Эпоха Возрождения, выражаясь привычным для нас языком стала для Средневековья некой ностальгией по античным временам. Градостроительная деятельность получила раннее не известные формы, в основе которых лежали новые технические идеи и точные расчеты.
Градостроительные преобразования Ренессанса - в основном изменения старых городов, выросших в эпоху средневековья. В городах выделялись главные площади, их прототипами были римские форумы, колоннады, греческие агоры. Развитие торговли приводило к организации крупных площадей - рынков, и появлению деловых и общественных зданий. На торговых площадях проходили карнавалы, турниры, представления, народные гуляния. В XV-XVII вв. в Европе появились общественные площади, свободные от торговли, которые становились главными в городе - людям хотелось делится своими идеями, рассуждать о гуманизме и искать новые идеалы. В этот период город стали рассматривать как целостный объект, при проектировании которого учитываются различные факторы (фортификационный, социальный, экономический, санитарный, композиционный). Новое направление градостроительства - проектирование «идеальных городов» было призвано решить проблемы. Авторами известных проектов были Альберта, Скамоцци, Вазари, Лорини, Аврелино, Леонардо да Винчи. Выросшая из философского начала идеализация начала подчинять себя и композиции в строительных планах. Создателей таких планов больше интересовал эстетический вопрос.
С конца XV столетия прием центрической композиции городов постепенно завоевывал все большее значение в творчестве зодчих, работавших над схемами идеальных городов. Представление о городе как об едином организме, подчиненном общему замыслу, к XVI в. господствует в теории градостроительства. Трактаты зодчих и их проекты выражают новое мировоззрение эпохи, их породившей, где главное — забота о человеке, но человеке избранном, знатном и богатом. Классовое расслоение общества эпохи Возрождения соответственно породило науку, служившую на благо классу имущему. Для расселения «знатных» отводились лучшие районы идеального города.
Вторым принципом организации городской территории является расселение остального населения по роду занятия, что свидетельствует о существенном влиянии средневековых традиций на суждения зодчих XV столетия. Ремесленники родственных профессий должны были жить в непосредственной близости друг от друга, а их местожительство определялось «благородством» их ремесла или профессии. К примеру:
- Центральный район около главной площади: торговцы, ювелиры, ростовщики;
- корабельщики и канатчики имели право селиться только во внешних кварталах города, за кольцевой улицей;
- Каменщики, кузнецы, шорники. должны были жить около въездных ворот в город.
- Ремесленники же, необходимые всем слоям населения (парикмахеры, аптекари, портные) должны были быть расселены по всей территории города равномерно.
Учитывалось также распределение территории на жилые, производственные, торговые, общественные комплексы. Предусматривали их разумную связь между собой, а порой и сочетание, для наиболее полноценного обслуживания города в целом и использования его экономических и природных данных. Таков проект идеального города Филарете - «Сфорцинда»
Идеи и принципы итальянского Возрождения получили развитие во Франции, где с XV в. осуществлялись крупные градостроительные преобразования. Один из древнейших городов Франции, ее столица Париж развивался как резиденция римских императоров. После падения Римской империи Париж стал возрождаться только в IX в. На рубеже XV и XVI вв. в планировке и застройке начали проявляться идеи Ренессанса. В Париже сооружались прочные мосты, застроенные типовыми блокированными домами для привнесения порядка и единообразия. Вскоре в городе появились геометрически правильные площади (характерные для Возрождения пространственные элементы идеального города).
Но время идеализма не было вечным: Ренессанс как единый исторический период завершился в Италии с падением Рима в 1527 году - начало гражданских и религиозных войн открыли новую главу в истории Средневековья. На смену строгой симметрии и гармонии Возрождения пришел новый архитектурный стиль - барокко. Создавались сооружения с обилием сложных криволинейных форм и пышных декоративных украшений, искажающих классические пропорции. Движение зданиям барокко придавал эффект оптического обмана, а также беспрерывная причудливая игра света и тени. Но, пожалуй, это тема уже другой статьи.
(Медиафайлы и материалы взяты с сайта: https://5-z-evropa-15-16v-vozrogdenie.archisto.info/italiya-vozrogdenie-idealnye-goroda.html)