Найти тему
Extreme Sound

Роджер Гловер и "Бал Бабочки": история одного концерта

Когда Роджеру Гловеру предложили написать музыку к фильму по мотивам стихотворения ботаника XIX века, он и представить не мог, что вскоре это превратится в грандиозное, но одноразовое живое шоу.

Из всех многочисленных проектов и ответвлений Deep Purple самым необычным и причудливым можно назвать "The Butterfly Ball And The Grasshopper’s Feast" Роджера Гловера. Стихотворение для детей "Бал Бабочки", написанное в 1802 году Уильямом Роско, историком, коллекционером произведений искусства, ботаником и иногда депутатом парламента, было адаптировано в 1973 году писателем Уильямом Пломером и иллюстратором Аланом Олдриджем. Пломер умер до публикации, но успех книги вдохновил Олдриджа на создание альбома, который лег бы в основу анимационного фильма.

Изначально Олдридж видел Pink Floyd композиторами музыки, соответствующей теме лесного праздника насекомых и других мелких животных. Когда этот план провалился, он обратился сначала к Джону Лорду, который был слишком занят Deep Purple, а затем к только что ушедшему басисту группы.

«Это просто свалилось мне на голову», — признается Гловер. «Когда я согласился, Алан сказал мне: «Послушай Бенджамина Бриттена», поэтому у меня сложилось впечатление, что он хочет чего-то оркестрового и классического. Но я не стал этого делать, потому что я не такой музыкант или писатель. Я пишу песни.

«Это было грандиозное мероприятие. Я мечтал поехать на виллу где-нибудь на солнышке, с роялем, и провести там месяц, сочиняя музыку. Но все пошло не так. Я отправился на Менорку, где каждый день лил дождь, и никакого рояля там не было».

В итоге большую часть работы Гловер написал дома на своем собственном маленьком рояле. Изучая книгу Олдриджа и Пломера, он насчитал в ней 20 персонажей и написал 20 песен. В соответствии с исходным материалом, они были игривыми, легкими и очень "в духе времени".

Первой песней, которую сочинил Гловер, была очаровательная пародия на Beatles "Love Is All". И поскольку в то время он также записывал альбом с Elf, он пригласил Ронни Джеймса Дио ее спеть.

«Эта песня занимала первое место в чартах Голландии пять недель подряд», — изумляется Гловер. «Во Франции она тоже пользовалась огромным успехом. Позже, насколько я знаю, ее использовали в рекламе детского йогурта».

В общей сложности на создание альбома ушло шесть месяцев, основная часть записи проходила в лондонской студии Kingsway, принадлежавшей Иэну Гиллану. Помимо Дио, Гловер пригласил в качестве вокалистов Дэвида Ковердейла и Гленна Хьюза, а также множество сессионных музыкантов и целый оркестр. Альбом, выпущенный 18 ноября 1974 года, нашел свою аудиторию в некоторых странах континентальной Европы, но остался практически незамеченным в других странах. 16 октября 1975 года в Альберт-Холле был организован единственный концерт, который, по словам Гловера, стал «последней попыткой» добиться успеха альбома в Великобритании.

Твигги
Твигги

Для этого единственного живого исполнения "Бала Бабочки" Гловер собрал всех участников записи альбома, за исключением Дио, который сбежал в последний момент, присоединившись к Rainbow Ричи Блекмора. Вместо него Гловер позвал Гиллана, который фактически ушел со сцены после ухода из Deep Purple в 1973 году. Дополнили состав исполнителей еще два неожиданных гостя: знаменитый актер фильмов ужасов студии Hammer Винсент Прайс в роли рассказчика и модель Твигги в качестве дополнительной вокалистки.

Винсент Прайс
Винсент Прайс

«Даже сейчас я не понимаю, как мы заполучили Винсента Прайса и Твигги», — смеется Гловер. «Но они оба оказались такими приятными людьми! С ними было так легко работать, а она была очаровательна. Помню, на концерте царил некоторый хаос. У меня практически не было ресурсов. Многое приходилось делать самому: организовывать репетиции, делать аранжировки для оркестра, заниматься букингом певцов, но только не Твигги. За исключением церемонии введения Deep Purple в Зал славы рок-н-ролла в 2016 году, это был единственный раз, когда Иэн, Дэвид и Гленн выступали на одной сцене».

«Я ушел из музыки», — продолжает Гиллан. «Я не спел ни ноты за два года. Роджер позвонил мне накануне вечером, и я согласился инкогнито. Меня не было в программе, потому что предполагалось, что петь будет Ронни Дио.

«У меня были короткие волосы, я был в рубашке и просто вышел на сцену. У меня был текст на пюпитре, и я понятия не имел, что произойдет. Но публика устроила мне овацию. Она не прекращалась довольно долго, и я не мог не думать: «Это то, чем я занимаюсь. Почему я трачу время впустую?» Не прошло и недели, как я снова взял в руки гитару и вернулся в студию. С того дня я ни разу не оглядывался назад, и все это благодаря Роджеру».

Режиссер Тони Клингер, работавший над сериалом «Мстители» и снявший фильм The Who «The Kids Are Alright», снял выступление в Альберт-Холле. Сейчас его можно найти на YouTube: мутное, как вода в канале, видео, перемежающееся нелепыми сценами с актерами в костюмах животных.

«Сам вечер был фантастическим», — говорит Гловер, «но я не имел никакого отношения к съемкам. Конечно, я слишком поздно понял, что это низкобюджетная работа, и в итоге все будет выглядеть ужасно.

«Прошли годы с тех пор, как я садился и слушал сам альбом, но «Бал Бабочки» все еще жив. Сейчас есть интерес к тому, чтобы превратить его в полноценный сценический мюзикл, что я и хотел сделать с самого начала; я даже написал сценарий двадцать пять лет назад. Но для того, чтобы поставить нечто подобное, нужна целая команда и большие деньги. Мы работаем над этим, это все, что я могу сказать».

Deep Purple: "Infinite" - Путешествие в мир рок-легенд
Extreme Sound30 августа 2024