Найти в Дзене

Как церковь брала плату за грехи

Оглавление

"Под звон монет летит душа, в рай из чистилища спеша" — этот лозунг средневековых торговцев индульгенциями наглядно демонстрирует, что грех имел свою стоимость. Спасение души обрело вполне осязаемую цену, а небесная благодать стала покупкой, что в итоге привело к одному из крупнейших расколов в истории христианства.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Как церковь брала плату за грехи

Индульгенция — феномен, уходящий корнями в XI век, когда Католическая церковь начала выдавать особые грамоты, освобождающие верующих от временного наказания за уже исповеданные и прощённые грехи. Изначально задуманный как способ очищения души через добрые дела и пожертвования, индульгенции трансформировались в инструмент обогащения церкви.

К началу XVI века вопрос о том, как церковь брала плату за грехи, и можно ли их искупить денежным подношением, стал камнем преткновения между реформаторами и католическим духовенством. Практика продажи индульгенций, достигшая своего апогея в 1517 году с началом кампании доминиканского монаха Иоганна Тецеля, послужила катализатором для выступления Мартина Лютера и начала Реформации.

Истоки практики индульгенций

Корни индульгенций уходят в XI век, когда папа Александр II впервые использовал термин "indulgentia". До этого существовали исповедные книги, рекомендовавшие священникам способы облегчения церковных наказаний.

Концепция "сокровищницы заслуг" — идея о том, что добрые дела Христа, Богородицы и святых образуют неисчерпаемый запас благодати — была сформулирована в XIV веке папой Климентом VI. Эта доктрина и послужила богословским обоснованием практики индульгенций.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Расцвет торговли индульгенциями

К XV веку индульгенции стали неотъемлемой частью церковной экономики. Папы поощряли их продажу, а светские правители требовали свою долю доходов. Странствующие проповедники, подобные Иоганну Тецелю, устраивали яркие представления на городских площадях. Иногда прибытие продавца индульгенций сопровождалось торжественной процессией.

Стоимость индульгенций

Вопрос о том, сколько стоил грех, решался в зависимости от социального статуса кающегося и тяжести проступка. Согласно тарифу, установленному папой Иоанном XXII и обнародованному Львом X в 1514 году, цены варьировались следующим образом:

  • за убийство клирика простолюдином: 15 лир и 4 сольдо;
  • за убийство епископа или высокопоставленного клирика: 131 лира и 14 сольдо;
  • за убийство отца, матери или супруга: 17 лир и 14 сольдо;
  • за детоубийство: 17 лир и 14 сольдо (если оба родителя участвовали — 26 лир и 1 сольдо);
  • за колдовство: 27 лир.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Чтобы дать некоторое представление о ценности денег в то время, можно предложить следующее сравнение: средняя годовая зарплата квалифицированного ремесленника в Италии в начале XVI века составляла около 30-40 дукатов. Один дукат был примерно равен 7 лирам.

Критика и последствия

Злоупотребления в системе индульгенций вызывали растущее недовольство. Мартин Лютер в своих "95 тезисах" 1517 года подверг резкой критике эту практику. Он утверждал, что индульгенции вредны для получателя, так как отвлекают от истинного покаяния и дают ложное чувство безопасности. Лютер настаивал, что спасение должно быть бесплатным, а папа не имеет власти освобождать души из чистилища.

Индульгенции, некогда бывшие неотъемлемой частью католической доктрины, прошли долгий путь трансформации — от средства духовного очищения до предмета торга, когда вопрос "сколько стоил грех" приобрёл буквальное значение. Реформация, начавшаяся как протест против злоупотреблений в торговле индульгенциями, привела к расколу в западном христианстве.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

В 1567 году папа Пий V запретил любую связь индульгенций с денежными расчётами. Сегодня Католическая церковь рассматривает индульгенции исключительно как духовную практику, подчёркивая их роль в покаянии и искуплении грехов, но уже без какой-либо материальной составляющей.