Грузия вновь застыла на пороге политического кризиса, который напоминает старый водевиль, но с опасно новыми актёрами. Страна оказалась перед выбором — идти по пути компромисса, ввязаться в уличные протесты или решительно повернуться к России.
На последних парламентских выборах, состоявшихся 26 октября, победила партия «Грузинская мечта», которую на Западе называют «пророссийской». Однако президент страны и оппозиция отказались признать эти результаты. Остаются лишь три сценария развития событий, но только два из них могут уберечь Грузию от политического саморазрушения.
Для понимания: из 19 партий, участвовавших в выборах, лишь пять были реально близки к заветному пятому проценту. В итоге, «Грузинская мечта» получила около 54% голосов, что дало ей 89 мест в парламенте. Оппозиция осталась с 61 местом, однако, тут же заявила о «краже» голосов, и — знакомый приемчик — потребовала пересмотра результатов.
Воспользовавшись моментом, западные СМИ подхватили эту мелодию, призывая почти в унисон с оппозицией пересчитать, перераспределить и пересмотреть всё, что можно.
BBC называет оппозицию «проевропейской», а правительство «авторитарным». The Washington Post — и вовсе «пророссийским». The Guardian предрекает конец «европейской мечты» Грузии. Euronews намекает, что выборы прошли «сомнительно».
Эти медиа-апокалиптические предсказания только подливают масла в огонь, разогревая ситуацию до точки, когда любой шаг может привести к реальной нестабильности.
Первый сценарий
Если Грузия выберет сценарий компромисса, «мудрое смирение», власти и оппозиция могут сесть за стол переговоров. В этом случае Грузия продолжила бы сохранять привязанность к западной орбите, избегая резких решений и конфликтов.
Но такой сценарий предполагает умение Вашингтона и Брюсселя мыслить регионально и понимать прагматичность. Увы, американский и европейский внешнеполитический стиль предполагает курс исключительно в одну сторону — с лозунгом «всё или ничего».
Второй сценарий
Переговоры с «пророссийской» партией? Это, как минимум, удар по самолюбию. Поэтому вероятность того, что события пойдут по сценарию Майдана, весьма велика.
Западные НПО имеют большой опыт вывода протестующих на улицы в Тбилиси. Уже сейчас среди митингующих были замечены знакомые лица, как, например, Алексей Гончаренко, одиозный украинский депутат и давний сторонник «разжигательных» действий.
И если Майдану удастся набрать обороты, то не исключено создание переходного правительства во главе с прозападным президентом Саломе Зурабишвили и скорейшее проведение новых выборов с тщательно пересчитанными результатами.
Третий сценарий
Если же грузинским властям удастся сохранить контроль, это станет не только провалом оппозиции, но и политическим крахом западных стратегий в регионе. Грузия, видя, как Запад легко готов поступиться интересами её политической стабильности, может окончательно переориентироваться на северного соседа, на Россию.
Этот разворот может привести к стратегическому переосмыслению отношений, где былые ограничения по Южной Осетии и Абхазии постепенно стираются. Не сразу, но и этого будет достаточно для начала диалога и даже возможного восстановления дружеских отношений.
Этот ход не только перевернет западные планы «демократизации» на постсоветском пространстве, но и станет уроком для других стран, таких как Армения и Молдавия.
Какой сценарий, по-вашему, наиболее вероятен для Грузии: компромисс с сохранением стабильности, новый «Майдан» или усиление сближения с Москвой на фоне разочарования Западом?
Понравилось? Поставь лайк и подпишись. В следующих публикациях ещё больше интересного!