Жилые помещения императорской семьи — пожалуй, главные хранители истории Зимнего дворца. Они позволяют увидеть, как жили правители Российской империи, проследить их вкусы и увлечения. Среди таких комнат — будуар Марии Александровны, супруги императора Александра II.
После революции богатое убранство будуара было практически полностью уничтожено. В 2024 году специалисты Государственного Эрмитажа продолжают возвращать исторический облик любимой комнате императрицы.
В начале 1924 года Комиссия по учёту и реализации Госфондов инициировала крупнейшую в российской истории распродажу предметов дворцового быта. Одна часть предметов была продана за границу, другая оказалась в запасниках, в результате чего комнаты императорской семьи быстро лишились былой роскоши.
Покоям Марии Александровны в первые годы советской власти повезло не больше других жилых помещений дворца. Не уцелел и будуар — любимая комната императрицы, выполненная в стиле второго рококо по проекту архитектора Гаральда Боссе, — интерьер которого в 1926 году был практически уничтожен. Только к концу десятилетия туда вернули малую часть изъятой для продажи мебели — кресла и один из диванов, — а в середине 1960-х была проведена переобивка стен. За следующие полвека облик будуара практически не менялся.
К столетию начала распродажи предметов дворцового интерьера научные сотрудники и реставраторы Государственного Эрмитажа намерены вернуть любимой комнате императрицы исторический вид. В своей работе специалисты музея ориентируются на акварель Эдуарда Гау, который в 1861 году запечатлел убранство будуара Марии Александровны. После завершения работ эта комната станет первым жилым помещением Зимнего дворца, максимально приближенным к дореволюционному облику.
Значительные перемены начались в 2022 году. Первыми в интерьер вернулись исторические столы, для которых подобрали соответствующие эпохе скатерти. Вскоре в будуаре расположились и шкафчики. На них стоят подлинные севрские вазы, аналогичные тем, которые украшали будуар императрицы при её жизни. Затем своё место под зеркалом заняла сохранившаяся позолоченная этажерка. На ней также можно увидеть фарфоровую посуду, выполненную во Франции в XIX веке.
Ещё один занимательный предмет отреставрированного будуара — оригинальная плевательница, созданная в 1853 году в мастерской братьев Брамс. Плевательницу в основном использовали для мелкого мусора, но могли и по прямому назначению — например, когда жевали табак.
На дошедшем до нас изображении будуара различима лишь одна картина — портрет Иоанна Богослова, копия работы популярного в середине XIX века Доменикино. Её вернули в будуар из запасников, а напротив повесили выполненный в XVII веке одним из последователей Гверчино портрет Сивиллы Самосской.
На акварели Гау также видны «картинные лампы» — уникальные детали интерьера, которые использовались для освещения живописи. Во время реставрации ламп специалисты воссоздали один из отражающих экранов, использовав сохранившиеся лампы в качестве образца.
Альков будуара императрицы украшает зеркало в золочёной раме со специальными полками. В этом году на полках появились искусные керамические фигурки, предельно схожие с изображёнными на картине.
Для музея важно, чтобы экспонаты были выставлены безопасно, поэтому при отборе предметов учитывались не только их размеры, но и состояние сохранности. Специалисты Эрмитажа также исследовали прочность деревянного резного декора и разработали систему крепежа экспонатов с учётом вибрации.
Кураторы проекта — ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Татьяна Борисовна Семёнова и старший научный сотрудник, главный хранитель Отдела западноевропейского прикладного искусства Ян Эрвинович Виленский. Заведующая отделом — Ольга Григорьевна Костюк.
В восстановлении будуара принимают деятельное участие и другие отделы Эрмитажа: Отдел истории русской культуры (заведующий — Вячеслав Анатольевич Фёдоров), Лаборатория научной реставрации осветительных приборов и нового металла (заведующий — Денис Алексеевич Воронин), Лаборатория научной реставрации мебели (заведующий — Владимир Александрович Градов), Отдел главного механика (главный механик — Роман Валерьевич Бабурин), Отдел главного энергетика (главный энергетик — Александр Васильевич Исаев) и Экспозиционно-оформительский отдел (заведующий — Борис Григорьевич Кузякин).
Посетить будуар Марии Александровны можно по входному билету в Главный музейный комплекс.