Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Главный полярный штаб страны в отечественной филателии — часть первая

История Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета — на почтовых марках и конвертах

Конверт 1970 года, посвящённый 50-летию ААНИИ, с изображением бывшего здания института на набережной Фонтанки в Ленинграде. Фото из архива автора
Конверт 1970 года, посвящённый 50-летию ААНИИ, с изображением бывшего здания института на набережной Фонтанки в Ленинграде. Фото из архива автора

Сегодня речь пойдет о филателистической истории главного полярного штаба страны, «сердца двух полюсов», уже более ста лет возглавляющего и координирующего все научные работы на северной и южной оконечностях Земли и вокруг них. Ныне Государственный научный центр Российской Федерации «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ГНЦ РФ ААНИИ) — это старейшее и крупнейшее в мире научное учреждение по исследованию полярных областей Земли, находящееся в Санкт-Петербурге. ААНИИ является ведущей научной организацией России в области комплексного изучения, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды в Арктике и Антарктике и подчинён Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Практически все этапы деятельности института (они полностью совпадают с основными вехами истории освоения и изучения сначала Арктики, а затем и Антарктиды) детально отражены на почтовых марках и конвертах. Объять необъятное, конечно, невозможно, поэтому расскажу о наиболее знаковых артефактах.

Северная научно-промысловая экспедиция

Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт ведет свою историю от созданной постановлением Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) от 4 марта 1920 года (это число принято считать датой основания ААНИИ) Северной научно-промысловой экспедиции (СНПЭ) при ВСНХ. Перед ней ставилась цель освоения Северного морского пути и прилегающих к нему районов страны. Создание специального органа, призванного изучать и осваивать Север России, было на тот момент крайне актуально для молодой послереволюционной страны.

В постановлении говорилось: «В целях научно-практических исследований и попутного использования естественных производительных сил, по преимуществу, звериных, рыбных промыслов и оленеводства на Русском Севере, учредить при Научно-Техническом отделе ВСНХ Северную научно-промысловую экспедицию. На работы Экспедиции ассигновать сто миллионов рублей (100 000 000 руб.), из которых выдать Экспедиции в лице Кулика Нестора Алексеевича, Самойловича Рудольфа Лазаревича и Керцелли Сергея Васильевича пятьдесят миллионов рублей (50 000 000 руб.) наличными для немедленного начала работ».

Маркированный конверт Минсвязи СССР 1981 года с портретом Р.Я. Самойловича
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1981 года с портретом Р.Я. Самойловича

Северная научно-промысловая экспедиция была одним из главных центров географического и геологического изучения Арктики и организационно оформила в себе новый государственный подход к проблеме изучения производительных сил на северных территориях страны. По существу, действовал государственный институт, изучавший естественные богатства Советского Севера. Как показала жизнь, результаты этих исследований в десятки раз превзошли затраты на их организацию. А начиналось всё с коллектива в 12 человек.

-3
Конверты 1995 года, посвящённые 75-летию ААНИИ, который ведёт отсчет своей истории с СНПЭ
Конверты 1995 года, посвящённые 75-летию ААНИИ, который ведёт отсчет своей истории с СНПЭ

Новая организация наделялась широкими полномочиями, её распоряжения являлись обязательными для учреждений и ведомств, ведущих работу на Севере.

Севэкспедиция должна была решить задачу «производства научно-технических исследований естественных производительных сил Русского Севера», в её обязанности входило «руководство и координация научно-практических работ, производимых всеми органами и учреждениями на местах».

Северная научно-промысловая экспедиция изначально создавалась как учреждение, координирующее все исследовательские работы на Русском Севере, под которым подразумевалось пространство европейской и азиатской России к северу от 60 параллели.

Открытка 2020 года, посвящённая 100-летию ААНИИ, который ведёт отсчет своей истории с СНПЭ
Открытка 2020 года, посвящённая 100-летию ААНИИ, который ведёт отсчет своей истории с СНПЭ

Для решения поставленных задач Севэкспедиции предоставлялось право беспрепятственно получать от соответствующих государственных учреждений необходимые суда и пароходы, подвижной состав, орудия лова и инструменты, снаряжение, продовольствие, охрану для грузов.

СНПЭ имела свой бланк и печать. Во главе экспедиции был утверждён президиум из трёх человек. Для научного руководства работой Северной научно-промысловой экспедиции при президиуме в Петрограде создали Учёный совет. Во главе совета стоял президент Академии наук страны А.П. Карпинский, его заместителем был А.Е. Ферсман, членами совета — Ю.М. Шокальский, Н.М. Книпович и другие. Все они — не только родоначальники ААНИИ, но и знаковые фигуры советской науки, о которых необходимо сказать особо.

Крупный учёный, русский и советский геолог, академик Александр Петрович Карпинский (1847−1936) с мая 1917 года — первый выборный президент Российской академии наук, с июля 1925-го до 1936 года — президент Академии наук СССР.

Марка Почты СССР 1947 года, посвящённая 100-летию со дня рождения А.П. Карпинского
Марка Почты СССР 1947 года, посвящённая 100-летию со дня рождения А.П. Карпинского
Конверт с оригинальной маркой Почты России 1997 года, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П. Карпинского
Конверт с оригинальной маркой Почты России 1997 года, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П. Карпинского

Выдающийся русский и советский геохимик и минералог, один из основоположников геохимии, «поэт камня» Александр Евгеньевич Ферсман (1883−1945) был действительным членом, вице-президентом (1926−1929) Академии наук. Позднее стал основателем Хибинской горной станции АН СССР, впоследствии преобразованной в Кольский филиал Академии наук СССР (ныне — Кольский научный центр РАН).

Марка Почты СССР 1966 года, посвящённая академику А.Е. Ферсману
Марка Почты СССР 1966 года, посвящённая академику А.Е. Ферсману
Конверт Минсвязи СССР 1983 года, посвящённый 100-летию со дня рождения А.Е. Ферсмана
Конверт Минсвязи СССР 1983 года, посвящённый 100-летию со дня рождения А.Е. Ферсмана

Прославленный русский и советский учёный-географ, гидрограф, океанограф, картограф Юлий Михайлович Шокальский (1856−1940) был председателем Русского географического общества в 1917−1931 годах, а потом, до конца жизни – его почётным президентом. Именно он ввёл в науку понятие «Мировой океан», считая все океаны — Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий — его частями. Удостоен высокого звания Герой Труда.

Марка Почты СССР 1956 года, посвящённая 100-летию со дня рождения Ю.М. Шокальского
Марка Почты СССР 1956 года, посвящённая 100-летию со дня рождения Ю.М. Шокальского

Революционер, известный русский и советский ученый-океанолог, географ и полярный исследователь Николай Михайлович Книпович (1862−1939) был инициатором строительства научно-исследовательских судов и целой программы обследования арктических морей. Его именем еще при жизни было названо советское научно-исследовательское судно.

Маркированный конверт Минсвязи СССР 1974 года, посвящённый Н.М. Книповичу
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1974 года, посвящённый Н.М. Книповичу

Вот такие люди стояли у истоков СНПЭ, а значит — Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.

А возглавил Северную научно-промысловую экспедицию в 1920 году Р.Л. Самойлович, известный по предыдущим моим филателистическим публикациям.

Напомню, что Рудольф (Рувим) Лазаревич Самойлович (1881−1939) ещё в 1912 году участвовал в геологической экспедиции В.А. Русанова на остров Шпицберген. Он — один из инициаторов создания и первый руководитель Северной научно-промысловой экспедиции (1920−1925), впоследствии — директор Института по изучению Севера (1925−1930), после его реорганизации — директор Всесоюзного арктического института (1932−1938).

Конверт 2010 года, посвящённый 90-летию ААНИИ и его первому руководителю Р.Л. Самойловичу
Конверт 2010 года, посвящённый 90-летию ААНИИ и его первому руководителю Р.Л. Самойловичу

Р.Л. Самойлович был начальником экспедиций — на ледоколе «Красин» по спасению потерпевшего в Арктике аварию итальянского дирижабля «Италия», совершавшего полёт к Северному полюсу под командованием Умберто Нобиле (1928), ледоколах «Русанов» (1932), «Седов» (1934), «Садко» (1936 и 1937−1938), руководитель научной части экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931). В 1938 году Р.Я. Самойлович был необоснованно репрессирован, а 4 марта 1939 года — расстрелян. На долгие годы его имя было предано забвению. Полностью реабилитирован только в 1957 году.

Марка Почты России 2000 года, посвящённая Р.Л. Самойловичу. На ней — моменты экспедиции по спасению членов экипажа итальянского дирижабля «Италия» в 1928 году: ледокол «Красин» в арктических льдах; потерпевшие аварию участники экспедиции; самолет полярного летчика Б.Г. Чухновского на льду; карта маршрутов экспедиции по спасению экипажа дирижабля (район архипелага Шпицберген)
Марка Почты России 2000 года, посвящённая Р.Л. Самойловичу. На ней — моменты экспедиции по спасению членов экипажа итальянского дирижабля «Италия» в 1928 году: ледокол «Красин» в арктических льдах; потерпевшие аварию участники экспедиции; самолет полярного летчика Б.Г. Чухновского на льду; карта маршрутов экспедиции по спасению экипажа дирижабля (район архипелага Шпицберген)

Вскоре после создания в 1920 году Северная научно-промысловая экспедиция стала одним из центров общегеографического и геологического изучения Арктики. В ее задачи входило проведение широкого комплекса научно-исследовательских и промысловых работ, а также координация любых исследований, выполняемых другими организациями на всем пространстве к северу от 60-й параллели. Уже в 1921 году в экспедиции насчитывалось двадцать три отряда численностью 400 человек. Деятельность СНПЭ имела многоотраслевой и многопрофильный характер, ее отряды проводили горно-геологические, географические, биологические, этнографические, экономико-статистические и другие исследования.

Так, полярный исследователь Владимир Юльевич Визе (1886−1954) отправился на судне «Таймыр» в Карское море, где занимался океанологическими работами и принимал участие в строительстве первой советской гидрометеорологической обсерватории в проливе Маточкин Шар.

Маркированный конверт Почты России 2011 года, посвящённый В.Ю. Визе
Маркированный конверт Почты России 2011 года, посвящённый В.Ю. Визе

А, например, в 1924 году пилот Б.Г. Чухновский совершил первый в мире полёт по разведке льдов с целью проводки судов Карской экспедиции в Полярном бассейне. Этим полётом было положено начало регулярной работе полярной авиации в Арктике.

 Конверт Почты России 1997 года, посвящённый полярному летчику Б.Г. Чухновскому
Конверт Почты России 1997 года, посвящённый полярному летчику Б.Г. Чухновскому
Конверт, посвящённый началу полётов и ледовой разведки в Арктике
Конверт, посвящённый началу полётов и ледовой разведки в Арктике

От Института по изучению Севера — к Всесоюзному арктическому институту и АНИИ

В 1925 году Северная научно-промысловая экспедиция была преобразована в Институт по изучению Севера. С 1928 года сотрудником этого института стал уже известный нам В.Ю. Визе. Он сразу же был назначен начальником экспедиции на ледоколе «Малыгин», направленном на спасение итальянской экспедиции Нобиля на дирижабле «Италия».

Ледокол «Малыгин» запечатлён на марке Почты СССР 1981 года
Ледокол «Малыгин» запечатлён на марке Почты СССР 1981 года

В 1930 году на базе Института по изучению Севера Президиум ЦИК СССР утвердил создание Всесоюзного арктического института (ВАИ), основной задачей которого стало освоение Северного морского пути, обеспечение безопасности мореплавания в Северном Ледовитом океане и исследование арктического бассейна. Он получил статус центрального и руководящего научно-исследовательского центра по всестороннему изучению полярных пространств.

С 1931 года институт  располагался в здании бывшего  Фонтанного дома Шереметевых (набережная реки Фонтанки, дом 34).

В 1930−1932 годах директором Всесоюзного арктического института был легендарный полярник, будущий Герой Советского Союза Отто Юльевич Шмидт (1891−1956).

Марка Почты СССР 1966 года, посвященная академику О.Ю. Шмидту
Марка Почты СССР 1966 года, посвященная академику О.Ю. Шмидту

В 1929 и 1930 годах он возглавлял экспедиции на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа. Вскоре там были оборудованы первые полярные станции и организовано авиасообщение. Чтобы обеспечить народно-хозяйственное освоение Арктики, разведку полезных ископаемых и развитие судоходства, в 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которое также возглавил Отто Шмидт.

Почтовая карточка Минсвязи СССР 1982 года с оригинальной маркой и спецгашением, посвящённые 50-летию планомерного освоения Северного морского пути и создания Главсевморпути
Почтовая карточка Минсвязи СССР 1982 года с оригинальной маркой и спецгашением, посвящённые 50-летию планомерного освоения Северного морского пути и создания Главсевморпути

В 1932 году экспедиция на ледоколе «Сибиряков» под руководством Шмидта впервые сумела за один навигационный период перейти из Архангельска в Тихий океан. В 1933−1934 годах он руководил плаванием на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути, которое закончилось гибелью судна во льдах и знаменитой «челюскинской» эпопеей по спасению экипажа и пассажиров.

Конверт Минсвязи СССР 1991 года, посвящённый 100-летию со дня рождения О.Ю. Шмидта
Конверт Минсвязи СССР 1991 года, посвящённый 100-летию со дня рождения О.Ю. Шмидта

В 1930-е годы ученые ВАИ принимали участие во всех крупных полярных экспедициях. Всесоюзный арктический институт планомерно расширял экспедиционную и научно-исследовательскую деятельность. С 1933 года становится систематическим изучение арктических льдов, чтобы выработать научно обоснованный подход к организации судоходства в Арктике.

В 1930 году В.Ю. Визе стал научным руководителем экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов» в Карском море. В 1932 и 1934 годах он совершил плавание по трассе Северного морского пути на кораблях «Сибиряков» и «Литке». В общей сложности В.Ю. Визе участвовал в четырнадцати арктических экспедициях. Результаты их работы, а также ряд написанных учёным-полярником научных монографий составили целую эпоху в истории исследования Заполярья. Его имя золотом вписано в историю Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.

Марка Почты России 2000 года, посвящённая полярному исследователю В.Ю. Визе
Марка Почты России 2000 года, посвящённая полярному исследователю В.Ю. Визе

В 1930-е годы состоялись известные плавания научных экспедиций ВАИ на ледокольных пароходах: «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Челюскин», «Садко» и других, в период которых был выполнен огромный комплекс исследований в окраинных арктических морях и прилегающих районах Арктического бассейна. О них я уже подробно рассказывал в предыдущих публикациях. Все эти легендарные суда можно увидеть на почтовых марках разных лет.

Марка Почты СССР 1976 года, посвящённая ледоколу «Ф. Литке»
Марка Почты СССР 1976 года, посвящённая ледоколу «Ф. Литке»
Марка Почты СССР 1977 года, посвящённая ледокольному пароходу «Г. Седов»
Марка Почты СССР 1977 года, посвящённая ледокольному пароходу «Г. Седов»
Марка Почты СССР 1977 года, посвящённая ледокольному пароходу «А. Сибиряков»
Марка Почты СССР 1977 года, посвящённая ледокольному пароходу «А. Сибиряков»
Марка Почты СССР 1977 года, посвящённая ледокольному пароходу «Садко»
Марка Почты СССР 1977 года, посвящённая ледокольному пароходу «Садко»
Марка Почты СССР 1977 года, посвящённая ледокольному пароходу «Челюскин»
Марка Почты СССР 1977 года, посвящённая ледокольному пароходу «Челюскин»

В 1932−1933 годах по программе Второго Международного полярного года расширяется строительство полярных станций, на базе которых затем организуются радиоцентры и арктические бюро погоды, первоклассные геофизические обсерватории и гидрометеорологические центры: в 1934 году на острове Диксон и мысе Шмидта, в 1935 году — в бухте Тикси, в 1937 году — в Амдерме.

Марка Почты СССР 1932 года, посвящённая Международному полярному году (1932−1933)
Марка Почты СССР 1932 года, посвящённая Международному полярному году (1932−1933)
Конверт 2007 года, посвящённый 75-летию гидрометеорологических наблюдений ВАИ в бухте Тикси
Конверт 2007 года, посвящённый 75-летию гидрометеорологических наблюдений ВАИ в бухте Тикси

В 1937−1938 годах научный сотрудник ВАИ, гидролог полярной станции «Остров Диксон» Б.И. Иванов успешно обслуживает ледовой информацией и краткосрочными ледовыми прогнозами Карские морские операции.

Маркированный конверт Минсвязи СССР 1968 года с изображением полярной станции
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1968 года с изображением полярной станции

В 1937 году на лёд Арктического бассейна была высажена первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс — 1» (СП-1). В её организации самое активное участие принимали руководители ВАИ О.Ю. Шмидт и В.Ю. Визе. В качестве консультанта был приглашен на постоянной основе известный ученый, специалист по свойствам льда, профессор Б.П. Вейнберг.

А на дрейфующую льдину была высажена героическая четверка под руководством Ивана Папанина — радист Эрнст Кренкель, гидробиолог Пётр Ширшов и метеоролог-геофизик Евгений Фёдоров. О том, как легендарный дрейф «СП-1» был отражен в филателии, я рассказывал уже не раз. Вот лишь три напоминания об этом.

На марках почты СССР 1938 года из знаменитой «папанинской» серии — экипаж первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс»: П. Ширшов, Э. Кренкель, И. Папанин, Е. Фёдоров,  удостоенные за эту экспедицию высокого звания Героя Советского Союза
На марках почты СССР 1938 года из знаменитой «папанинской» серии — экипаж первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс»: П. Ширшов, Э. Кренкель, И. Папанин, Е. Фёдоров, удостоенные за эту экспедицию высокого звания Героя Советского Союза
Надпечатка на блоке Почты СССР 1962 года, посвящённая 25-летию станции «Северный полюс-1»
Надпечатка на блоке Почты СССР 1962 года, посвящённая 25-летию станции «Северный полюс-1»
Конверт Почты СССР 1962 года, посвящённый 25-летию станции «Северный полюс-1»
Конверт Почты СССР 1962 года, посвящённый 25-летию станции «Северный полюс-1»

В 1938 году была проведена реорганизация научной структуры института, созданы четыре ведущих отдела: ледовый, океанологии, метеорологии и геофизики с приоритетной задачей гидрометеорологического обслуживания мореплавания по Северному морскому пути. Институт получил новое название — Арктический научно-исследовательский институт (АНИИ).

В том же 1938 году ему передали функции Межведомственного бюро ледовых прогнозов для обеспечения судоходства по СМП. А возглавили АНИИ поочередно «папанинцы» — П.П. Ширшов и Е.К. Фёдоров.

Гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов (1905−1953) был директором Арктического научно-исследовательского института АН СССР в 1938−1939 годах. Кроме дрейфа на «СП-1» он — участник экспедиций на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа в 1930−1931 годах, походов на пароходах «Сибиряков» (1932), «Челюскин» (1933−1934), «Красин» (1936). Впоследствии — академик АН СССР.  В 1942−1948 годах — народный комиссар, министр морского флота СССР, первый директор Института океанологии АН СССР, который носит сейчас его имя.

В 1980 году Минсвязи СССР выпустило маркированный конверт с портретом П.П. Ширшова, посвящённый 75-летию со дня его рождения
В 1980 году Минсвязи СССР выпустило маркированный конверт с портретом П.П. Ширшова, посвящённый 75-летию со дня его рождения

В 1939 году П.П. Ширшова на посту директора АНИИ сменил его коллега по «СП-1», геофизик Евгений Константинович Федёров (1910−1981). Позднее он также стал академиком АН СССР, а ещё — генерал-лейтенантом, начальником Гидрометслужбы СССР (ныне — Росгидромет). Два года возглавлял Советский комитет защиты мира. Его именем названо судно постройки 1987 года, ныне входящее в состав научно-экспедиционного флота ААНИИ.

В 1985 году Минсвязи СССР выпустила маркированный конверт с портретом Е.К. Фёдорова, а в Москве состоялось гашение «Первого дня», посвящённое 75-летию со дня его рождения
В 1985 году Минсвязи СССР выпустила маркированный конверт с портретом Е.К. Фёдорова, а в Москве состоялось гашение «Первого дня», посвящённое 75-летию со дня его рождения
Судно ААНИИ «Академик Фёдоров» – на марке Почты России 2006 года
Судно ААНИИ «Академик Фёдоров» – на марке Почты России 2006 года

В 1939 году Арктический институт впервые направляет своих сотрудников в Арктику для непосредственного обеспечения навигации: в западном районе, на о. Диксон, работают гидрологи И.Г. Овчинников, Б.И. Иванов, М.М. Сомов, в восточном, на мысе Шмидта — Д.Б. Карелин и Н.А. Волков.

Кстати, Михаил Михайлович Сомов (1908-1973) — океанолог, Герой Советского Союза, работал в Арктике с 1938 года. Впоследствии он — руководитель отрядов экспедиций «Север» по исследованию с воздуха Центральной Арктики (1948-1949), начальник дрейфующей станции «Северный полюс-2» (1950-1951), один из первооткрывателей подводного хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане. Работал заместителем директора Арктического научно-исследовательского института. Позднее занимался изучением Антарктики.

 Конверт Минсвязи СССР 1977 года, посвящённый М.М. Сомову
Конверт Минсвязи СССР 1977 года, посвящённый М.М. Сомову

В 1940 году П.А. Гордиенко по линии АНИИ разрабатывает шкалу торосистости льда, с помощью авиационной разведки, охватывающей не только морские, но и высокоширотные зоны, при картировании ледовых условий отделяются зоны различной сплоченности льда с помощью специальных линий, получивших название изобалл.

Напомню, что Павел Афанасьевич Гордиенко (1913−1982) — участник гидрологических экспедиций на полуостров Чукотка в 30-е годы, начальник полярной станции «Мыс Шмидта», почетный полярник. С 1941-го по 1982 год П.А. Гордиенко работал в Арктическом научно-исследовательском институте, участвовал в девяти высокоширотных воздушных экспедициях «Север», в 1955−1956 годах руководил дрейфом научно-исследовательской станции «Северный полюс — 4».

 Конверт 2013 года, посвящённый 100-летию со дня рождения П.А. Гордиенко
Конверт 2013 года, посвящённый 100-летию со дня рождения П.А. Гордиенко

В 1940−1941 годов АНИИ начинает  практиковать преднавигационную ледовую разведку в июне — начале июля с целью определения генерального расположения сплоченных и разреженных льдов и выбора пути движения первых караванов судов. Сеть полярных станций на материковом побережье и высокоширотных островах достигает 75 точек к 1941 году.

Конверт Минсвязи СССР 1970 года с изображением самолета ледовой разведки и спецгашением, посвящённым 50-летию ААНИИ
Конверт Минсвязи СССР 1970 года с изображением самолета ледовой разведки и спецгашением, посвящённым 50-летию ААНИИ

Весной 1941 года Арктическим научно-исследовательским институтом была организована вторая (первая — высадка на льдину в 1937 году станции «СП-1»)  Высокоширотная воздушная экспедиция на самолете СССР Н-169 в район Полюса относительной недоступности, где он совершил посадку. Н-169 фактически был четырехмоторным АНТ-6, созданным на основе дальнего тяжелого бомбардировщика, известного, как ТБ-3. В районе Северного полюса в трёх точках сотрудниками Арктического института Яковом Либиным, Михаилом Острекиным и Николаем Черниговским были проведены океанографические, геомагнитные и метеорологические наблюдения. Самолёт Н-169 пилотировал Иван Черевичный, а штурманом был Валентин Аккуратов. Это был не просто мировой рекорд и техническое достижение, но и важное для науки событие.

Марка Почты СССР 1937 года с изображением самолёта АНТ-6
Марка Почты СССР 1937 года с изображением самолёта АНТ-6
Конверт Минсвязи СССР 1991 года, посвящённый 50-летию достижения самолётом Н-169 Полюса относительной недоступности
Конверт Минсвязи СССР 1991 года, посвящённый 50-летию достижения самолётом Н-169 Полюса относительной недоступности

Как известно, Северным полюсом недоступности называют точку, равноудаленную от ближайших участков суши в Северном Ледовитом океане. Фактически это место, куда труднее всего попасть человеку. С географическим Северным полюсом данная точка не совпадает, ее координаты — 84°03′ с. ш. 174°51′ з. д.

Впоследствии, вскоре после войны, высокоширотные воздушные экспедиции «Север», проводимые АНИИ, стали регулярными.

Конверт 1990 года с отметками уже 42-й Высокоширотной воздушной экспедиции «Север»
Конверт 1990 года с отметками уже 42-й Высокоширотной воздушной экспедиции «Север»

Продолжение следует.

***

Аркадий Романов, специально для GoArctic