Найти тему
Культура мышления

ЧТО ТАКОЕ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Классик отечественной психологии Л.С. Выготский утверждал, что понятийное мышление само собой (например, просто с возрастом) не формируется: чтобы понятийное мышление сформировалось, необходимо систематично изучать науки (в течение начальной и всей средней школы). Если человек не изучает науки, не усваивает принципы, по которым создаются «пирамиды понятий», то продолжает мыслить по-детски, допонятийно, то есть образно, ассоциативно, обобщая по несущественным признакам, опираясь на случайные и ситуативные связи между вещами, используя личный опыт и аналогии в качестве общих доказательств.

Чтобы разобраться в том, что такое понятийное мышление, удобно вначале отделить его от более примитивного — допонятийного. Для этого приведу пример такого допонятийного мышления на материале задачи из замечательной методики определения готовности к школе Л.А. Ясюковой. Психолог показывает ребёнку рисунок (см. ниже) и говорит:

Вот нарисован холодильник, знаешь, для чего он служит? На какой из этих картиночек нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего используют холодильник, а наоборот этому (наоборот тому, для чего используется холодильник)? Есть мороженое, электрическая плитка, снеговик, электрическая настольная лампа.
Ясюкова Л.А. Методическое руководство «Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Издательство института Иматон.
Ясюкова Л.А. Методическое руководство «Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Издательство института Иматон.

Средствами допонятийного мышления эту задачу не решить. Необходимо абстрактное мышление, то есть способность выделять существенные признаки и мыслить их как самостоятельные понятия. Если понятийное мышление на необходимом уровне абстрагирования отсутствует, то дети в качестве ответа выбирают «мороженое» или «снеговик». Это происходит потому, что ребёнок не может выделить функцию «охлаждения» и не может найти ей противоположность — функцию «нагревания». Способность выделить в наблюдаемом существенное, а потом умение мыслить это существенное уже в отрыве от данного в опыте первоначального содержания составляет сущность абстрактного мышления. Без этого отвлечения от опыта невозможно использование абстрактных (не связанных напрямую с опытом) понятий. Овладение такими отвлечёнными понятиями (категориями) происходит во время систематического обучения наукам. А.Р. Лурия пишет:

Категориальное мышление является не просто отражением личного опыта, оно отражает общественный опыт, выраженный посредством речевой системы. Таким образом, по мере овладения языком, грамотой функционально-образные операции мышления заменяются семантическими и логическими операциями, в которых слова становятся основным средством абстрагирования и обобщения.

А.Р. Лурия. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 58.

Когда человек не может совершать мыслительные операции независимо от конкретного содержания воспринимаемых образов, тогда он оказывается неспособен делать и логические выводы из суждений, построенных на понимании отношений в «чистом виде», вне зависимости от каких-либо конкретных предметов, явлений или ситуаций, то есть отвлечённо от опыта — без зависимости от материала, в котором эти отношения выражены.

Очень показательны в этом отношении эксперименты, проведённые А.Р. Лурией в Средней Азии в 30-е годы 20-го века. Например, психолог показывает необразованному крестьянину по имени Рахмат изображение топора, полена, молотка и ручной пилы:

Реконструкция автора статьи (не оригинальный стимульный материал А.Р. Лурии).
Реконструкция автора статьи (не оригинальный стимульный материал А.Р. Лурии).

А затем спрашивает его и завязывается любопытная беседа:

«Какие предметы похожи? И что лишнее?» — спросили его.

«Они все похожи, — сказал он. — Я думаю, что все они нужны. Смотрите, если Вам нужно разрубить что-нибудь, Вам нужен топор. Так что все они нужны».

Мы попытались объяснить задачу, говоря: «Послушай, вот трое взрослых и один ребенок. Конечно, ребенок не принадлежит к этой группе».

Рахмат отвечал: «Нет, мальчик должен остаться с другими!». «Видишь ли, все трое работают, и если им придется бегать за разными вещами, они никогда не закончат работу, а мальчик может бегать за них. Мальчик научится, и это будет лучше — они смогут вместе хорошо работать».

Затем мы сказали: «Вот у тебя три колеса и клещи. Конечно, клещи и колеса совсем не похожи друг на друга, правда?».

«Нет, все они подходят друг к другу. Я знаю, что клещи не похожи на колеса, но они понадобятся, если надо закрепить что-то в колесе».

«Но ведь то, что в колесе, того нет в клещах, не правда ли?» «Да, я это знаю, но нужно иметь и колеса, и клещи. Клещами можно работать с железом, а это трудно, знаешь ли».

«Все же, разве неправда, что нельзя употреблять одно и то же слово для колес и для клещей?»

«Конечно, нельзя».

Мы вернулись к первоначальной группе предметов, включающей молоток, пилу, полено и топор. «Какие из этих предметов можно назвать одним словом?»

«Как это? Если мы назовем все три вещи «топор» — это будет неверно».

«Но один человек выбрал три предмета — молоток, пилу и топор и сказал, что они схожи».

«Пила, молоток и топор все должны работать вместе, но полено тоже должно быть вместе с ними!»

«Как ты думаешь, почему он выбрал эти три вещи, а не полено?»

«Может быть у него много дров, но если он останется без дров, он ничего не сможет делать».

«Правильно, но ведь молоток, пила и топор — орудия?»

«Да, но даже если у нас есть орудия, все же нам нужно и дерево. Иначе мы ничего не сможем построить».

А.Р. Лурия. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 59-60.

Далее психолог приводит Рахмату другие примеры, но и на них всё равно не удаётся подвести его к пониманию того, почему полено на изображении является лишним. Аналогичные результаты давали и другие необразованные испытуемые. Анализируя высказывания испытуемых А.Р. Лурия заключает:

<...> когда люди овладевают словесным и логическим кодированием, позволяющим им абстрагировать существенные черты предметов и включать их в категории, они смогут перейти и к более сложному логическому мышлению. Если люди группируют предметы и устанавливают значение слов на базе практического опыта, можно ожидать, что и выводы, сделанные ими из определенной предпосылки в логической задаче, тоже будут зависеть от их непосредственного практического опыта. В таком случае приобретение новых знаний на словесно-логической основе было бы невозможным.

А.Р. Лурия. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 63.

Этот вывод А. Р. Лурии показывает, что понятийное мышление совершенно необходимо для обретения способности мыслить правильно (способности приходить к верным умозаключениям).

На фоне продемонстрированной на примерах специфики допонятийного мышления становится более явным смысл понятийного мышления.

Понятийное мышление – это субъективная форма отражения сущностной стороны явлений и объективных законов окружающего нас мира. В понятийном мышлении анализ и систематизация информации осуществляется с опорой на существенные характеристики предметов и явлений, в отличие от классификации объектов по любым, общим для них признакам. Существенный признак отличается от всех остальных свойств объекта тем, что он:
1) константен, т. е. сохраняется при любых преобразованиях объекта и в любых его разновидностях;
2) не принадлежит к сенсорно-перцептивным характеристикам, т. е. не наблюдаем, не ощущаем (как цвет, форма, вкус и пр.);
3) выводится логически, посредством рассуждения и определения более общей группы, к которой он принадлежит;
4) характеризует не сам предмет, а его отношение к более общей объективной категории;
5) не является индивидуальной характеристикой какого-либо объекта, а свойственен всем представителям данного вида.

Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №3. С. 391.

В аспекте же поиска средств развития логического, критического и системного мышления возможно дать ещё следующее определение:

Понятийное мышление — это способность мыслить логически с помощью смыслов, представляющих существенные признаки мыслимых объектов. Вербальную форму таких смыслов, иерархически связанных с другими смыслами, называют абстрактными понятиями (категориями). Понятийное мышление является отвлечённым от опыта в том смысле, что освобождено от содержания конкретных представлений или событий, которые имели место в жизни мыслящего субъекта, а зависит от логической структуры, формы отношений между понятиями, суждениями и умозаключениями.

Способность мыслить логически означает, что субъект мышления, оперируя смыслами в сознании, способен отличать один смысл от других (даже сходных, но не тождественных), способен обнаруживать родо-видовые отношения, отношения противоречия и взаимного отрицания между смыслами (и другие отношения между понятиями), а также способен определять наличие или отсутствие достаточных оснований для установления причинно-следственных связей между ними.

Фактически, понятийное мышление — это способ сказать о научном по существу мышлении. Такое мышление можно назвать понятийным, когда в центре внимания находятся особенности единиц мышления (понятий). Это же мышление можно назвать логическим, если в центре внимания способ образования (взаимодействия) понятий в мышлении. Научное мышление можно назвать и критическим, когда подчёркивается роль рефлексии самого процесса (методов) этого мышления. И это же мышление вполне уместно назвать системным, если ставится акцент на его необходимом свойстве учитывать существенные связи между контекстами разных уровней организации.

О том, что такое понятия я кратко рассказываю в этой видеолекции:

P.S.: С целью поддержки людей, желающих совершенствовать собственное мышление я создал на своём сайте и развиваю открытый и бесплатный для всех (кроме меня, конечно) онлайн-курс "Развитие логического, критического, системного мышления" (потребуется регистрация на сайте, поскольку использую курс и для обучения своих студентов). Я считаю, что умение мыслить является общественным благом, поэтому должно быть доступно всем. Запишитесь, пользуйтесь, делитесь! На курсе уже много полезных материалов и специально сконструированных тренажёров, а со временем будет ещё больше. Одним из таких тренажёров является «Психотехническая повесть», вынесенная для удобства в отдельный онлайн-курс. Это художественное произведение, но написанное так, чтобы во время прочтения ваше мышление улучшалось. Запишитесь на этот курс тоже и пройдите начальное тестирование (входной тест на логическое мышление), чтобы после чтения повести пройти выходное и увидеть разницу. Для меня это также будет информацией о пользе тренажёра. Я не профессиональный писатель — чтиво не назовёшь особо затягивающим (и пока повесть в авторской редакции). Вместе с тем предварительные результаты показывают, что после прочтения повести мышление улучшается на ~17% (по медиане), по тем показателям, которые схватывает тест. Кстати, тест валидный, я его проверил в отдельном научном исследовании, о чем сделал доклад на методологическом заседании нашей кафедры. Я думаю, что это очень хороший результат для художественного произведения. Вы можете записаться на онлайн-курс под псевдонимом, если вам так комфортнее, главное — отвечайте на вопросы теста честно, чтобы получить пользу и чтобы я мог получить достоверную информацию о качестве своей работы.

#ЛогическоеМышление #КритическоеМышление #СистемноеМышление #КультураМышления

При поддержке Фонда Потанина.