Найти в Дзене
Лана Лёсина | Рассказы

Шансы таяли. Пропасть приближалась

Родной берег 23

С печкой стало теплее. Ребятишки ожили. В один из дней пришла Валентина Петровна. Как работница завода, она получала хлеба на 100 граммов больше. Для человека рабочего это был мизер. И тем не менее, часть своего пайка бабушка несла ребятам.

Начало

Она приходила к Тае раз в несколько дней. Ехать приходилось неблизко, на это уходили время и силы. Поэтому, чаще женщина после смены добиралась до дома, что стоял рядом, не раздеваясь залезала под одеяла и лежала, не в силах даже шелохнуться. На другой день шла к станку. Иногда собиралась с силами, чтобы навестить дочь и внуков, отдать сэкономленный хлеб.

Зимний холод усугубил положение. Как ни старалась Валентина Петровна оставаться на ногах, ноги эти держали ее плохо. Тяжелый труд выматывал. Она все чаще оставалась на ночь в цеху, спала у станка. Здесь было чуть теплее, да и на дорогу не надо было тратить силы.

И всё же организм дал сбой. Женщина простудилась, поднялась температура, она слегла. Потребовалась вся ее выдержка и железная воля, чтобы добраться до дочери. Тая ахнула, когда увидела мать в таком состоянии. Кстати, сама она была лучше не намного.

И всё же Тая, собрав силы, ходила за теми крохами хлеба, что давали по карточкам и которые уже совсем плохо, но всё еще поддерживали жизнь.

Валентина Петровна от хлебного кусочка отказывалась: «Отдай детям. Они совсем синюшные, а мне всё равно умирать». Тая поила ее теплой водой, пытаясь согреть больное тело.

В один день Валентина Петровна перестала глотать воду, утихла. Навсегда.

Санитары, заглянувшие в квартиру дня через четыре, помогли завернуть и спустить тело, Тая на санках повезла мать в последний путь.

Ноги шли плохо. Тая падала, поднималась и тянула санки за веревку. Ей попадались такие же люди – призраки, которые неуверенно и покачиваясь, ступали по дороге.

На кладбище была разрыта яма.

Тая после такого пути долго сидела на санках, не в силах двинуться назад, домой. В один миг она почувствовала, что здесь, на этих санках ей так хорошо, что не стоит куда-то спешить. Можно даже закрыть глаза и больше ни о чем не заботиться и не мучиться. Она точно знала, что всем мучениям можно положить конец. Прямо сейчас.

Мысль о детях мешала обрести покой. В квартире оставались Саша и Лиза.

Дрожащие ноги держали плохо. Но Тая могла идти. Ей во что бы то ни стало нужно было дойти до дома. Лестничный пролет она преодолевала на четвереньках.

- Мамочка, - позвала Лиза, когда услышала, как скрипнула дверь.

- Я пришла, Лизонька.

- Мне холодно, - пожаловалась дочка.

- Сейчас, сейчас, моя милая.

Тая взяла ключ от соседней квартиры. Принесла табуретки, долго пыталась из разбить, получая палки. В своей квартире сожгли почти всё, что горело.

- Идите к печке, сейчас будет теплее, - она помогла детям переправиться на стул.

Лизонька сидела с трудом. Обессиленная девочка не смогала держать своё худое тельце, клонилась лечь. Тая перенесла ребенка на кровать, легла рядом.

- Потерпи, моя родная. Вот закончится война, вернутся Настя, Витя, папа.

- А нам хватит на всех хлебушка?

- Конечно, Лизонька. Ты только держись, пожалуйста. Нам обязательно надо всех дождаться.

Саша тоже устал сидеть, попросился на кровать, прижался к маме.

Тая каждый день ходила к соседям. Приносила что-нибудь для печки. Как ни старалась экономить, но постепенно спалила всё, что можно. Весна всё не наступала.

В один день она не могла подняться с постели. Дети тоже лежали тихо. Печка в этот день так и осталась холодной.

Санитарная дружина в виде двоих девушек и юноши в одной из квартир нашла двоих детей и женщину, лежавших под одеялами и не подававших признаков жизни. Двое из них еще дышали, девочка с этой жизнью уже распрощалась.

- Мальчика сейчас отправим в больницу, вдруг выживет. А вот что делать с женщиной? – беспокоился юноша.

- Да она вроде уже не дышит, - наклонилась ниже девушка.

- Ладно, сейчас вынесем детское тело, и заберем мальчика. Пометь себе, что нужно зайти сюда дня через два, - давал распоряжения юноша конопатой помощнице.

- Ой, смотрите. На столе листок, - девушка взяла в руки бумагу, начала читать: Денисова Елизавета Дмитриевна, Денисов Александр Дмитриевич 1937 года рождения. Денисова Таисья Григорьевна – 1907 года рождения.

Значит, мальчик – Денисов Александр Дмитриевич, - сделала заключение девушка.

От листка оторвали чистую половину, записали имя ребенка, положили записку в карман детской одежды.

Читать далее.