Часть 1
Осень возвращает земле листья, которые лето одолжило ей. (...дало ей взаймы...)
Цитата из сети. Автор неизвестен...
У каждого учителя начальной школы с наступлением осени возникают мысли о том, как передать красоту и яркие краски природы в детских работах на уроке труда. Самой популярной работой становится "Осеннее дерево".
Предлагаю сегодня разные способы изготовления такой творческой работы, которые я либо уже практикую, либо только планирую использовать на уроках труда.
Для любой из предложенных здесь поделок можно брать в качестве основы цветной картон. Однако, наиболее выигрышным вариантом будет основа белого цвета, на ней особенно ярко смотрятся цветные детали.
Обрывная аппликация
Самый простой вид работы, подойдёт для старших дошкольников и учеников 1 класса.
Если поделку нужно немного усложнить, то вместо готового шаблона можно предложить ребятам освоить способ "продавливания изображения". В этом году я для своих второклассников выбрала именно этот вариант, которым и делюсь с вами.
Материалы и инструменты:
1) "многоразовый" шаблон дерева (можно найти в сети, предлагаю и свои в одноимённом блоге Телеграм);
2) простой карандаш, ластик;
3) цветная бумага;
4) клей-карандаш.
Выполнение работы
1. Шаблон не нужно вырезАть детям, не надо и педагогу заранее готовить шаблоны из плотной бумаги.
Дети кладут несколько листов любой бумаги (для мягкости). Как правило, используем черновики или свою пачку цветной бумаги. Затем располагают белый картон (лицевой стороной вверх). И последним (верхним) "слоем" идёт наш "многоразовый" шаблон.
2. Обведение шаблона - самый сложный шаг.
Шаблон надо обвести аккуратно, нажимая на карандаш достаточно сильно, но НЕ СДВИГАЯ РИСУНОК С ОСНОВЫ. Затем убираем шаблон, на картоне остаётся продавленное изображение.
Поскольку не у всех учеников получается обвести точно, не сдвигая, то и деревья у всех выходят разные. В этом и изюминка работы, её прелесть и необычность. Ведь, как правило, шаблонные работы у детей все практически одинаковые.
3. Ученики заполняют рисунок, приклеивая небольшие кусочки цветной бумаги, не вырезая их ножницами, а обрывая. Размер деталей - примерно с ноготок на большом пальце ребёнка.
На видео ниже - результаты работы второклассников.
Пластилинография
— это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Материалы и инструменты:
1) Белый картон или иная плотная бумага для основы;
2) простой карандаш, ластик;
3) пластилин;
Выполнение работы
1. Простым карандашом дети произвольно рисуют ствол дерева на белом картоне. Нужно, чтобы он был крупным, но вверху оставалось достаточно места для кроны дерева.
2. Из пластилина тёмных цветов (коричневый, чёрный) ученики катают жгутики, которые, переплетая, выкладывают на ствол дерева (см. иллюстрацию выше).
3. Далее необходимо смешать красный, жёлтый (можно немного зелёного) цвета пластилина. Долго мять кусочки до однородного цвета нельзя, нужно перемешать так, чтобы получились плавные переходы одного цвета в другой.
4. Отщипывая небольшие кусочки, ученикам нужно сформировать небольшие шарики, немного расплющить каждый и покрыть землю возле ствола внизу заготовки.
5. Из таких же шариков затем дети формируют деталь в форме небольшой капельки (листочка) и произвольно заполняют крону.
***
Небольшое отступление. Остальные работы в этой публикации будут отличаться только вариантами выполнения кроны дерева.
А ствол дерева можно выполнить разными способами (подходящими ребёнку по возрасту):
а) дети обводят и вырезают сами шаблон из цветной бумаги (учителю нужно заранее подготовить плотные шаблоны);
б) ребёнок сам может вырезать шаблон и потом раскрасить его маркерами (фломастерами);
в) на некоторых принтерах есть возможность печати на плотной бумаге; часто я сразу печатаю рисунок на картоне или бумаге для черчения (или акварели), а дети уже получают готовую основу и просто её раскрашивают;
г) ствол каждый ученик может нарисовать и самостоятельно, а потом раскрасить.
Кроме того, есть вариант работать с разными по размеру шаблонами. Дерево можно сделать крупным, на целый лист картона. А можно сделать на половинку листа. Шаблоны изображения ствола (крупные и мелкие) я размещаю в своём одноимённом блоге Телеграм.
***
Аппликация с использованием дырокола
В исполнении не слишком проста, рекомендую для выполнения в 3-4 классе.
Выполнение работы:
1. Необходимо выбрать способ, которым изготавливается ствол дерева 🔼🔼🔼 (см. выше)
2. Цветную бумагу нужно свернуть трубочкой, шириной примерно 1-2 см.
3. Такие трубочки ученикам нужно смело вставить в дырокол и наделать много конфетти.
4. Эти детали изначально будут очень плотно слеплены между собой. После извлечения их из дырокола, надо разъединить. Обычно достаточно взять стопочку и перетереть между пальцами.
5. Для выполнения аппликации нужна влага. Хорошо, если у ребёнка будет небольшой стаканчик (мисочка) с водой, чтобы смочить пальчики. Если работу организуем на уроке в школе, достаточно одного стаканчика-непроливайки на парту.
6. Небольшой фрагмент кроны нужно покрыть клеем. На мокрые пальцы ученик "налепляет" цветные кружочки и легко помещает их на поверхность работы, смазанную клеем.
7. Можно и не использовать воду. Поверхность, смазанную клеем, просто щедро посЫпать бумажным конфетти. А потом просто убрать (сдуть) лишнее.
Штампование губкой
Очень простая работа, подходит для дошкольников и самых маленьких учеников (1-2 КЛАСС).
Материалы и инструменты:
1) Белый картон или иная плотная бумага для основы;
2) гуашь;
3) кусочек губки для посуды.
Выполнение работы:
1. Необходимо выбрать способ, которым изготавливается ствол дерева 🔼🔼🔼 (см. выше)
2. Нужно отрЕзать кусочек обычной новой губки для мытья посуды.
3. Ученики, макая эту губку в густую гуашь осенних цветов, делают оттиски на поделке.
***
В следующих частях публикации я поделилась и другими способами изображения осеннего дерева. Продолжение по ссылке:
Другие осенние поделочки можно увидеть по ссылкам: