Виктор Рубцов
Надеюсь, читатели не очень устали от Большой Севастопольской тропы, я проводник не надоедливый. Проработав на Северах полвека, не забывал и Крым посещать наездами. И если никто спасибо не скажет за такую мелочь, как новые города, которые своими руками строил - Нижневартовск, Вуктыл, Нерюнгри, - то имейте в виду, что для поддержания крымских троп в сносном виде я нисколько не щадил своих ног. Знаете, сколько троп в Крыму всегда ждут своих почитателей?
Самая обихоженная, известная со времён Российской империи, это «Солнечная», или «Царская» тропа от царского дворца в Ливадии до санатория Розы Люксембург в Гаспре. Впрочем, когда мне довелось «поправлять здоровье» в Ливадийском санатории Службы безопасности Украины (не подумайте плохого, без госизмены, а «по нужде»), то тропа в Ялту - мимо закрытого пляжа, вдоль берега моря - тоже называлась «Царской Солнечной». Так с названием шутили здешние обитатели, сейчас попробую объяснить. Для чего вернёмся в то время, когда виртуоз пианист Володимир Зеленский пока не купил себе апартаменты рядом с царским дворцом.
20** год, Крым ещё не вернулся в родную гавань. Санаторий с наружными замками под пристальным наблюдением, пляж с суровыми охранниками (проходили по пропускам). За Крымом приглядывают не местные сталинские изгнанники или на худой конец турецкие смотрящие, а казанский «Татар-информ»: «Санаторий СБУ "Черноморье" в крымском поселке Ливадия приобрел для своих отдыхающих икры и консервированных крабов на 25 тыс. евро. Получается, что расходы икры в санатории - килограмм в сутки» (информация от 15 февраля 2013 года).
За столом в столовой санатория составляли мне компанию молодые, здоровые, под кличкой «отдыхающие» СБУшники (привет, если живы). С которыми прогуливался без транспорта, минуя шумные улицы, до Ялтинской набережной по «Царской Солнечной» тропе - полчаса лёгкого хода, обратно с подъёмом чуть больше. Успевшие нахапать «бедняки», попилившие коммунистическое прошлое страны, дружно возводили дворцы на побережье от Ялты до Ливадии. Именитый, увенчанный лаврами «Магарач», 1828 года рождения, ради «чайного домика» Януковича лишился холёных отрадненских виноградников под Ялтой и скромно пристроился с лабораторией на краю Ливадии.
Нам многое хотелось бы забыть. Лучше давайте вспоминать все настоящие эколого-просветительские тропы Крыма. Кореизская (Мисхорская) тропа, Ставрикайская, не очень простая Малай-Богазская, Боткинская, Штангеевская, Таракташская тропа, кольцевая тропа Палласа, тропа Голицына (Соколиная тропа), Большой каньон Крыма. Одни тропы старые, другие открыли недавно, как семьдесят, обустроенных в последний десяток лет. Романовскую дорогу прокладывали в честь 300-летия дома Романовых силами Никитской казённой лесной дачи — предшественника заповедника «Ялтинский горно-лесной». А «Еврейскую тропу» проложили в 1914 году для князя Юсупова.
Феликс Феликсович владел крымскими имениями в Кореизе и в селе Соколином. И между ними велел проложить дорогу через Ай-Петринскую яйлу. Вообще-то семейство Юсуповых, говорят, имело 57 дворцов. И между дворцами были дороги. Только в Крыму никто не позаботился. Тогда Феликс Феликсович нанял для постройки дороги инженера по фамилии Жидов. Инженер постарался, проложил хорошую дорогу. По его фамилии, не связанной с какой-либо национальностью, как обычно и бывает, местные жители назвали дорогу Жидовой (с ударением на первом слоге). А с годами кто-то очень озаботился неблагозвучностью названия. И наш толерантный народ с лёгкостью согласился впредь именовать дорогу Еврейской. Отсюда и название пошло для тропы, в которую трансформировалась маленько заросшая дорога - Юсупову из Парижа было не с руки приглядывать за дорогой после революции.
Наверное, многие помнят князя Феликса Юсупова как соучастника убийства Григория Распутина. А кто-то, как я, любитель путешествовать, много раз натыкался на дворцы и «охотничьи домики» Юсупова. Богатства Юсуповых были, пожалуй, значительней, чем у российских царских особ. Из недвижимости у Юсуповых были дворцы в Москве, в Санкт-Петербурге, в Царском Селе, в Красном Селе, дворец в Ялте, вилла в Париже, замок в Нижней Бретани. Тропа приводила нас в Соколиное, где от прежнего владельца остались не только солидный охотничий дом, но и Юсуповский фонтан у реки Коккозки, Юсуповская мечеть.
После убийства Распутина Юсупова сослали в имение Ракитное. Дворец Юсуповых в Ракитном Белгородской области - памятник архитектуры XIX века и единственный в центре России полностью сохранившийся усадебный комплекс. И я, живущий зимами в Белгороде, при случае не премину упомянуть, мол, мы с Юсуповым земляки. Дворянский род Юсуповых начался с XVI века от Юсуфа-мурзы — хана Ногайской Орды. Поэтому я так рьяно обозвал Феликса Юсупова в заголовке последним ногайским князем. Что вообще-то неверно.
В Балаклаве же, где обитаю летом, я одним глазом приглядываю за Большой Севастопольской тропой, а другой глаз у меня за Балаклавской бухтой высматривает здешний охотничий домик Юсупова. Разорили домик, пока я на Северах города строил.
Сын ногайского хана Юсуфа-мурзы Иль-мурза в 1565 году был отправлен в Москву на царскую службу. Внук Абдул-мурза первым из рода перешёл в православие и ему даровали титул князя. У князей Юсуповых большой послужной список. Но княжеский род Юсуповых прервался уже в 1891 году на Николае Юсупове, не имевшем сыновей. Зинаида Николаевна Юсупова, бывшая замужем за графом Феликсом Сумароковым-Эльстоном, стала единственной владелицей многомиллионного состояния.
По особому императорскому указу граф Сумароков-Эльстон получил право унаследовать княжеский титул, герб и фамилию своего тестя Николая Юсупова, чтобы не допустить угасания древнего рода. Так что сын Феликса и Зинаиды - Феликс Феликсович получил от родителей не только богатство, но и титул графа через отца и титул князя через мать. От хана Ногайской орды цепочка такая: Юсуф-мурза — Иль-Мурза — Абдул-Мурза (князь Дмитрий) — Григорий — Борис — Николай — Борис — Николай — Зинаида. И только по царскому указу носил Феликс Феликсович титул князя Юсуфова, но по мужской линии он был из рода Сумароковых-Эльстон.
В браке Феликса с племянницей императора Николая II, великой княжной Ириной Романовой сыновей у них не было. Покоятся супруги с дочерью во Франции. Потомки по дочери живут в Греции. Рассказываю это, поскольку всем женщинам непременно надо знать, кто с кем остался.
Остаётся только сказать, что охотничий домик в Балаклаве обязалась восстановить частная компания «Порт Ламос». Которая уже начала подготовительные работы к реставрации кинотеатра «Родина». Одного жаль, что ни наш президент, ни севастопольский губернатор не издают императорских указов, а то бы титулы графа-князя и охотничий домик по праву земляка всех ногайцев достались бы мне.
Ещё о крымских тропах: