Найти в Дзене

Почему квадроберы России так непатриотичны? Вместо Лисы Патрикеевны выбрали японскую Кицунэ? Об антропоморфных животных из русских сказок

Оглавление

Неожиданно вспыхнувшая в Интернете тема о квадроберах и фурри подтолкнула меня к разговору об антропоморфных животных в русских народных сказках. Этим животным которым поклоняются представители выше названных субкультур.

  • Случайно ли, что в русских детских сказках действуют животные, а не люди?
  • Есть ли польза детям от сказок и какая?

Судя по мнениям некоторых пользователей Интернета, так, в сказках, вообще, нет никакой пользы, кроме развлечения.

Даже отечественные фурри и квадроберы, считающие себя поклонниками антропоморфных животных (которых полным-полно в русских сказках), не сделали своим объектом поклонения ни одного из героев русских народных сказок.

Что-то я не видела, даже на фотографиях, субкультуриста в костюме Лисы Патрикеевны? Или Михайло Потапыча?

Всё какие-то заморские диковинные зверушки)))).

Даже костюм Волка из фильма "Мама", никто себе не изготовит!? Тысяча чертей!))))

Как-то всё это непатриотично...!? /шучу/

 Как хорош Волк Боярского - не в фурри, так в квадроберы! /картинка из доступного фонда "Яндекс.Картинки"
Как хорош Волк Боярского - не в фурри, так в квадроберы! /картинка из доступного фонда "Яндекс.Картинки"

Теперь вопросы посерьёзнее.

Почему во многих русских детских сказках героями являются не люди, а животные?

Напомню, что первыми в жизнь детей приходят:

  • сказки о животных (в них действуют только животные; если есть люди, то на второстепенных ролях);
  • следом идут волшебные сказки (в них животные являются только "помощниками главных героев"),
  • а затем - бытовые сказки (в них главное - взаимоотношения людей, а животные - на второстепенных ролях.

Назову лишь две, но, главные причины - почему в русских сказках героями часто бывают животные?

1. Образ животного проще для детского восприятия

Сказки предназначены не только для развлечения, но и для обучения детей, то есть они должны содержать несложный для детского восприятия материал. /Это значит, что начинать нужно не с "изучения" мира людей, а лучше опуститься на одну ступеньку ниже - в мир животных/. В русской народной сказке всё это уже предусмотрено.

Именно простые, и, при этом, привлекательные образы животных, понятны и близки детям даже на этапе раннего детства.

Однако, при этом, за образами животных в сказках "скрываются" люди, разговаривающие и совершающие человеческие поступки, и даже носящие человеческие имена: Михайло Потапыч, Лиса Патрикеевна. /То есть, на примерах зверей дети всё равно познают не мир животных, а человеческий мир, но мир упрощенный, доступный для детского понимания/.

Через рассуждения и действия зверей ребёнок впервые получает образцы выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Сказка для ребёнка - средство для познания мира, наглядное пособие по ознакомлению с разнообразными человеческими характерами, достоинствами и пороками людей, типами взаимоотношений в быту и в семье, с правилами поведения в обществе.

И мультфильмы (фильмы) по русским народным сказкам ребёнок воспринимает так же: видит зайчика, но считает, что это маленький мальчик, совершающий соответствующие человеческие поступки.

2. Каждое животное в русских сказках - носитель одного определённого морального качества

Начну с вопроса на засыпку: "Представьте себе, что Вам нужно разъяснить ребёнку 3-4 лет "Что такое "хитрость"".

Найдёте ли нужные слова и примеры для объяснения этого абстрактного понятия?

Думаю, что будете растолковывать ребёнку этот термин долго и путано...

_______________

Гораздо проще идти другим путём: следует рассказать ребёнку сказку (и не одну), где среди героев присутствует Лиса. При этом, нужно периодически эмоционально отзываться о каждом её очередном поступке: "Вот какая хитрая! Обманула Волка! Обманула Зайчика!"

Ребёнок через пару сказок о лисе уяснит: что значит - обман, что значит - хитрость.

В русских сказках животные - это живые модели какого-либо одного морального человеческого качества:

  • Лиса - воплощение хитрости;
  • Волк - образец злости;
  • Заяц - носитель такого качества, как трусость и т.д.

С одним качеством ребёнку легче разобраться, чем сразу с несколькими, как это имеет место в характере человека.

Через зверей дети получают представления о мире людей, а не о мире животных. У животных морали нет.

Если персонаж ребёнку недостаточно понятен, он ещё и спросит родителей: "А [этот герой] хороший или плохой?".

И, в зависимости от ответа взрослых, нравственные качества персонажа найдут своё место среди других, уже известных малышу, положительных или отрицательных моральных качеств людей.

Ближе к школе ребёнок будет уже довольно хорошо разбираться в поступках и характерах людей, будет иметь представление о большинстве моральных качеств человека, таких как:

доброта,
хитрость,
жадность,
смелость,
заботливость,
бережливость и других.

И, заметьте, для этого не нужно утомлять детей долгими и нудными объяснениями. Нужно просто читать с ними сказки, смотреть мультфильмы, а иногда, как бы между делом, обсуждать поведение персонажей.

Сказка - как средство воспитания детей

"...вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!"
А.С.Пушкин

/эта часть только для особо любознательных и заинтересованных, но я пропустить её не могла/

Исторически сказки идут от древних охотничьих побасёнок, которые одни охотники (взрослые мужчины) рассказывали другим мужчинам. Постепенно сказки стали использоваться как средство воспитания детей.

Это и понятно, поскольку в сказках концентрировалась многовековая народная мудрость, и было бы большим упущением не передать её детям.

Дети познают окружающий мир с помощью прочитанных родителями сказок, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.

Я лишь кратко упомяну значение сказки для развития и воспитания ребёнка:

  • сказки важны для развития речи (словарный запас, интонация);
  • для развития воображения (взрослый читает, а ребёнок в своём воображении создаёт яркие картины того, что слышит);
  • для получения первых представлений об истории, традициях, укладе жизни своего народа;
  • для формирования стрессоустойчивости (в борьбе со страхами) и настойчивости в преодолении препятствий для достижении цели (ребёнок видит, что это постоянно делают сказочные герои, не ведая страха);
  • для формирования моральных представлений (об этом говорилось выше), а также для понимания основ социальной сатиры (высмеивании нежелательных моральных качеств у отдельных героев сказок).

Есть ли у русских людей сказочный герой-"хитрец"? Почему это не Лиса Патрикеевна?

Этот вопрос: "Есть ли у русских людей сказочный герой-"хитрец"?" я ставила в статье:

И получила комментарий от одной читательницы, которая написала:

"У нас есть хитрая лиса..."

То есть, в русских сказках, всё же, имеется "хитрый" герой (героиня). И это - Лиса Патрикеевна или Лисичка-Сестричка.

Лиса действительно хитра, но может ли она быть народным сказочным героем?

Во-первых, лиса - не Человек, хотя и с человеческими поступками (антропоморфное животное). Уже поэтому она не может быть сказочным народным героем. Большинство наших людей - не фурри, чтобы поклоняться антропоморфному персонажу.

Во-вторых, лиса - отрицательный персонаж, потому что, где хитрость - там и коварные поступки. И, как отрицательный персонаж, она, тем более, не может быть народным сказочным героем.

Однако, сказки не могут быть совсем без "хитрого персонажа", потому что в жизни встречаются хитрые люди, а сказка - это отражение жизни.

Отметим, при этом, что к сказочной Лисе русский народ относится, всё же, лояльнее, чем, например, к Волку. А в тех сказках, где Лиса обманывает Волка или Медведя (более физически сильных героев), то относится даже очень хорошо. Народ называет её чуть ли не ласково: Лисичка-Сестричка, как бы показывая, что ум важнее силы.

Вообще-то, добавим, лиса - красивое животное, настоящее украшение русского леса, за что ей многое и прощается.

Ещё, в русских сказках, Лиса - всегда представительница "прекрасного пола". Даже Колобок не смог справиться с женскими чарами Лисы./шучу )))/

В сказках других стран часто действует хитрый Лис).

Баланс женских и мужских персонажей очень важен для русской сказки.

Лиса Патрикеевна или японская лисичка Кицуне?

И вот такую умницу и красавицу, правда, слегка хитроватую, Лису Патрикеевну, отечественные фурри не сделали своей эмблемой?

Как мне написала одна читательница в комментарии к статье:

"...у вас на фото маски не кошки, а Кицунэ, и это лисица вообще-то мифическое существо в японской мифологии."
"...лисица и есть эмблема фури."
Лиса Патрикеевна и японская лисичка Кицуне. У Кицуне бывает до 9 хвостов
Лиса Патрикеевна и японская лисичка Кицуне. У Кицуне бывает до 9 хвостов

Не буду вновь заводить разговор о патриотизме, но разноцветные фурсьюты: синие коты, зелёные тигры и розовые драконы, явно как-то игнорируют нашу отечественную народную культуру?

Почему бы это?

Вот даже не знаю, что ответить комментатору, вопрошающему:

"А что масок Маша и Медведь нет..."

Почему отечественные квадроберы и фурри не поклоняются антропоморфным животным из русских сказок?

Что за прелесть эти сказки! Каждая - настоящий урок | За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 ! | Дзен

#квадроберы #фурри #антропоморфные животные #русские народные сказки #детские сказки #сказки воспитание обучение #мораль сказки #семьяидети #лисапатрикеевна #японская лиса кицунэ #патриотизм субкультуры #Россия субкультуры

-3