Найти тему
Ясный день

Две половинки (1)

Как хорошо! Дышать, дышать, дышать! Такой аромат, здесь, за городом… воздух осенью бывает таким необыкновенным. Лена знала об этом наверняка, здесь когда-то была дача ее родителей. Ах, знать бы наперед, ни за что бы не избавилась от милого домика...

Удивительно, что утром было сыро и пасмурно, и вдруг через пару часов, как только вышла из электрички, небо разъяснилось, и вместо дождя пролилось необыкновенной синевой.

Она приблизилась к дачному массиву, прибавила шаг, не забывая любоваться осенними красками. Развесистые деревья и пышные кустарники выглядывали из-за заборов, будто хвастаясь своими плодами.

«У Наташи тоже, наверное, урожай яблок, она еще летом говорила, что год хорошим выдался», - подумала Лена, предвкушая встречу с подругой.

(художник: Сергей Кичко)
(художник: Сергей Кичко)

С Наташей Пиняевой она дружит с детства. Так получилось, что дача Наташиных родителей тоже здесь же. Здесь они и познакомились. А если еще прибавить, что учились в одной школе, в параллельных классах, то общего у них очень много, по крайней мере, воспоминаний хватит на дюжину дружеских вечеров.

Прошло много лет, а они дружат до сих пор, хотя обеим, с разницей в один месяц, пятьдесят четыре года.

Лена вспомнила детство, молодость, какую-то бесшабашность, которая была свойственна их возрасту в те времена, когда еще живы были родители, и у них была дача (кто бы знал, что спустя много лет, Лена будет скучать по этой даче, где можно было жить с весны до поздней осени).

Лена вышла на узкую улочку с добротными домиками, похожими друг на друга. Видимо, много лет назад кто-то первый поставил здесь дом, и он настолько понравился, что и другие последовали, переняв нехитрую, но уютную архитектуру.

Она посмотрела по сторонам: сады ломились от яблок и ранетки. Кто-то уже собрал более ранние сорта, а у кого-то ветви склонились, и покорно ждут хозяев. Но надо сказать, что улица почти вся заселена, здесь и свет есть, и вода, и прописка. Да и станция рядом, в любой момент можно добраться до города.

Она не разглядывала дом, но ветви дерева свесились и отчетливо видны плоды. Хотя, нет, сначала она услышала запах, невероятный аромат, околдовавший ее. Она не могла спутать этот аромат с каким-то другим, такие яблоки росли на даче ее родителей, и она с детства помнит их запах и вкус. Это антоновка. Скромная на вид, но очень ароматная.

Лена остановилась и стала любоваться плодами, которые казались такими доступными. Было тихо и никого не видно на улице. По-девчоночьи взобралась на скамейку и потянулась к яблоне, так хотелось сорвать хотя бы одно и почувствовать забытый вкус. Еще немного и сорвет заветный плод, такой манящий и напоминающий детство и юность.

Громко залаяла собака, рванувшись к калитке. Лена ойкнула, отдернула руку, спрыгнула со скамейки и быстро пошла по дороге, боясь, что пес выскочит и схватит за руку.

- Подожди! – Услышала она вслед. – Остановись!

Лена, услышав голос, пошла еще быстрее, даже побежала, чтобы скорей скрыться и не краснеть перед хозяевами. Ей казалось, что догонит ее, или еще хуже, выйдут все домочадцы, увидят ее, и будут рассказывать потом, как одна дама, на вид приличная, пыталась своровать яблоки на чужой даче. Да еще этот лай подстегивал ее.

«Стыдно», - подумала Лена, отойдя дальше и отдышавшись. Она вспомнила, как подростками они пару раз забирались на чужую дачу… но ведь они были детьми, и дача была заброшенной... а тут взрослая женщина, у которой внуку восемь лет, пыталась нарвать яблок на чужой даче... Лена покраснела, хотя рядом никого не было.

Обрадовалась, когда, наконец, показалась дача Наташи и Толика.

Наталья как раз варила варенье, впрочем, уже почти было готово, она убрала с плиты, освободила стол и бросилась навстречу подруге. – Ну, наконец-то, Елена Прекрасная моя явилась, а я-то жду, выглядываю… Толик-то мой на смене нынче, поздно приедет… ну а внуки Мишка с Сашкой дома…

- Здрастье, теть Лена! – Мишка, здоровяк, тринадцати лет, а за ним и десятилетний Сашка выскочили, как два непоседы из шкатулки и побежали под навес.

- Куда вас понесло? – крикнула Наталья.

- Ба-аа, ну мы на великах покатаемся.

- Катайтесь, только к обеду не опаздывайте! – Наказала Наталья и пожаловалась на внуков. – Выходной, поэтому и приехали на дачу, потому что велосипеды здесь, а так ведь не загонишь… а мы-то, помнишь, любили сюда приезжать…

- Да-аа, Наташа, помню, хорошо помню, красота, - Лена села на старый диванчик, что на террасе и мечтательно раскинула руки в стороны. – Воздух какой, так и хочется дышать и дышать… ой, что же я расселась, я ведь гостинцы привезла…

- Ленка, ну ты чего, думаешь, мы тут голодом сидим… я, наоборот, тебе часть заготовок хочу сплавить…

- Ты и так меня снабжаешь, - с благодарностью сказала Лена, - я без дачи, как будто с дачей живу.

Наталья сделала рукой широкий жест: - Для тебя не жалко!

Лена в знак благодарности кивнула.

Десять лет назад Елена развелась с мужем, совершенно не ожидая, что в жизни ее ждет такой подвох. Сначала ей казалось, что пройдет время и Вадим вернется. Потом она поняла, что это невозможно, и она решила, доказать, что тоже станет счастливой, что не останется одна. Но сердце словно замкнулось, трудно было вновь влюбиться и кого-то любить.

Она даже реже стала встречаться с Натальей, решив, что у семейной подруги иные интересы, чем у нее. Это раньше они обе были замужними, а теперь – на разных ступеньках стоят. Но, Наталья, надо отдать ей должное, не собиралась отдаляться от подруги детства, и, наоборот, всячески поддерживала Лену. Даже пыталась найти ей жениха, но попытки оказались безуспешными.

И тогда Наташа просто подбадривала Лену, напоминая, что у нее вполне подходящая работа, чтобы встретить новое счастье.

Лена работала в музее, проводила экскурсии, рассказывая об искусстве, о художниках… в общем, ее окружал мир прекрасного. Но никогда она не задумывалась о советах Наташи, потому что это была просто работа, которую она любила.

- Ну, рассказывай, - Наталья присела рядом, - о чем договорились…

Лена загадочно улыбалась. – Я тебе по телефону все рассказала…

- Ну, так то по телефону…

- Ну, в общем, еду я… Марко будет меня ждать, уже забронировал номер в гостинице…

- Ой, Ленка, неужели это не сон?

- Это не сон, это правда, - Лена улыбается. – Со вчерашнего дня я в отпуске, билет уже купила, виза, сама знаешь, до тридцати дней, но я постараюсь не злоупотреблять гостеприимством Марко…

- Так ты в Белграде остановишься?

- Да, Марко там живет.

- Ленка, как я рада! Это же такая редкая удача, встретить такого мужчину…

- Да, Марко замечательный, интересуется искусством, и наша культура ему нравится… но это просто приглашение, понимаешь, Наташа. Я не строю больших планов…

- Ну-уу, Елена Прекрасная, стал бы мужик просто так приглашать в свою страну, да еще номер для тебя забронировал…

- Номер ладно, но не хочется быть должной…

- Лена, да брось ты, понятно, что ты ему нравишься, и он точно сделает тебе серьезное предложение. А ты не вздумай отказаться.

- Возможно. – Лена хочет быть серьезной, но не получается, улыбка так и осталась на ее миловидном лице.

- Позвони, как приедешь, да и вообще шли хотя бы сообщения, а я буду за тебя кулачки держать, как на экзамене, похоже, это твое счастье…

Лена слушала подругу и вспоминала, как впервые увидела Марко во время экскурсии. Он был очень внимательным туристом, и вслушивался в каждое слово, к тому же неплохо разговаривал на русском.

После экскурсии задержался и задал множество вопросов. Высокий брюнет, с сединой на висках, он был привлекателен именно мужской красотой и чувством такта.

Он часто благодарил Лену, и никак не хотел отпускать ее, благо, что у нее была последняя группа в тот день, и она могла не торопясь рассказать ему об интересующих его картинах русских художников.

- Елена, очень, очень благодарю, - сказал Марко, не отпуская ее взглядом, от которого она вдруг смутилась.

И в тот же день, в знак благодарности, Марко пригласил ее в ресторан. Она растерялась в первую минуту, подумав, а надо ли ей это, ведь она не знает человека. Но искреннее желание туриста из Сербии вдохновило ее, и она согласилась.

Они очень много говорили о русской культуре, и потом еще встретились, и снова много говорили. Вся последующая неделя была посвящена прогулкам и музеям (на работе ей даже сказали: «Ты что, волонтер… тратишь свое время на этого туриста, пусть даже такого симпатичного). Лена промолчала. Она жила одна, и вполне хватало времени, чтобы провести его в столь приятной компании.

А Марко, и в самом деле, был приятен в свои шестьдесят четыре года, и Лена могла часами говорить с ним, даже рада была, что он так искренне интересуется ее страной и Подмосковьем, где она жила.

- Елена, я уезжаю… хочу видеть тебя в Белграде…

- Вот как?! – Она рассмеялась. Это было неожиданно, и она не приняла всерьез его предложение. В течение полугода они общались через интернет, и наконец, ближе к отпуску, она согласилась на его предложение, понимая, что Марко настроен вполне серьезно.

Свою недавнюю размолвку с дочерью она никак не связывала с решением поехать в гости. Единственное, в глубине души была обида, и слова дочери остались в памяти. – Мама, позволь, мы с Максимом сами будем воспитывать своего ребенка! – На повышенных тонах сказала Лера в их последнюю встречу, когда еще не знала о поездке.

- Простите, а кто же вам не дает? – стараясь быть сдержанной, спросила Лена.

- Ты слишком много позволяешь ему, Никита стал непослушным… и это в восемь лет…

- Лера, так я ведь бабушка… неужели я не могу свозить внука в парк, если он просит…

- А то, что у него уроки не сделаны, тебя это не волнует?

В тот день мать и дочь поговорили довольно резко, и Лера категорически отказалась привозить Никиту на выходные. Казалось бы, просто недопонимание, но в их отношениях появилась трещина.

Лена вздохнула, вспомнив и знакомство с Марко, и разногласия с дочерью…

- Как у тебя с Лерой? – спросила Наталья, будто поняла, о чем думает подруга.

- Да-аа, так, разговариваем, конечно… мне кажется, я им не нужна…

- Нужна, конечно, просто у них своя семья, хочется все попробовать самим, - подсказала Наталья.

- Ну, так-то она спокойно приняла мой отъезд, даже пожелала счастья… вот только какого – непонятно, счастье – оно ведь разное бывает.

Подруги просидели до самого вечера, пока Лена не вспомнила, что скоро пойдет электричка.

- Слушай, успеть надо, - сказала Лена, собираясь. А то ведь мне еще в дорогу надо собрать вещи.

- Проводить тебя?

- Да что ты… не заблужусь. –

Они обнялись. – Ох, Ленка, здорово, если все сложится и будешь ты у нас иностранкой, - сказала Наталья.

- Да еще неизвестно.

- Ну, понятно же, что дело к этому идет…

Лена возвращалась на станцию той же дорогой, и подойдя к знакомой усадьбе, подумала, что может быть зря отказалась, чтобы Наташа проводила ее, вдруг злая собака выскочит…

Антоновка также заманчиво красовалась на ветвях, за оградой было тихо, будто и нет никакой собаки. Но на скамейке стояло двухлитровое ведерко с яблоками. Лена сразу поняла: антоновка. И снова этот дразнящий аромат, так напоминающий детство.

«Наверное, на продажу выставили, покупателя ждут», - подумала Лена и постаралась пройти быстрее, чтобы остаться незамеченной. А потом и вовсе прибавила шаг, и остановилась передохнуть у самой станции. - чего я боюсь,- подумала она, - ничего же не украла.

Она снова обернулась и посмотрела на дачные домики, утопающие в осенней листве. Вдруг что-то защемило в груди, какое-то непонятное чувство нахлынуло, будто чего-то стало жаль. Она отогнала эти мыслил и сказала себе: - Всё хорошо, я еду в Белград.

Ей вспомнилось, как по молодости лет они с Натальей мечтали о загранице, так хотелось уехать, жить в другом месте, встречая незабываемые рассветы.

Окончание здесь:

Автор: Татьяна Викторова