Шикарнейшая история о том, как важно знать законы и иметь широкую эрудицию. Никакие фантасты не придумают историй лучше, чем подстраивает нам жизнь.
Преступление и наказание
Начинается эта история с попытки английских кораблей порыбачить в Северной Атлантике. Из города Саутгемптон вышли три рыбацких судна. И то ли с курса сбились, то ли пошалить решили, но ухитрились они пересечь советскую границу. Злые советские пограничники морячков тормознули и утащили в порт Мурманск. Команду арестовали за незаконный переход границы.
Ну, разобрались, конечно, отпустили через 3 месяца, пожурили. И казалось бы, инцидент исчерпан. Однако вдруг российскому посольству вручают иск от Морского Королевского Суда Британии. Иск гражданский, о возмещении ущерба. Мол, нарушение нарушением, но были нарушены международные конвенции, имела место судебная волокита, в результате чего компания потеряла улов, понесла расходов дополнительных, неполученная прибыль, уплачены неустойки... словом, оплатите 30 тысяч фунтов британских. Плюс судебные расходы (коих тоже набежит немало.
А дело-то в 1925 году, когда наша экономика, мягко говоря, не цветет, а вовсе даже наоборот. По другому источнику в 1927, но хрен редьки вообще не слаще. И выплата 30 тысяч фунтов ситуацию, мягко говоря, не улучшит. И вопросом этим озадачили нашего замечательного деятеля, торгового представителя Леонида Борисовича Красина. Потому что в случае чего и денежный вопрос решать ему. Ну и он уже там, на месте, курсирует между Англией и Францией.
Тучи сгущаются
Леонид Борисыч, конечно, организует кипучую деятельность, привлекает юристов. Но все идет к тому, что платить придется. Потому что если не заплатить, то вся его работа по налаживанию торговых связей накроется медным тазом и дело будет еще хуже.
И вот ходит Красин мрачный-мрачный. И видит его таким другой наш замечательный деятель, Алексей Крылов. Который как раз находится в долгой лондонской командировке от наркомата, налаживая связи по морскому делу. Крылов, на секундочку, единственный инженер-иностранец, награжденный еще при царе золотой медалью Общества английских корабельных инженеров за решение проблемы качки демпфированием (да простят и поправят меня инженеры, если я неточен), так что в Англии он в авторитете. И интересуется Алексей Николаевич, отчего Леонид Борисович так печален.
Узнав ситуацию, Крылов просит возможности ознакомиться с делом. А потом неожиданно просит Красина разрешить представлять дело в суде.
При этом Крылов, конечно, гений, основатель современного кораблестроения, автор 279 монографий, включая фундаментальные вопросы физики, бывший генерал флота (это не опечатка, он именно генерал как чиновник Адмиралтейства был) и вообще заслуженнейший человек. Но не юрист ни разу. Впрочем, профессионалы уже сказали "Платить придется, готовьте деньги", так что хуже уже не станет.
Встать! Суд идет!
И вот начинается заседание суда. Все торжественно - еще бы, высший орган по первостепенным для страны морским вопросам. Все по-британски напыщенно. Судьи в париках, гвардейцы в карауле. И Крылов от российской стороны. Тоже, кстати, в парике и мантии - традиции-с!
Истцы начинают выступать. Сыплют фактами и доказательствами. Крылов ничему не сопротивляется и кивает. Мол, да, было дело. Не отрицаем. Все верно, все истинно.
Кульминация. Суд спрашивает у представителя обвиняемой стороны, готова ли советская страна уплатить требуемую сумму.
И Крылов с улыбкой говорит "Да". И вот только все расслабились, как он продолжает: "Да, так-то все правильно, и мы понимаем, платить надо. Но тут одна закавыка имеется!"
Закавыка
Крылов хитро смотрит на судей и задает всего три вопроса.
Готовы ли судьи вынести верное и справедливое решение на основе британских законов?
Судья багровеет, бьет молотком и говорит, что их суд другого решения вынести и не может, все будет исключительно справедливо и по закону.
Готовы ли адвокаты истца присягнуть, что представленные судовые журналы кораблей истинные и верные?
Адвокаты начинают гордо клясться, что журналы истинные, верные до последней британской точки над i.
И Крылов наносит финальный удар:
Нужно ли учитывать при рассмотрении этого дела Морской Устав Британии вообще, и в частности его 92-й том, страницу такую-то номер параграфа такой-то?
Судьи кивают: мол, безусловно, Морской Устав - это ж кодекс всех британских морских законов, сто томов документов, он наша основа больше чем Конституция. Потому что Конституции у Британии нет, а Морской Устав - вот он, на полочке.
Достают, значится, 92-й том Устава в кожаном переплете и едва не на пергаментах писаный, открывают нужную страницу, читают нужный параграф. И выносят приговор, от которого и истцы, и наблюдатели, и даже Красин выпадают в осадок, а Крылов противно хихикает:
В удовлетворении иска отказать.
Судебные издержки взыскать с истца.
Что за правило-то?
А правило оказалось законом от 1242 года, времен Крестовых походов! И правило это ссылалось на то, что есть такой несчастливый день - 13 число. Так вот, оказалось, что по закону от 1242 года если капитан решил выйти из английской гавани в плавание, то он лишается права обращаться в Морской Королевский Суд, потому как все несчастья в этом плавании - его собственный риск.
И угадайте, какого числа все три кораблика вышли из британского Саутгемптона?
И в любой нормальной стране все бы хихикнули и забыли. Но в Англии с ее прецедентным правом закон 700-летней давности и никем не отмененный действует! Поэтому корабли защите судебной не подлежат, а значит, само обращение в суд незаконно.
На немой вопрос Красина "Шерлок, черт возьми, но как?!", Алексей Николаевич рассказал, что про это правило знает со времен своего гардемаринства. В 1878 году юный Алёша поступил учиться в Морской Корпус, где среди прочего им рассказывали про морское право. И этот казус с 13-м числом где-то проскользнул. А при просмотре бумаг Крылов наткнулся на дату отплытия и решил попробовать на этом сыграть! И прокатило!
Вот так, товарищи. Никогда не знаешь заранее, какой случайно узнанный забавный факт принесет крутую победу, о которой и через сто лет люди будут читать с интересом и гордостью за своих!
----
Так что ставьте лайки нашему гениальному инженеру и моряку и подписывайтесь, чтобы не пропустить ничего важного о Планете Людей. Как всегда, комментарии открыты для конструктивного общения