужно проанализировать понятие самой власти с позиции англо-саксонской геополитической мысли, поскольку это чужеродный термин. В английском языке слово power в зависимости от контекста, а иногда и одновременно означает власть, господство и силу, мы будем употреблять это слово без перевода. Power является по своей природе как материальной (экономическая власть денег или ресурсов, наличие физических средств для принуждения, такие, как оружие и персонал), так и психологической (легальная, религиозная или научная власть, интеллектуальный и социальный престиж, харизма, иллюзорная или действительная репутация) - и обе разновидности служат для обеспечения дипломатической или военной мощи [1].
По своей природе, которая является ни хорошей, ни плохой, power проявляется везде по-разному, что зависит от специфики общества. В различных местах в разные времена власть и господство имели совершенно различное распространение. Власть испанского короля Филиппа II опиралась на землевла- дельцев-аристократов, но европейская сила, связанная с городскими банкирами, смогла превозмочь его военное превосходство. А в США во время Вьетнамской войны давление разношерстной политической коалиции вынудило руководство страны завершить военную кампанию. Немало примеров может набраться и в русской истории.
Поэтому для любого стратега главной проблемой является определение, где и в какую форму будет воплощена power, а также идентификация тех точек (в нашем случае это важно), где применение военной силы будет наиболее эффективным [2].
Профессор Гарвардского университета Джозеф Най и бывший Госсекретарь США Ричард Эрмитаж сформулировали основной принцип современных разновидностей power: «Power - это возможность влиять на поведение других для получения желаемого результата» [3].
При этом Эрмитаж и Най отмечают, что исторически power зависела от таких критериев, как размер страны и численность ее населения, природные ресурсы, экономическая мощь, военная сила и социальная стабильность. А источник любой power в первую очередь зависит от контекста. Hard power («жесткая» сила) дает возможность странам использовать метод кнута и пряника для того, чтобы получить желаемый результат. Soft power («мягкая» сила) дает возможность привлекать людей на свою сторону без применения насилия. Для soft power фундаментальной основой является легитимность. Smart power («умная» сила) не является ни hard, ни soft, а представляет собой комбинацию обеих.
Cпециалисты по сетевым войнам предлагают аллегорические трактовки hard и soft power для оказания политического влияния. Например, Аркилла и Рондфельд описывали soft power как «маяк, зажженный на скале» [4].
«Умная» и «гибкая» сила
Эрмитаж и Най в 2007 году определили формулу для будущей стратегии Америки: «smart power означает развитие интегрированной стратегии, ресурсной базы и инструментария для достижения целей США, которые предусмотрены и hard, и soft power» [5]. Они также констатируют, что во внешней политике США ранее больше использовали hard power, так как ее действия были прямолинейны, а основы ее могущества видимы для внешних акторов.
Следует отметить, что доклад по smart power, сделанный под руководством Ная и Эрмитажа в 2007 году на базе анализа различных подходов по отношению к утилизации власти в международных отношениях был намеренно подготовлен за год до президентских выборов в США, на которых победил Обама. Его цель заключалась в том, чтобы предложить данные исследования в качестве программы внешней политики будущего президента, не зависимо от того, кто победит - Обама или МакКейн. Госсекретарь Хилари Клинтон публично подтвердила принятие этой программы, сказав, что США в дальнейшем будут применять smart power.
Согласно этому докладу целью внешней политики США должно было быть сохранение и пролонгирование своего высокого положения. Достижение этой цели невозможно без наличия союзников и партнеров, которые хотят и могут помочь США определять и действовать в приоритетных направлениях.
Для этого США должны сконцентрироваться на пяти ключевых пунктах:
- альянсы, партнерство и институты: необходима перестройка основ, которая будет учитывать глобальные изменения;
- глобальное развитие: выработка унифицированного подхода, начиная с общественного здравоохранения;
- общественная дипломатия: повышение качества доступа к международному знанию и процессу обучения;
- экономическая интеграция: увеличение выгоды от торговли для всех людей;
- технологии и инновации: они должны быть направлены на вопросы изменения климата и энергетической безопасности [6].
Реализуя на практике эти пункты, Джозеф Най активно продвигает идею smart power и среди союзников США, пытаясь вовлечь их в орбиту американского влияния. В частности, его рекомендации были тщательно изучены японским правительством для выработки новой стратегии в отношении внешней и оборонной политики [7]. Европейские мозговые центры и политологи также анализируют возможности применения той или иной власти-силы по отношению к своему региону. Например, после изучения специфики своего географического окружения для Хорватии был предложен план применения soft power, основанный на природных, культурных и духовных ценностях хорватов и имидже страны на международной арене [8]. Сам Най выразил свои идеи с примерами о применении smart power в книге The Powers to Lead, вышедшей в феврале 2008 года.
Smart power, как и следовало ожидать, подверглось различным толкованиям. Военный аналитик и обозреватель Дэвид Экс считает, что «множество инициатив Обамы в духе smart power являются расширенными версиями уже существующих программ, которые были запущены во время второго срока Буша» [9]. Тем не менее, по его оценкам smart power будет доминирующим направлением в американской военной стратегии в ближайшее время.
Если брать конкретные примеры, то одним из них является Конго, где, помимо подготовки вооруженных сил под руководством американских инструкторов, запущена программа, направленная на предотвращение сексуального насилия, что было серьезной проблемой в этом регионе за последние годы. Кроме того, в рамках smart power в Киншасу вместе с новым контингентом вооруженных сил США были отправлены сто человек медицинского персонала из национальной гвардии США, которые две недели бесплатно обслуживали конголезцев. «По мнению одного из офицеров США, лучшая проверка на smart power состоит в том, что, когда миссия в Западной Африке заканчивается, вам говорят, что будут рады вас видеть в любое время» [10].
Вспышка насилия, охватившая эту страну в сентябре 2016 года, позволяет усомниться в эффективности реализации smart power по американским методам. Возможно, определенный эффект был достигнут, но явно не для самих конголезцев, которые разделены по сферам влияния. Более того, есть большая вероятность, что инициация текущего конфликта как раз и произошла с помощью американской smart power.
Много сторонников применения smart power из числа представителей гражданских лиц считают, что США и их союзники в отношении мусульманских стран посредством экономической помощи, предоставления медицинских услуг, образования и различных видов материального развития должны произвести сдвиг в поддержке кланов и племен от радикального ислама к более секулярным, универсальным ценностям [11]. Поэтому smart power действует как своего рода политический инструмент по нивелировке традиционных ценностей различных народов и культур, навязывая исключительно американскую точку зрения.
Интерпретация видов Power
Современный американский политолог Уолтер Рассел Мид развивает идею Ная о hard и soft power в контексте доминирования США, интерпретируя как военную составляющую, так и концепцию Антонио Грамши о гегемонии. Он пишет, что hard power делится на военную и экономическую составляющие. Первую можно назвать «острой» силой, так как она основывается на силе штыков и можно на своей шкуре почувствовать их действие - если мы будем ей противостоять, то острые штыки будут подталкивать нас в нужном направлении. Это твердый фундамент американской системы. Экономическая составляющая - это «липкая» сила, которая соблазняет и убеждает одновременно. Она представляет собой «сеть экономических институтов и стратегий - вовлекает в нашу систему других и затем создает для них такие условия, что им становится трудно ее покинуть» [12].
Soft power также имеет два аспекта: «притягательная» сила американских ценностей, культуры, политики в отношении различных зарубежных обществ и сила, заключенная в определении повестки дня и установлении рамок дискуссии (сила мировой гегемонии по Грамши). «Притягательная сила - ценности, идеи, политические шаги, встроенные в нашу систему, - ублажает другие нации. Сила гегемонии создает нечто столь же искусственное и произвольное, сколь с исторической точки зрения сама американская система порядка со времен Второй мировой войны выглядит естественной, желанной, неизбежной и устойчивой» [13].
Уолтер Рассел Мид указывает, что «острая» сила США связана с осознанием необходимости подавляющего военного превосходства как надежной основы национальной безопасности. «Липкую» силу он сравнивает с хищным растением росянкой, которое завлекает свою жертву приятным запахом, поэтому ее действие, хоть и не предусматривает вооруженное насилие, но в основе не имеет совпадения волеизъявлений.
На эту силу работает влиятельное лобби коммерсантов, банкиров и торговцев, вовлекая в американскую зависимость рынки и производителей. На практике это выражается в создании неравных условий торговли и обмена - страны, которые вовлечены в американскую торгово-финансовую орбиту (имеется в виду также ВТО, Всемирный банк и МВФ) боятся разрыва с США, так как нуждаются в рынках сбыта и одновременно владеют ценными бумагами. «Крушение американской экономики - или американской мощи - нанесет колоссальный, неприемлемый ущерб всему остальному миру», - считает Мид [14].
«Притягательная» сила, конечно, действует не на всех, так как во многих странах не признают, а часто и открыто осуждают американские ценности и суррогатную культуру этой страны. Но у нее несколько элементов, которые включают в себя мировую роль США, иммиграцию и гуманитарную помощь, которую Вашингтон оказывает многим государствам.
И, наконец, четвертая сила - гегемония - основана на том, что мировой порядок, поддерживаемый США, был признан легитимным и неизбежным [15].
При этом «острая», «липкая» и «мягкая» силы поддерживают силу гегемонии. «Эти три разнородные силы, действуя совместно, теряют свою специфику, сливаются в синергетическом потенциале и образуют целое, превышающее сумму составляющих его частей» [16].
И даже военная сила, по мнению Мида, не является исключительно «острой», так как имеет и «мягкий» компонент, связанный с сетью военных баз США, международным сотрудничеством, в том числе посредством НАТО, обучением специалистов со всего мира и гуманитарными программами.
Данный подход Мида показывает более широкий спектр возможностей, чем дихотомию на гуманитарные операции и ведение боевых действий.
Как уже было указано, различные страны применяют тот или иной вариант силы и власти в зависимости от определенных критериев. По нашему мнению, Эрмитаж и Най упустили такой значительный критерий как уровень политических прав и свобод в определенном обществе. Если в Западной Европе официально признан высокий уровень демократии и возможностей влиять на принятие решений, следовательно, там должна преобладать soft power. Соответственно в авторитарных обществах будет более прямолинейная политика по отношению к своим гражданам. А так как это будет структурировать модель поведения и политическую культуру, следовательно, и в вопросах внешней политики такие государства будут тяготеть к hard power, доказательством чему служит история Ирака на протяжении последних двадцати лет и ряда других стран.
Адаптивные подходы
НАТО традиционно используют сочетание soft и hard power. Hard - при развертывании необходимых сил по выполнению коллективных обязательств по обороне, а также планировании и учениях, направленных на развитие структуры, a soft - чтобы установить соответствующий уровень сотрудничества с соседними государствами с целью снижения или во избежание возможных причин конфликта [23]. В последнее время к soft power НАТО следует относить все проекты, которые ведутся по линии Стратегических коммуникаций - научные исследования, образование, откровенная пропаганда и работа с социальными сетями - все эти подходы призваны обеспечить как позитивный имидж альянса, так и обосновать традиционные действия в русле hard power (для чего нужно постоянно стимулировать образ врага - таким в НАТО является Россия).
Необходимо отметить, что ряд зарубежных авторов накладывает модели применения hard power и soft power на определенные исторические отрезки, связанные с установлением государственного строя и проведением политических реформ в той или иной географической среде, где данные концепции до недавнего времени вообще не были известны, например - установление советского строя в Центральной Азии [24]. Современный геополитик Эрик Уолберг проецирует оба вида power на определенные этапы империалистической политики стран Запада (Великобритания - США), обозначая их как Большая Игра-1, II, III [25].
Безусловно, различные методы применения силы в отношении оппонента проявляются и в подходах по разрешению конфликтов. Например, Мартин ван Кревельд считает, что есть два способа победы сильной стороны в неконвенциональном конфликте - британский и сирийский. Оба они связаны с воздействием на моральную стойкость противоборствующей стороны. Первый заключается в том, что нужно действовать исключительно законными методами, как поступили англичане в Северной Ирландии, когда жесткие военные репрессии ни к чему не привели. Второй - это показательные репрессии. Этот метод эффективен, если есть уверенность, что в целевую группу репрессируемых попадет руководство заговорщиков (метод Хафеза Асада, который применялся при подавлении исламских фундаменталистов в городе Хама), при этом к жестким мерам нужно готовиться в тайне и не сожалеть о содеянном.
Эти три вида манипуляций с силой и властью, а также их умелое сочетание заставляют государственных деятелей и органы власти в разных странах все более тщательно присматриваться к проявлениям какой-либо активности. Ведь за вполне безобидной с виду деятельностью может скрываться первая стадия государственного переворота или одна из деталей спецоперации. Не вызывает сомнений, что геополитически сильные игроки будут применять комбинацию всех актуальных видов power, а рост числа международных акторов многократно увеличивает возможности технических вариаций.
Рамочные дискуссии
Довольно показательной в плане дискуссии в среде военного сообщества США о значении той или иной силы является монография Колина Грея «Жесткая и мягкая силы: утилита военной силы как инструмента политики XXI века» [26]. Колин Грей предлагает рассмотреть 11 положений для более глубокого понимания политического феномена «мягкой» и «жесткой» силы, при этом делая оговорку, что они имеют различный фокус и их можно определить как правильные или неправильные, правильные, но вводящие в заблуждение, или неправильные, но поучительные.
- Военная сила менее эффективна в качестве инструмента политики XXI века, чем это было в не в столь отдаленном прошлом.
- Времена меняются: история следует хронологии, но совершенно не линейна.
- Эффективность военной силы зависит от культуры и обстоятельств.
- «Тяжелые времена способствуют появлению мягких принципов».
- Война может оказаться стратегической хирургией, проводимая в соответствии с законом политических целей, но также грубой силой или насилием.
- «Мягкая» сила не является существенно дискреционной, и ее концепция, скорее всего, может ввести в заблуждение, чем просветить.
- «Мягкая» сила попадает под ошибочную характеристику (в целом неправильную) как альтернатива военной и экономической мощи.
- Опасно основывать «мягкую» силу на расчетах и чувстве частого отсутствия мотивации других стран.
- Сфера политики эффективности «мягкой» силы, как правило, либо структурно стимулирует легкий успех, либо излишне противостоит такому влиянию.
- «Жесткая» и «мягкая» силы должны дополнять друг друга, только если они окажутся стратегически некомпетентными и не будут обладать высокой политической эффективностью как по отдельности, так и «вместе».
- «Мягкая» и «жесткая» силы больше стимулируют друг друга, чем заменяют.
Считая «жесткую» и «мягкую» силу полными или частичными альтернативами друг друга, Колин Грей делает ряд выводов.
Есть случаи, при которых ни «мягкая», ни «жесткая» силы не эффективны для получения преимущества, не говоря уже о победе. Кроме того, есть вероятность, что ни одна их комбинация не сможет принести успех. Ученые, как правило, в состоянии постулировать чудо исторически эффективного гипотетического вмешательства, которое должно было привести к успеху, но это могут быть лишь досужие домыслы.
«Мягкая» сила не имеет вариативности. Вполне возможно, что на протяжении большей части американской культуры распространяли и уважали этот факт, но он берется в расчет только в отношении политического выбора. Страны могут проникать друг в друга глубоко некоторыми своими ценностями и практиками, одновременно с этим находясь в весьма конфликтных отношениях, поскольку интересы их считаются несовместимыми.
Исторически контекст общего взаимного неуважения между антагонистическими обществами и их политиками - нечто необычное. Политика и интересы, которые движут ими - способ подавления многокультурности, не говоря уже о близости. Когда национальные интересы воспринимаются как столкновение, «мягкая» сила - неэффективна. Существует множество примеров, но самые яркие это: повышение англо-германского антагонизма конца XIX века и американо-японский антагонизм XX века.
В то время как теория «мягкой» силы выдвигает предположение, что американские ценности и культура, как правило, некоторым образом способны кооптироваться «другим» экономически привлекательным образом, исторические свидетельства могут указывать на другое направление. Более точно, в отношениях, где используется «мягкая» сила, есть свидетельства присутствия «жесткой» силы. Фукидид (около 400 г. до н. э.) более подробно описывает эти явления международных отношений и внешней политики, чем Джозеф Най.
«Мягкая» сила реально и, возможно, часто хороша в малом количестве. Но «мягкая» сила в основном считается пиритом, рассматриваемым как эффективный инструмент (американской) политики.
Но проблема эффективности «мягкой» силы не должна, таким образом, восхвалять эффективность военной силы. Задача политики XXI века в действительности состоит в том, что ни «жесткая», ни «мягкая» сила не являются надежными инструментами политики. Ключевая разница между ними двумя, однако, заключается в том, что в то время, как необходимо практически рассматривать военную силу как инструмент политики, например, такой подход нельзя применить к «мягкой» силе. В отличие от американской «мягкой» силы, ее военная мощь не является присущей данностью. Возможность угрожать и использовать военную силу сильно варьируется даже с точки зрения контингента и требует централизованного направления. «Мягкая» сила» в корне отличается. Это диффузная по существу «данность», которую нельзя изменить даже внезапным решением, и ее последствия (первого, второго, третьего порядка) в конкретной стране не всегда предсказуемы.
Кроме данных выводов Колин Грей по ходу рассуждений делает еще несколько важных замечаний.
«Мягкая» сила культурных ценностей выражает то, что другие могут посчитать привлекательным, и всегда рискует исключить национальные черты, которые противоречат американской культуре.
Военная сила - не просто соотношение качества/количества, которое может рассматриваться как элементарная частица, неизменная в своей сущности. Это комплекс, который поступает в упаковках различного размера и с разным содержимым.
Война может принимать различные формы и наиболее частые - это нерегулярная, гибридная, регулярная и совершенно иная война, когда применяется оружие массового уничтожения.
Эффективность военной силы зависит не только от своего качества и количества, а также, самое важное, от необходимого политического определения стратегической эффективности.
Один подход не может быть удобен для всех. Несмотря на многие черты глобализации, которые потенциально сглаживают некоторые различия между политиками и их обществами, стратегические контексты и культуры реальных и потенциальных воюющих сторон несомненно будут более или менее асимметричны.
Даже если каким-то чудом один размер эффективности/ неэффективности военной силы подошел нескольким государствам, где политические системы почти полностью совпадали, как бы это ни было странным, то культурный фактор, несмотря на стратегические обстоятельства, остался чрезвычайно различным.
И, наконец, согласно этому короткому списку скептических мыслей, даже если кто-то подписался бы отстоять убеждение, что степень эффективности военной силы может выражаться количественно с течением времени, можно было бы утверждать, что существует неизменный показатель менее эффективной практической военной силы.
Подобные выводы дают основания судить, что даже теоретические вопросы применения обеих методик еще далеки до своего совершенства и, скорее всего, дебаты еще будут продолжаться, хотя сама терминология может претерпевать изменения.
Гуманитарные операции
США часто используют гуманитарные операции как прикрытие для военных интервенций или осуществления боевого присутствия. Такая стратегия проводится как гуманитарная помощь и ликвидация последствий стихийных бедствий (Humanitarian Assistance and Disaster Relief, НА/DR). Чаще всего к ним причастны ВМС США, так как проекция политических интересов США, в том числе через демонстрацию силы, обычно осуществляется через морское могущество (включая наличие баз в разных частях мира).
ВМС США могут проводить военные операции вне условий войны, морские нерегулярные действия, морские операции по безопасности. Как указывает Джошуа Теллис, «терминология, с которой мы обращаемся к гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий (НА/DR), среди других нетрадиционных функций, проводит четкое различие: есть война, а потом все остальное. При такой категоризации НА/DR зачастую означает какую-либо деятельность, пока не появляются более важные обязанности. То есть нельзя сказать, что мужчины и женщины ВМС Соединенных Штатов не стремятся сделать мир лучше. Это означает, что слишком часто НА/DR рискуют быть оторваны от более широкого стратегического нарратива» [35].
По мнению автора, НА/DR помогает формировать местный политический контекст, и именно в этом контексте будущим американским дипломатам и солдатам (а также военнослужащим и политикам других народов) придется работать. Хотя НА/DR является моральным императивом самим по себе, без ожидания взаимной выгоды, само собой разумеется, что в анархическом политическом ландшафте страны будут тяготеть к государству, которое, по их мнению, отвечает их интересам.
Как это может выглядеть? Операции по оказанию гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий дают возможность огромному количеству развивающихся стран положительно и тесно взаимодействовать с безликой американской военной машиной.
Такие операции покажут новому поколению, что делают Соединенные Штаты и что означают глобальные лидерские средства. Кроме того, это даст сигнал о том, что США инвестируют в поддержание присутствия и стабильности, что невероятно важно в то время, когда многие из стран поставили под вопрос американские обязательства перед союзниками из Европы, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В такую эпоху повышение деловой репутации на основе подлинного взаимодействия с местными сообществами может обеспечить основу для ослабления озабоченности по поводу американского сокращения расходов, тонко, но неуклонно сдвигая преобладающий нарратив об американском выводе войск.
То есть, в конце концов, трудно поддерживать такой нарратив в то время, когда американские моряки публично раздают медицинскую или продовольственную помощь. Или НА/DR может свидетельствовать об обратном, что другая страна более успешно инвестирует в регион, чем Соединенные Штаты. Решение остается за Вашингтоном.
Здесь нужно учитывать опыт ВМС США в качестве посредников при передачи гуманитарной помощи. Например, визит кораблей в порт Грузии после конфликта в августе 2008 года с показательной выгрузкой каких-то медицинских товаров.
Хотя есть примеры более удачных проектов, если говорить о медицинской помощи. Например, Куба отправила в дружественные страны около 30 тысяч докторов различной специализации, что в десятки раз больше, чем медицинско-гуманитарная помощь о стороны американских военных в странах Латинской Америки и Африки.
Даже работа совместного российско-сербского центра в Нише в контексте международной политики воспринимается гораздо позитивнее, так как там работают специалисты МЧС России, а не Минобороны.
Джошуа Теллис указывает на еще один пример стратегической важности НА/DR. Это угрозы, исходящие от нестабильных узких мест (Chokepoints). Последствия изменения климата, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды, повышение уровня моря, береговая эрозия, коррозия лиманов, истощение рыбных ресурсов, массовая миграция, бедность, урбанизация на побережье - все это говорит о том, что бедные прибрежные сообщества по всему миру будут попадать под значительное давление в ближайшие десятилетия.
Все чаще уязвимые группы населения, которые продолжают расти), обладающие меньшими финансовыми возможностями и меньшим количеством коммунальных связей, в результате миграции и урбанизации столкнутся с повсеместными и еще более разрушительными экстремальными погодными условиями. Разруха, нищета и неудовлетворенность - это рецепты для нестабильности, что может поставить под угрозу критические места в Аденском заливе, Карибском бассейне, Малаккском проливе и Сингапуре, а также многих других точках.
Если читать между строк, становятся понятными интересы США контролировать подобные узловые места, где пересекаются важные геостратегические маршруты.
А поскольку точный прогноз о будущих стихийных бедствиях и гуманитарных катастрофах составить практически невозможно, Вашингтон может обосновывать свое передовое присутствие необходимостью нахождения дежурного контингента, который может прийти на помощь в случае такой необходимости.
Кроме того, НА/DR можно рассматривать и в качестве опыта подготовки воинского состава.
Грег Смит, офицер ВМС США в отставке (пилот морской авиации, работавший на Р-ЗС), на данный момент являющийся исследователем Университета Джона Гопкинса, показывает, какой урок можно извлечь из НА/DR для подготовки к будущим боевым действиям [36].
Он считает, что НА/DR включают в себя огромное чувство срочности и более высоких ставок, чем при запланированных учениях и тренировках. Особенно для младших офицеров, которые участвуют в операциях НА/DR, повышается понимание совместной, комбинированной и межведомственной координации и предоставляется возможность развивать способность к принятию решений с разумным риском.
Операции НА/DR влекут за собой уникальное, неподготовленное сотрудничество с партнерами из других ведомств. С единством усилий и пониманием времени как общего врага, военные и гражданские организации пробиваются сквозь рутину волокиты и временно отбрасывают личные интересы в сторону. Для руководителей на каждом уровне результатом является фундаментальное и значительно улучшенное понимание возможностей «других», с которыми они работали, действовали, планировали и общались во время операции HA/DR.
Выводы
Анализ работ американских аналитиков и военных интеллектуалов позволяет сделать вывод, что однозначного решения насчет применения hard и soft power, а также их возможных деривативов, нет.
Во-первых, есть зависимость от контекста. Во-вторых, решение о применении той или иной силы зависит от политического истэблишмента, где могут меняться предпочтения и приоритеты. В-третьих, есть дихотомия на чистую дипломатию и военную силу, где могут применяться и сочетаться оба подхода. В- четвертых, крайне сложно определить фарватер будущей геополитической напряженности и возможных конфликтов.
Чтобы понимать текущую природу всевозможных трений и эскалации, необходим постоянный мониторинг и оперативный анализ, на основе которых можно попытаться спрогнозировать возможные сценарии развития ситуаций. При этом важно не только знание фактов и динамики процессов, но также понимание стиля мышления всех сторон, которые прямо или косвенно вовлечены в конфликт или могут использовать его в своих интересах.
Если существует форсайт анализ для экономики и политических рисков, то для военно-политической сферы нужно применять методику коучинга, т. е. постоянного обновления знаний и их практической реализации (насколько это возможно применительно к конфликтам, при этом сохраняя политическую репутацию). Дискурс гибридных войн, психологических операций, инструментов геоэкономики и превентивной дипломатии адекватно вписывается в рабочую теорию коучинг-войны [43].
Из ряда открытых публикаций американских авторов очевидно, что США будут продолжать курс на конфронтацию с Россией и продолжать дестабилизацию в ряде стран как вокруг наших границ, так и в «классических» зонах своих интересов. Для противостояния этим деструктивным усилиям необходим проактивный подход с установкой на аутентичные модели, которые позволят работать на опережение.
Список используемых источников:
[1-43] См. библиографический список в https://www.geopolitica.ru/ article/ zhestkaya-myagkaya-i- umnaya-sila-vo-vneshney-politike-ssha
Леонид Владимирович Савин