Найти тему
Искусство воспитания

Почему ребенок не говорит

Оглавление

Довольно распространенная ситуация складывается в некоторых семьях, где ребенок до определенного момента молчит и даже не пытается разговаривать.

Причины могут быть самые разные. Начиная с физиологических (генетических), заканчивая морально-этическими.

Однако, чтобы помочь ребенку развить эту способность, нужно знать причину — почему так происходит.

В чем причина

Рассмотрим самые распространенные, в которых возможно, вы узнаете и своего ребенка:

1. Собственный темп развития. Необязательно сразу искать плохое у своего ребенка. Возможно, это всего лишь его индивидуальный темп. Если отклонение невелико, то подождите немного, чтобы дать ребенку возможность раскрыться.

К тому же, если присутствуют косвенные атрибуты речи (слоги, звуки животных, указания на предметы и т.д.), то вполне возможно ваш «прорыв» не за горами.

-2

2. Отсутствие потребности говорить и неразвитая эмоциональная сфера. Часто малыша опекают сверх меры, не давая ему сделать лишнего шага. Что бы он не пожелал, уже давно все сделано. Так же обстоят дела и с речью. Он даже не успел что-то сказать, а уже решили за него.

Зачем же ему тогда утруждать себя и пытаться что-то сказать? Это неправильно. В таких случаях нет его собственного развития. А необходимость говорить отпадает вовсе.

На занятиях
“Воспитание искусством”, например, все обучение строится на том что, преподаватели постоянно задают вопросы детям: Что? Как? Почему? И когда ребенок хочет ответить, то преподаватель не препятствует, а наоборот, помогает, подсказывает слова, если нужно. И ребенок потихоньку начинает пополнять свой словарный запас.

В отличие от домашней обстановки, где его заставляют говорить определенные слова, на занятиях (по
авторской методике Татьяны Смирновой) при эмоциональном развитии у ребенка появляется потребность выразить себя и сказать именно то, что хочет он сам.

Для развития эмоциональной сферы педагоги используют разные методы:

  • музыку (песни),
  • сказки,
  • притчи,
  • театральные постановки и т.д.

Это позволяет детям погрузиться максимально в атмосферу происходящего и натолкнуть на определенные действия:

  • танцевальные (импровизация),
  • эмоциональные (смех, удивление, радость),
  • театральные (перевоплощения в героев),
  • разговорные (развитие речевых навыков).

    И после этого ребенок уже не может молчать, у него появляется потребность выразить себя.

3. Отсутствие речи в окружении. Если с ребенком в процессе его развития мало разговаривают — навык не формируется автоматически.

С детьми даже в младенческом возрасте нужно говорить. Они не могут в ответ что-то сказать, но они слушают и формируют пассивный словарный запас.

4. Билингвальные семьи. Если в доме разговаривают на 2-х и более языках, то ребенку сложнее адаптироваться и начать формировать речь. Разные грамматические основы, формы речи требуют времени, чтобы ребенок смог это освоить.

5. Нестабильная эмоциональная сфера. Не секрет, что в периоды стресса (негатива) организм человека функционирует по-другому.

Дети не исключение, скорее наоборот. Они ярче и чувственнее реагируют на ссоры, стрессы, некомфортный психологический климат.

Для развития речи в подобных ситуациях нужно окружить ребенка спокойной атмосферой, четким распорядком и положительными эмоциями. Иначе есть риск появления даже заикания и дальнейшего замедления развития в целом.

Бывают еще такие ситуации, когда ребенок на время отлучается от семьи (мамы) во время пребывания в больнице. Это тоже стресс, который влияет и на способность разговаривать.

-3

6. Отрицание. В период, когда все вокруг только и ждут, чтобы малыш заговорил, все внимание обращено на него и на его способность разговаривать. Когда взрослые слишком активны в желании «выдавить» хоть слово, ребенок может замкнуться и пойти в отрицание.

Будьте внимательны к ребенку, но и оставляйте пространство для его самостоятельного развития.

7. Генетическая предрасположенность. Задержка в развитии речи может быть и по биологическим параметрам. Если в роду у ребенка мама или папа также начинал поздно говорить, то вполне возможно это свойство передалось и ребенку.

8. Сложная беременность и роды. Такой показатель может напрямую быть причиной плохой речи или более позднего ее развития.

Ведь перинатальный период закладывает основы в развитии малыша. И если маму сопровождали стрессы или иные ухудшающие факторы, либо было повреждение во время самих родов — то это могло повлечь за собой последствия.

-4

9. Страх и сильное стеснение высказаться (для детей постарше). Некоторые дети по своей натуре достаточно замкнуты. В силу каких-то обстоятельств им тяжело высказаться в социуме, адаптироваться и построить диалог.

Здесь поможет педагог с правильным подходом.

Лайфхак для педагога

Таких подходов множество. Но мы расскажем об одном из них, который используют педагоги ”Воспитание искусством” по методике автора — Т.И. Смирновой.

Этот способ можно адаптировать и использовать в различных ситуациях.

Суть его в том, чтобы приобщить всю группу к беседе и одновременно заострить внимание на роли этого особенного ребенка.

Для начала нужно создать дружескую атмосферу, показав ребенку, что его никто не оценивает, а с ним просто обсуждают ситуацию.

-5

Если, например, что-то не получилось сделать, педагог говорит о значимости первого пройденного этапа и интересуется у ребенка — что он сам бы предпринял для дальнейших успехов.

Главное здесь ему начать хоть что-то говорить. Даже отдельные слова, за которые впоследствии можно зацепиться и развить тему, важны.

Можно предложить детям накидать идей. А потом все равно перевести разговор на главного героя и задать ему вопрос: «Что бы ты взял на заметку из предложенного? Какие идеи понравились? Как в итоге ты будешь действовать?»

В данном случае ребенку не страшно, ведь это общий разговор, но при этом внимание уделено именно ему. А остальные дети тоже вовлечены, увлечены процессом, а не просто наблюдают молча со стороны, пока работают над «отстающим».

Родители в помощь

Однако, дома вы также можете создать определенные условия, при которых процесс развития речи будет эффективнее:

  1. Развивайте простые ассоциации звуков: кошка-мяу, идти-топ-топ, собака-гав и т.д.)

2. Говорите с ребенком четко, достаточно громко и по делу (например: «Дай мне куклу», а не «пожалуйста, вон ту куклу с синим бантом).

-6

3. Развивайте «указательный жест» с обозначением предметов.

4. Тренируйте соблюдение очередности: строить башни, пирамидки, стучать попеременно ложками, говорить попеременно мама/папа и др.)

5. Следуйте за ребенком и обозначайте словами все его действия. Так он быстрее запомнит и начнет повторять сам.

6. Постоянно ведите разговор. Даже на начальном этапе. Задавайте вопрос и показывайте, что вы ждете ответа.

7. Обязательно не забывайте про регулярное чтение. Сначала читаете вы, а со временем начинает читать и ребенок. Но обсуждение прочитанного нужно сохранить во все периоды.

-7

8. Используйте мимику в разговорах. Помните, что дети сначала обращают внимание на эмоциональную составляющую, а потом уже на суть вашей речи. Очень важно передавать правильные эмоции, использовать интонацию в беседе.

В любом случае, если вы по какой-то причине сомневаетесь в чем-то, хотите консультации специалиста — обратитесь. Это ваш ребенок и только вам решать как поступить.

Ведь речь — важный механизм жизни человека, который определяет его дальнейшую жизнь.