Найти в Дзене
Планета людей

Пять исторических шалостей - 16

Ну что, выходные к нам подбираются вовсю, а значит, пора поулыбаться. Сегодня у нас будут истории из прекрасного мира искусства. Улыбаемся и настраиваемся отдыхать. В начале 1790-х годов Йозеф Гайдн много работал в Англии. Английская публика музыку Гайдна любила, на концертах был аншлаг. Так что из Лондона в Вену он вернулся человеком достаточно обеспеченным. Но был один нюансик, который великого композитора бесил. Английская публика не была особо утонченной, поэтому многие зрители на концерте похрапывали. Деньги платили, в конце аплодировали, но мастеру-то хотелось быть услышанным. И потому Гайдн решился на хитрость. Его "лондонская" симфония №94 оказалась с сюрпризом. Начало второй части, такое тихое, мелодичное, почти усыпляющее скрипками, вдруг прерывалось ударом литавр и аккордом всего оркестра. А потом снова идет тихая красивая тема. Так что задремывающие зрители вдруг просыпались от резкого звука и могли насладиться красивой мелодией andante уже в сознании. Австрийский дирижер Г
Оглавление

Ну что, выходные к нам подбираются вовсю, а значит, пора поулыбаться. Сегодня у нас будут истории из прекрасного мира искусства. Улыбаемся и настраиваемся отдыхать.

Гайдн и неблагодарные слушатели

В начале 1790-х годов Йозеф Гайдн много работал в Англии. Английская публика музыку Гайдна любила, на концертах был аншлаг. Так что из Лондона в Вену он вернулся человеком достаточно обеспеченным.

Но был один нюансик, который великого композитора бесил. Английская публика не была особо утонченной, поэтому многие зрители на концерте похрапывали. Деньги платили, в конце аплодировали, но мастеру-то хотелось быть услышанным.

И потому Гайдн решился на хитрость. Его "лондонская" симфония №94 оказалась с сюрпризом. Начало второй части, такое тихое, мелодичное, почти усыпляющее скрипками, вдруг прерывалось ударом литавр и аккордом всего оркестра. А потом снова идет тихая красивая тема.

Карикатура в интернетах
Карикатура в интернетах

Так что задремывающие зрители вдруг просыпались от резкого звука и могли насладиться красивой мелодией andante уже в сознании.

Далекая труба

Австрийский дирижер Герберт фон Караян очень хотел в одной мелодии добиться эффекта отдаленной трубы. Чтобы звук шел так, словно труба отзывается в какой-то момент.

Но добиться эффекта не получалось никак. Тихий звук - не то. Трубачи с разных сторон оркестра - не то. В отчаянии он загнал своего трубача аж на зрительский балкон - и БИНГО! Звук получился идеальным. Там была сложность с дирижированием, но трубач был опытным, и после нескольких репетиций сам вступал очень точно.

Караян на репетиции, фото в интернетах
Караян на репетиции, фото в интернетах

День премьеры. Зал полный. Оркестр играет, все идет как надо. Дело доходит до нужного места, но красиво откликающейся трубы нет, вместо нее какое-то сдавленное сипение. Караян не растерялся, махнул другому трубачу, тот звук выдал, но смысл-то был в откликающейся трубе!

В антракте Караян находит трубача с балкона и требует объяснений. Но оказалось, трубач не виноват. Он точно выждал момент, поднес трубу к губам - и тут на него налетела никем не предупрежденная билетерша. Тетеньке показалось странным, что на балконе сидит человек с музыкальным инструментом. Она решила за ним проследить. И когда тот решил "помешать музыкантам", разъяренная работница налетела на него и с отповедью "Как тебе не стыдно, мерзавец, ведь дирижирует великий Караян!" отобрала трубу. Потому что нечего хулиганить!

Я композитор, я так вижу!

Моцарт и Гайдн были дружны и восхищались музыкой друг друга. Поэтому они часто показывали друг другу свои произведения.

И вот Моцарт приносит Гайдну ноты нового произведения. Гайдн смотрит и понимает - это невозможно сыграть. Потому что пальцы одной руки убегают слишком далеко вправо, а второй - слишком далеко влево. И в какой-то момент надо сыграть ноты на клавишах в середине, а потом снова убежать в края. А ритм-то очень быстрый. Alegretto, для знатоков.

И вот Йозеф так Вольфгангу и говорит: "воля ваша, профессор, что-то вы нескладное придумали Тут ошибочка, не сыграть такое" Моцарт говорит "ХА!". Садится за рояль и играет. Потому что у настоящего музыканта для игры есть не только две руки, но и нос, который может поучаствовать!

Карикатцура в интернетах
Карикатцура в интернетах

Композитор сбрендил!

Римский-Корсаков писал оперу "Садко". Обратился, так сказать к классике и истокам. Опера написана была, либретто, то есть текст, написали.

Но тут вышел злобный затык. Потому что текст попытались сделать максимально близким к старорусским былинам. А они, мягко говоря, не всегда соответствуют современному стихосложению по правилам и ритму. И получилось так, что в паре мест текст был разложен на 11 четвертей. Ну то когда нормальный мозг хочет увидеть что-то типа 12 четвертей, а выходит 11. А слогов по тексту вообще 10(

Николай Андреич-то с музыкой справился, он гениальный. Исполнители главных партий талантливые - тоже, там Шаляпин, Забела-Врубель... А вот у хора вышел затык с этими местами. Постоянно пол-хора сбивались.

И тогда не то дирижер, не то сам Римский-Корсаков нашли прекрасный выход. Они нашли крутую фразу, которая дала ровно 11 слогов в нужном ритме и давала подсказку, как это вот все надо петь. С этой подсказкой хор мгновенно сориентировался. И заодно продумывая эту фразу в мозгу становилось проще смириться с нестандартной мелодией:

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ СОВСЕМ С УМА СОШЕЛ!

Говорят, эту фразу до сих пор используют как подсказку, когда поют строчки на 11 четвертей.

Карикатура в интернетах по поводу Садко
Карикатура в интернетах по поводу Садко

А хорошо аккомпанирует!

В советские времена артистов регулярно отправляли с концертами "в поля". В колхозы,на заводы и все такое.

И вот бригада артистов Московской филармонии едет на целину. В этой бригаде, в том числе, едут известнейший виолончелист Мстислав Ростропович и композитор Ян Френкель.

А надо сказать, что по всем академическим правилам Ростропович не просто на виолончели солировал. Обычно ему аккомпанировали на рояле, оттеняя виолончель. И тут выгружают наших артистов в полевом стане. Ну то есть в чистом поле по сути. Стулья им привезли. А вот рояля нет. И фортепианов с пианинами не подвезли. Играй, Мстислав Леопольдыч, так, чтобы твоя виолончель понравилась.

Мало кто знает, но вот этот скрипач, который наигрывает в "Мстителях" Бубе Касторскому - это композитор Ян Френкель. Кадр из "новых приключений Неуловимых"
Мало кто знает, но вот этот скрипач, который наигрывает в "Мстителях" Бубе Касторскому - это композитор Ян Френкель. Кадр из "новых приключений Неуловимых"

Видя панику коллеги, Ян Френкель ему предлагает выход. Фортепиано нет, но есть баян. Ценители тут не те, чтобы тонкость оценить, может, и баян им сойдет?

И вроде сходится. Френкель тихонько на баяне, Ростропович громко на виолончели. Играют. Публика слушает. И вдруг в "задних рядах" встает пролетарий колхозного труда, в плечах косая сажень, на лице крестьянское происхождение в n-ном поколении. И с недовольным лицом пробирается к сцене. Френкель с Ростроповичем слегка паникуют, потому что кто его знает, зачем он идет. И бросить музыку нельзя, и доиграть быстро не получается.

Так вот, подходит мужик к нашим гениям, кладет руку Ростроповичу на плечо и говорит:

"Слушай, мужик, не нуди. Дай нормально баян послушать!"

---
Хотите еще немного юмора?