Классик отечественной психологии Л.С. Выготский утверждал, что понятийное мышление само собой (например, просто с возрастом) не формируется: чтобы понятийное мышление сформировалось, необходимо систематично изучать науки (в течение начальной и всей средней школы). Если человек не изучает науки, не усваивает принципы, по которым создаются «пирамиды понятий», то продолжает мыслить по-детски, допонятийно, то есть образно, ассоциативно, обобщая по несущественным признакам, опираясь на случайные и ситуативные связи между вещами, используя личный опыт и аналогии в качестве общих доказательств.
Чтобы разобраться в том, что такое понятийное мышление, удобно вначале отделить его от более примитивного — допонятийного. Для этого приведу пример такого допонятийного мышления на материале задачи из замечательной методики определения готовности к школе Л.А. Ясюковой. Психолог показывает ребёнку рисунок (см. ниже) и говорит:
Вот нарисован холодильник, знаешь, для чего он служит? На какой из этих картиночек нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего используют холодильник, а наоборот этому (наоборот тому, для чего используется холодильник)? Есть мороженое, электрическая плитка, снеговик, электрическая настольная лампа.
Средствами допонятийного мышления эту задачу не решить. Необходимо абстрактное мышление, то есть способность выделять существенные признаки и мыслить их как самостоятельные понятия. Если понятийное мышление на необходимом уровне абстрагирования отсутствует, то дети в качестве ответа выбирают «мороженое» или «снеговик». Это происходит потому, что ребёнок не может выделить функцию «охлаждения» и не может найти ей противоположность — функцию «нагревания». Способность выделить в наблюдаемом существенное, а потом умение мыслить это существенное уже в отрыве от данного в опыте первоначального содержания составляет сущность абстрактного мышления. Без этого отвлечения от опыта невозможно использование абстрактных (не связанных напрямую с опытом) понятий. Овладение такими отвлечёнными понятиями (категориями) происходит во время систематического обучения наукам. А.Р. Лурия пишет:
Категориальное мышление является не просто отражением личного опыта, оно отражает общественный опыт, выраженный посредством речевой системы. Таким образом, по мере овладения языком, грамотой функционально-образные операции мышления заменяются семантическими и логическими операциями, в которых слова становятся основным средством абстрагирования и обобщения.
А.Р. Лурия. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 58.
Когда человек не может совершать мыслительные операции независимо от конкретного содержания воспринимаемых образов, тогда он оказывается неспособен делать и логические выводы из суждений, построенных на понимании отношений в «чистом виде», вне зависимости от каких-либо конкретных предметов, явлений или ситуаций, то есть отвлечённо от опыта — без зависимости от материала, в котором эти отношения выражены.
Очень показательны в этом отношении эксперименты, проведённые А.Р. Лурией в Средней Азии в 30-е годы 20-го века. Например, психолог показывает необразованному крестьянину по имени Рахмат изображение топора, полена, молотка и ручной пилы:
А затем спрашивает его и завязывается любопытная беседа:
«Какие предметы похожи? И что лишнее?» — спросили его.
«Они все похожи, — сказал он. — Я думаю, что все они нужны. Смотрите, если Вам нужно разрубить что-нибудь, Вам нужен топор. Так что все они нужны».
Мы попытались объяснить задачу, говоря: «Послушай, вот трое взрослых и один ребенок. Конечно, ребенок не принадлежит к этой группе».
Рахмат отвечал: «Нет, мальчик должен остаться с другими!». «Видишь ли, все трое работают, и если им придется бегать за разными вещами, они никогда не закончат работу, а мальчик может бегать за них. Мальчик научится, и это будет лучше — они смогут вместе хорошо работать».
Затем мы сказали: «Вот у тебя три колеса и клещи. Конечно, клещи и колеса совсем не похожи друг на друга, правда?».
«Нет, все они подходят друг к другу. Я знаю, что клещи не похожи на колеса, но они понадобятся, если надо закрепить что-то в колесе».
«Но ведь то, что в колесе, того нет в клещах, не правда ли?» «Да, я это знаю, но нужно иметь и колеса, и клещи. Клещами можно работать с железом, а это трудно, знаешь ли».
«Все же, разве неправда, что нельзя употреблять одно и то же слово для колес и для клещей?»
«Конечно, нельзя».
Мы вернулись к первоначальной группе предметов, включающей молоток, пилу, полено и топор. «Какие из этих предметов можно назвать одним словом?»
«Как это? Если мы назовем все три вещи «топор» — это будет неверно».
«Но один человек выбрал три предмета — молоток, пилу и топор и сказал, что они схожи».
«Пила, молоток и топор все должны работать вместе, но полено тоже должно быть вместе с ними!»
«Как ты думаешь, почему он выбрал эти три вещи, а не полено?»
«Может быть у него много дров, но если он останется без дров, он ничего не сможет делать».
«Правильно, но ведь молоток, пила и топор — орудия?»
«Да, но даже если у нас есть орудия, все же нам нужно и дерево. Иначе мы ничего не сможем построить».
А.Р. Лурия. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 59-60.
Далее психолог приводит Рахмату другие примеры, но и на них всё равно не удаётся подвести его к пониманию того, почему полено на изображении является лишним. Аналогичные результаты давали и другие необразованные испытуемые. Анализируя высказывания испытуемых А.Р. Лурия заключает:
<...> когда люди овладевают словесным и логическим кодированием, позволяющим им абстрагировать существенные черты предметов и включать их в категории, они смогут перейти и к более сложному логическому мышлению. Если люди группируют предметы и устанавливают значение слов на базе практического опыта, можно ожидать, что и выводы, сделанные ими из определенной предпосылки в логической задаче, тоже будут зависеть от их непосредственного практического опыта. В таком случае приобретение новых знаний на словесно-логической основе было бы невозможным.
А.Р. Лурия. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 63.
Этот вывод А. Р. Лурии показывает, что понятийное мышление совершенно необходимо для обретения способности мыслить правильно (способности приходить к верным умозаключениям).
На фоне продемонстрированной на примерах специфики допонятийного мышления становится более явным смысл понятийного мышления.
Понятийное мышление – это субъективная форма отражения сущностной стороны явлений и объективных законов окружающего нас мира. В понятийном мышлении анализ и систематизация информации осуществляется с опорой на существенные характеристики предметов и явлений, в отличие от классификации объектов по любым, общим для них признакам. Существенный признак отличается от всех остальных свойств объекта тем, что он:
1) константен, т. е. сохраняется при любых преобразованиях объекта и в любых его разновидностях;
2) не принадлежит к сенсорно-перцептивным характеристикам, т. е. не наблюдаем, не ощущаем (как цвет, форма, вкус и пр.);
3) выводится логически, посредством рассуждения и определения более общей группы, к которой он принадлежит;
4) характеризует не сам предмет, а его отношение к более общей объективной категории;
5) не является индивидуальной характеристикой какого-либо объекта, а свойственен всем представителям данного вида.
Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №3. С. 391.
В аспекте же поиска средств развития логического, критического и системного мышления возможно дать ещё следующее определение:
Понятийное мышление — это способность мыслить логически с помощью смыслов, представляющих существенные признаки мыслимых объектов. Вербальную форму таких смыслов, иерархически связанных с другими смыслами, называют абстрактными понятиями (категориями). Понятийное мышление является отвлечённым от опыта в том смысле, что освобождено от содержания конкретных представлений или событий, которые имели место в жизни мыслящего субъекта, а зависит от логической структуры, формы отношений между понятиями, суждениями и умозаключениями.
Способность мыслить логически означает, что субъект мышления, оперируя смыслами в сознании, способен отличать один смысл от других (даже сходных, но не тождественных), способен обнаруживать родо-видовые отношения, отношения противоречия и взаимного отрицания между смыслами (и другие отношения между понятиями), а также способен определять наличие или отсутствие достаточных оснований для установления причинно-следственных связей между ними.
Фактически, понятийное мышление — это способ сказать о научном по существу мышлении. Такое мышление можно назвать понятийным, когда в центре внимания находятся особенности единиц мышления (понятий). Это же мышление можно назвать логическим, если в центре внимания способ образования (взаимодействия) понятий в мышлении. Научное мышление можно назвать и критическим, когда подчёркивается роль рефлексии самого процесса (методов) этого мышления. И это же мышление вполне уместно назвать системным, если ставится акцент на его необходимом свойстве учитывать существенные связи между контекстами разных уровней организации.
О том, что такое понятия я кратко рассказываю в этой видеолекции:
P.S.: С целью поддержки людей, желающих совершенствовать собственное мышление я создал на своём сайте и развиваю открытый и бесплатный для всех (кроме меня, конечно) онлайн-курс "Развитие логического, критического, системного мышления" (потребуется регистрация на сайте, поскольку использую курс и для обучения своих студентов). Я считаю, что умение мыслить является общественным благом, поэтому должно быть доступно всем. Запишитесь, пользуйтесь, делитесь! На курсе уже много полезных материалов и специально сконструированных тренажёров, а со временем будет ещё больше. Одним из таких тренажёров является «Психотехническая повесть», вынесенная для удобства в отдельный онлайн-курс. Это художественное произведение, но написанное так, чтобы во время прочтения ваше мышление улучшалось. Запишитесь на этот курс тоже и пройдите начальное тестирование (входной тест на логическое мышление), чтобы после чтения повести пройти выходное и увидеть разницу. Для меня это также будет информацией о пользе тренажёра. Я не профессиональный писатель — чтиво не назовёшь особо затягивающим (и пока повесть в авторской редакции). Вместе с тем предварительные результаты показывают, что после прочтения повести мышление улучшается на ~17% (по медиане), по тем показателям, которые схватывает тест. Кстати, тест валидный, я его проверил в отдельном научном исследовании, о чем сделал доклад на методологическом заседании нашей кафедры. Я думаю, что это очень хороший результат для художественного произведения. Вы можете записаться на онлайн-курс под псевдонимом, если вам так комфортнее, главное — отвечайте на вопросы теста честно, чтобы получить пользу и чтобы я мог получить достоверную информацию о качестве своей работы.
#ЛогическоеМышление #КритическоеМышление #СистемноеМышление #КультураМышления
При поддержке Фонда Потанина.