В истории католической церкви существовал период, получивший название «порнократия» или «правление блудниц», когда папский престол оказался под влиянием могущественных женщин Рима, а сами понтифики нарушали обет безбрачия. Этот скандальный период длился 60 лет, начиная с правления папы Сергия III в 904 году и до смерти Иоанна XII в 963 году.
Ватиканская порнократия в истории церкви
В истории католической церкви существовал период, получивший название «порнократия» или «правление блудниц», когда папский престол оказался под влиянием могущественных женщин Рима, а сами понтифики нарушали обет безбрачия. Этот скандальный период длился 60 лет, начиная с правления папы Сергия III в 904 году и до смерти Иоанна XII в 963 году.
Скандальное начало
Порнократия началась с избрания папы Сергия III, путь которого к престолу был отмечен кровью предшественников. По свидетельству хрониста Евгения Вульгария, он приказал задушить в тюрьме двух соперников — папу Льва V и антипапу Христофора.
Но главным скандалом стала его связь с юной Марозией, дочерью его покровителя Теофилакта I. Лиутпранд Кремонский писал, что Сергий III «наполнил папский двор любовницами и незаконнорожденными детьми и превратил папский дворец в воровской притон». От связи с Марозией родился будущий папа Иоанн XI — первый в истории папства понтифик, рожденный от незаконной связи другого папы.
Могущественные женщины Рима
Реальными правительницами города стали мать и дочь — Феодора Старшая и Марозия, которых современники называли не иначе как "блудницами". Феодора, получившая титул "сенатриссы", по свидетельствам хронистов, была любовницей папы Иоанна X, которого она возвела на престол.
Её дочь Марозия превзошла мать в искусстве интриг: она последовательно была замужем за маркграфом Альберихом I Сполетским, герцогом Гвидо Тосканским и даже пыталась стать женой короля Италии Гуго Прованского. Когда её первый муж умер, она обвинила папу Иоанна X в его смерти, организовала восстание и приказала задушить понтифика в тюрьме.
Любовницы в папском дворце
Хронисты той эпохи оставили красочные описания нравов папского двора. Лиутпранд пишет о "бесчисленных благородных куртизанках", которые открыто жили в Латеранском дворце. Особенно славился своими похождениями папа Иоанн XII, внук Марозии.
По свидетельствам современников, он превратил папский дворец в настоящий бордель, принимая там многочисленных любовниц, включая замужних женщин. Его оргии были настолько вызывающими, что простые римляне подали официальную жалобу императору Оттону I, перечислив все его прегрешения.
Династия греха
Уникальность этого периода заключается в формировании настоящей династии пап, связанных кровным родством через незаконные связи. Иоанн XI был сыном папы Сергия III и Марозии, а его племянник Иоанн XII стал папой в 18 лет.
Некоторые историки утверждают, что Иоанн XII был совращен собственной бабкой Марозией еще до достижения половой зрелости. Хотя это обвинение может быть преувеличением его противников, достоверно известно, что он вел крайне распутный образ жизни.
Смерть за грехи
Конец правления Иоанна XII был столь же скандален, как и вся его жизнь. По одной версии, он умер от апоплексического удара во время любовной утехи с замужней женщиной. По другой — был убит разгневанным мужем одной из своих любовниц, заставшим папу в постели со своей женой. Церковные хроники того времени описывают его смерть как божественное возмездие за греховную жизнь.
Наследие разврата
Эпоха порнократии породила множество легенд, самой известной из которых стала история о папессе Иоанне. Считается, что именно реальная власть женщин над папским престолом в X веке дала почву для возникновения этой легенды. Кроме того, этот период породил множество народных сатирических песен и стихов о развратных папах и их любовницах, которые распевались на улицах средневекового Рима.
Эпоха ватиканской порнократии в истории церкви стала периодом беспрецедентного морального упадка папства. Примечательно, что именно этот мрачный период послужил аргументом для будущих реформаторов церкви, требовавших строгого соблюдения целибата.
Некоторые католические теологи позже даже использовали этот позорный период как доказательство божественного покровительства церкви: раз она смогла пережить такой упадок, значит, её действительно защищает высшая сила.