Ангел плакал на скамеечке, парящей где-то там, среди небес. Он не успел совершить чудо: пока искал Феликсу хозяина, с котом случилось несчастье. Но Феликс, отправляясь на Радугу, услышал плач и решил утешить Ангела. Он запрыгнул на скамеечку и тронул плачущего лапкой: ничего, нас, котов, на Земле осталось ещё много. Главное, чтобы каждый кот встретил своего человека, а каждый человек - своего кота. Так они и сидели: плачущий ангел и утешающий его кот. Такими их и увидела российская художница Юлия Моськина, посвятившая свою картину "Плачущий Ангел и Феликс" всем животным, ещё не встретившим своих людей.
Вместе с другими работами Юлии она выставлена в Русском Доме в Валлетте в рамках проекта "Коты и Ангелы ", рассказывающем об обычных людях, живущих в разных странах и занимающихся разными делами, которых объединяет общая история: всё они когда-то протянули руку помощи животным. О самом проекте я уже рассказывала здесь:
Одной из самых привлекаюших внимание на выставке стала работа "Казахский ангел", в основе которой лежит реальная история, в которой я сама пусть и косвенно, но принимала участие.
Было это в Казахстане холодной алматинской зимой несколько лет назад, ещё до ковида. Мы с Камилем Александровичем, героем многих моих повествований о Казахстане, заметили на улице кошку, сразу же получившую за цвет шерсти имя Антрацит. Отлавливали мы её довольно долго: верить нам она упорно не хотела, но в этом был глубинный смысл - за это время всем миром нашли хозяйку, которой стала известный мастер кукол Лариса Сологуб.
Забрали мы Антрацит в страшный мороз, который нам и помог - у бедняжка просто не было сил бежать, настолько она замёрзла. Первый и самый важный пункт в программе каждого спасёныша, конечно же, ветеринарка. Там-то и началась история Казахского ангела и её Кисы, только поаа они об этом ещё не знали.
В клинике, куда мы отдавали на профилактический осмотр Антрацит, происходило что-то странное: работники постоянно шушукались, явно чему-то сокрушаясь. Наконец я не выдержала и спросила в лоб: в чём дело? Оказалось, что именно сегодня на усыпление хозяйка принесла красивейшую трёхцветку, у которой была серьёзная проблема с зубами. Её можно было решить, сделав операцию, но это время, терпение и очень приличные деньги. И вот теперь врач никак не могла решиться сделать последнюю инъекцию, а коллектив разделились во мнениях.
Коллектив понять можно. Если даже найти средства на спасение животного, рано или поздно встанет вопрос, куда его выписывать. Как показывает практика, пристроить животное с улицы - задача сложная, а уж если у этого животного хронические проблемы со здоровьем, то это вообще из области невозможного.
Нам удалось уговорить коллектив подержать бедняжку (у неё ещё не было имени) неделю, пока мы собирали деньги и занимались пристройством. Ну, деньги мы собрали, чему-чему, а уж фандрайзингу я в Казахстане научилась. А вот с пристройством оказалось сложнее. Объявления были размещены везде, а вот интересантоы всё не находилось.
Гулим была единственной позвонившей. Как я потом узнала, решение забрать кошку далось ей нелегко, и она даже хотела отказаться. Вот что она написала спустя годы об этой истории.
В любом случае до того, как забрать кошку домой, ей надо было сделать операцию, а это можно было сделать лишь в специализированной клинике. Мы отвезли туда Кису и стали ждать вестей. И вот сейчас я перехожу к той части истории, о которой за все эти годы не рискнула рассказать Гулим: во время операции у кошки остановилось сердце и её еле вернули с пути на Радугу. Я не рискнула беспокоить известием новую хозяйку не потому, что боялась, что она передумает. Наоборот, там всё было понятно с первого взгляда: это любовь, причём, взаимная. Почему-то у меня в буквальном слове не поворачивался язык.
Потом я ещё несколько лет следила за историей этой пары по соцсетям, где Гулим время от времени публиковала короткие сюжеты про их взаимоотношения и долгие истории о том, что изменилось в ней самой и во взглядах на жизнь. Оттуда же я узнала о второй кошке по имени Шанти, взятой из приюта. А когда начался ковид вся троица заделалась звёздами ТикТока. Кстати, классные были ролики. Почему-то особенно вспоминаю один - про кошек-пулемётчиц, а ещё тот, где Гулим "косит" под комиссара.
Они вместе уже шесть лет, и всё это время - подарок кошке, которой минимум дважды уже могло не быть на этом свете. Вот она, сила любви и привязанности.
Рассказанная история - лишь одна из многих, прошедших перед моими глазами. Апельсин, Пятнушка, Марго, Соня, Симона, Алтыншаш, Трамп, Антрацит, Киса, Гарфилд, Василий, Хаус, Матильда, Рыжий, Лапуля, Баян Сулу, трое рыжих котят, которым мы не успели дать имена - все они нашли своих людей. Фотографии некоторых из них были представлены на выставке.
Огромное спасибо всем, кто прислал нам свои фотографии и поделился историями обретения животных.
За каждой из работ Юлии Моськиной стоит конкретная история, достойная отдельного рассказа, так что мы с вами ещё обязательно встретимся. Наш Русский Дом будет продолжать этот прекрасный проект, который, кстати, начали наши дети:
Будете на Мальте, заходите в Русский Дом, выставка открыта до начала декабря.