Найти в Дзене

Проблемы внутреннего туризма.

Оглавление

Добрый день, друзья!

Что не так с российским внутренним туризмом? Растёт ли он так, как нам заявляют на самом деле? Какие существуют проблемы в этом направлении? Постараемся разобраться с этими вопросами в моей новой статье, где я изложу свои мысли по этому поводу.

Автор канала уже не раз писал о внутреннем туризме в нашей стране, и не всегда мне виделось развитие этого направления в позитивном ключе. Да, в целом рост и развитие туризма в России — тенденция классная, но всегда есть эти несчастные «но».

Проблема ведения статистики.

Я уже писал, что статистика, а точнее критерии её подсчёта, могут скрывать от нас реальную картину. В качестве примера можно привести данные Росстата, согласно которым в Воронежской области туристов почти столько же, сколько и в Ярославской.

(ссылку на свою статью дам в конце).

Такая статистика вызывает улыбку у туроператоров, которые видят более близкую к реальности картину. Они отмечают, что туристы из Москвы охотнее и в большем количестве покупают путёвки в Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Рыбинск, Тутаев и Вятское. А ведь это, по сути, одно и то же направление, которое находится в одной области.

Почему мы так сосредоточены на туристах из Москвы? Дело в том, что всего лишь три региона в нашей стране обеспечивают более 60% туристических потоков. Как бы ни было несправедливо, большая часть туризма в нашей стране ориентирована на москвичей. Думаю, вы и сами сталкивались с этим во время отдыха. Они создают основную кассу, а как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.

Источник фото: modasadovod.ru
Источник фото: modasadovod.ru

Но так как внутренний туризм рассчитывается в основном от количества поездок граждан от своего привычного места проживания в какое-либо ещё минимум на два дня, то в туристы автоматом попадают студенты, работяги, дальнобойщики, да и если вы приехали погостить к родителям или бабушке на пару дней, знайте, вы турист для Росстата.

То есть туристами можно назвать множество людей, которые путешествуют не ради туризма, а по другим причинам. И наоборот, человек, который поехал с туристическим визитом всего на один день в какое-либо место, не будет считаться туристом, ведь в методичке Росстата чётко сказано: «минимум два дня, включая ночёвку». Автор этого канала иногда приезжал в Сергиев Посад всего на один день. Я приезжал туда рано утром и уезжал поздно вечером, так как этот город находится недалеко от Москвы, и с ним можно было легко управиться за один день. Но бюрократически выходит, это была не туристическая поездка.

Источник фото: outdoor.spb.ru
Источник фото: outdoor.spb.ru

Естественно, чем больше в городе население, тем автоматически у него будет больше туристов. Поэтому у города-миллионника туристов может быть больше, чем у даже очень популярного туристического направления.

Возьмём пример туристического города и не очень: в Ростове Великом всего около 30 000 жителей, а в Челябинске больше миллиона, количество молодых людей, еженедельно приезжающих на учёбу в Челябинск и уезжающих на выходные к родителям, превышает население Ростова, то есть, как ни крути, даже если в Челябинске полностью пропадут настоящие туристы, то у города всё равно останутся студенты, люди, использующие Челябинск в качестве транспортного хаба, вахтовики, дальнобойщики и многие другие, которых чисто физически будет больше и которые Росстатом будут занесены в графу «туристы». Так что даже без реальных туристов Челябинск в конце каждого месяца отчитается о сотнях тысяч «туристов».

Ещё одним непонятным моментом является то, как в принципе подсчитать этих людей? Вот если я купил билет на автобус или поезд, меня можно отследить для статистики, а если я поехал в путешествие на своей машине или на машине с друзьями? Вопросы, на которые пока внятный ответ найти трудно.

А растёт ли внутренний туризм в принципе?

Фото автора. Тула
Фото автора. Тула

Теперь перейдём ко второй не менее важной проблеме ВТ (буду сокращать внутренний туризм), на мой взгляд. Растёт ли он и есть ли положительные тенденции?

«Что за глупый вопрос?» — конечно, растёт, вон ты что, не видел отчёты и новостные репортажи про рост почти на 9% за полгода?

Да, действительно, данные Росстата говорят нам о непрерывном и очень хорошем росте. И вот с этим давайте разберёмся.

Первое. У нас нет другого авторитетного аналитического источника, проведшего столь объемный подсчёт, кроме Росстата. Критерии подсчёта у этой организации указаны на их официальном сайте и не совсем объективны, о чём я писал выше. В связи с этим трудно сказать, если количество внутренних поездок граждан по территории России увеличилось, свидетельствует ли это о росте туризма?

Может быть, эти проценты, на которые увеличилось передвижение граждан, просто статистическая погрешность? А может, увеличилось количество учащихся студентов? Или количество перевозок по стране? А может, просто люди стали больше уезжать из приграничных территорий в течение года (да, к сожалению, для статистики они тоже туристы)?

"Туристы" дальнобойщики на ночлеге
"Туристы" дальнобойщики на ночлеге

Как вы видите, из-за неточности формулировок подсчёта ВТ мы не можем утверждать, что если граждане стали чаще перемещаться по стране, это обязательно рост туризма.

Второе. Рациональный ли это рост или рост иррациональный, вопреки всему?

Ещё будучи студентом исторического факультета, я запомнил яркий пример, который объяснял, почему отмена крепостного права в России была необходима. Преподаватель написал на доске, сколько зерна собирали с десятины чешский и русский крестьяне. Оказалось, что чех собирал в несколько раз больше зерна с той же площади благодаря использованию более совершенных орудий труда, удобрений и современных сельскохозяйственных методов.

Но как же так получалось, что Российская империя производила больше зерна, чем вся Европа? Всё дело в том, что мы распахивали новые гектары земли, что позволяло увеличить урожай. Если мы хотели собрать в два раза больше зерна, чем в прошлом году, то распахивали не один гектар, а два. Это был нерациональный подход.

Зачем я привёл этот пример со сбором урожая? Да потому что я считаю, что в нашем внутреннем туризме сейчас точно так же. На мой взгляд, внутренний туризм показывает рост в абсолютно неконкурентной среде, когда границы для россиян по многим направлениям закрыты, получение виз стало труднодоступным, а полёты в большинство стран только через турецкий транзит.

Источник фото: vmuzey.com
Источник фото: vmuzey.com

В таких условиях внутренний туризм увеличится неизбежно, потому что потребность в отдыхе — одна из базовых вещей для любого человека. Но туризм вырос не за счёт привлечения инвестиций, улучшения инфраструктуры, ну или просто внутренний туризм оказался дешевле (нет!).

Внутренний туризм стал расти от безысходности, не благодаря, а вопреки. И как будто объективных причин для роста не было.

Учитывая два пункта этой главы, рост ВТ уже не кажется таким очевидным.

Рост, безусловно, есть, но явно не такой серьёзный, как нас хотят убедить СМИ. Так, если поискать разные отчёты и новостные сюжеты, то можно увидеть фантастические показатели, что внутренний туризм увеличивается чуть ли не на треть каждый год!

То есть мы видим, что авторитетные издания, в том числе основываясь на отчётность Росстата, прогнозируют рост за 2024 год ВТ от 20% до 30%. А вот менее авторитетные дают ещё более фантастичные прогнозы. Так, ассоциация туроператоров России прогнозировала на 2022 год рост турпотока в некоторых регионах аж до 100%. Естественно, мы задним умом знаем, что так не произошло.

Скрин с сайта https://www.atorus.ru/
Скрин с сайта https://www.atorus.ru/

Итак, мы понимаем, что такими темпами внутренний туризм в реальности развиваться не мог, да и те цифры, которые прогнозируются на недалёкое будущее, тоже звучат фантастично. А самое главное, пока кроме цифр нет реальных шагов регионов, предпринятых для увеличения внутреннего туризма.

Мы с вами знаем, что для развития внутреннего туризма в России одних только реставраций и благоустройств недостаточно. Если Санкт-Петербург стремится увеличить количество приезжающих туристов в два раза, то и туристических предложений должно стать больше.

Необходимо улучшить транспортную доступность города. Если не строить новые дороги, то хотя бы увеличить количество рейсов поездов, автобусов и самолётов. Также следует расширить сеть музеев, галерей и других культурных мероприятий. И самое главное — увеличить количество доступных вариантов аренды жилья.

Пока что большинство городов России действуют по следующему плану: если чувствуется сильный туристический поток в каком-либо месте, количество гостиничных мест не увеличивается, а увеличивается цена на номера, таким образом, избыток туристов, который город не может принять, отсеивается из-за повышенной цены, а гостиницы, сохраняя прежнее количество, в итоге всё равно получают больший доход.

Фото автора. Казань
Фото автора. Казань

Во внутреннем туризме явно наблюдается ряд проблем, которые много где до сих пор не решаются, потому непонятно, почему в ближайшие годы ВТ должен увеличиваться.

Можно выделить несколько главных проблем:

  • Отсутствие качественных и доступных гостиниц.
  • Неразвитость туристических маршрутов и направлений.
  • Недостаточная реклама и продвижение российского туризма.
  • Проблемы с безопасностью туристов.
  • Низкий уровень сервиса.
  • Транспортная проблема.
  • Слабый интерес инвесторов к индустрии туризма.
  • Неравномерное развитие туризма.
  • Проблемы сбора статистических данных о ВТ.

Конечно же, проблем в этой сфере гораздо больше, но я выделил основные.

Пару слов хотелось бы сказать о пункте «Слабый интерес инвесторов к индустрии туризма», связан он в первую очередь с тем, что подобные инвестиции не выходят на уровень самоокупаемости.

И если в отдельных регионах стремятся поступательно решать часть проблем, связанных с транспортом, рекламой и дорогами, то проблему сбора статистических данных и подбор более очевидных критериев должен разработать в своей новой методичке Росстат, но он к этому даже не стремится и, по всей видимости, не считает это проблемой. У меня есть предположение, что Росстат намеренно не хочет обновить свои критерии по той причине, что тогда мы с вами увидим не такую радужную картину роста внутреннего туризма.

Но во времена, когда идея внутреннего туризма доведена до состояния чуть ли не национального проекта, то он в первую очередь должен становиться не популярнее или раскрученнее, а в первую очередь доступнее.

Как и обещал в начале, оставлю ссылку на схожий материал по данной теме, который выходил у меня ранее:

Вот такие у меня на данный счёт. Делитесь своим мнением в комментариях. А если статья была полезной для вас или интересной, то не забывайте подписаться на мой канал, чтобы в том числе не пропускать регулярно выходящие материалы на темы туризма и истории.

До новых встреч! Всем пока!