Найти тему

Адекватные наказания: миф или реальность

Оглавление

Ребенок в доме — это радость. Но в то же время, это и ответственность. Воспитание связано с разными периодами жизни и взросления ребенка. И нужно быть готовыми к тому, что дети не роботы, и им свойственно ошибаться, как и любому взрослому.

Эти ошибки дети порой делают необдуманно, а порой и специально. В этом случае задача родителей рассказать, объяснить, показать примером, как нужно себя вести.

Возможно, надо применить и какое-то наказание. Ведь, если все время спускать с рук одни и те же проступки, то ребенок почувствует безнаказанность, вседозволенность и начнет действовать, как эгоист, повсеместно.

А нужно ли наказывать детей или адекватных наказаний не существует? Попытаемся разобраться.

По возрасту

Для начала определимся, в каком возрасте и как действуют дети:

- до года — это еще совсем малыш и многие действия он делает неосознанно, как бы, нащупывая почву. Здесь ругать не то, что нельзя, просто бессмысленно. Скорее, надо оберегать от опасности, в которые он может себя поставить (розетки, углы, огонь, дороги).

- 1-2 года — это период, когда малыши начинают ходить и все пробовать на вкус. В кризисных ситуациях старайтесь просто переключать их внимание на что-то другое.

- с 3-х лет — первый кризисный период, к которому уже сложен определенный характер, и если ребенок его активно показывает не с лучшей стороны — пора показать ему, что существует «угол» и некие границы, за которые он не должен заходить.

-2

- 6-7 лет — дошкольно-школьный период, когда все границы уже давно обозначены и если происходит оплошность, нужно приходить к обсуждению, объяснению и какому-либо наказанию (об этом позже)

- подростки — тоже отдельная категория, когда взросление идет очень быстрым темпом и гормоны дают о себе знать. Здесь точно нужны определенные виды ограничений, наказаний и бесед.

Это делать нельзя

Прежде чем сказать о самих способах наказания, необходимо оговорить стоп-факторы, к которым родителям прибегать ни в коем случае нельзя:

1) ругать за то, чего ребенок не знает (особенно касается малышей)

2) применять насильственные меры физического или морального характера (это приведет к тому, что вы сами «даете добро» на будущие насильственные действия уже со стороны ребенка).

-3

3) наказывать, отбирая жизненно важные вещи (еда, сон, свежий воздух и т.д.)

4) наказывать в присутствии других детей (всё должно быть один на один)

5) манипулировать здоровьем близких (мол маме будет плохо, если ты себя будешь так вести)

6) родителям быть в разных позициях (обязательно заодно), иначе ребенок поймет и будет манипулировать ситуацией, знать к кому подойти

7) озвучить наказание и потом его проигнорировать (не пускайте слов на ветер).

Методы наказаний

Если говорить о самих методах, то их не так уж и много.

Главное правило — наказание должно быть соразмерно проступку.

Адекватно оценивайте ситуацию и не впадайте в крайности (например, разбил чашку — «всё, не поедешь с нами на юг»).

-4

Можно выделить главные категории:

1) Лишение любимых развлечений, «хотелок», вкусняшек:

- гуляние (дополнительного времени или желаемый поход с друзьями куда-то)

- компьютерные игры

- телефон

- ТВ

- сладости и т.д.

У каждого ребенка это свое. Родители точно знают на какой момент надавить.

2) Лишение карманных денег (для детей постарше, которым родители уже дают на руки определенную сумму денег)

3) Поставить в угол (для самых маленьких (это постыдно, и никто не хочет там стоять, а уж тем более потом извиняться).

Главное как

Мало выбрать метод наказания. Главное — это как его осуществить.

Здесь можно выделить несколько принципов:

1. Сначала установите границы, а потом требуйте их соблюдения. Если ребенку неизвестны правила и никогда ему не говорили, что такое делать нельзя — как можно требовать соблюдения такого правила.

2. Будьте последовательными. Если в этот раз нельзя краситься в школу — значит и завтра тоже.

3. Честно и объективно оценивайте ситуацию. Чтобы не получилось так, что ребенок виноват только из-за вашего плохого настроения.

4. Обязательно объясняйте причину наказания (если это было непонятно). Чтобы впредь ребенок знал, что так делать нельзя.

5. Будьте готовы помочь. Если ситуация поправима, и ребенок сам не может первый раз справится — помогите советом, делом. Покажите, что наказание наказанием, но любовь к нему неизменна и вы всегда рядом, чтобы помочь.

6. Подмечайте не только плохое (за что наказываете), но и не забывайте хвалить своего ребенка. Это крайне важно для его самооценки.

-5

7. Придумайте ритуал примирения. Это положительно скажется на ваших взаимоотношениях. Ребенок будет знать, что родитель в любом случае его любит и он под защитой.

Объяснять надо тоже уметь

Беседа — это главная часть в ваших взаимоотношениях с ребенком. Между проступком и наказанием идет пояснительная часть, цель которой разъяснить ситуацию, расставить все точки, добиться понимания со стороны ребенка.

Поэтому крайне важно вам, как родителям, быть спокойными, адекватными и справедливыми.

-6

Придерживайтесь следующих простых правил:

1) Никаких оскорблений

2) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка (с сестрой/братом, соседом, подружкой, с собой в молодости). Можно допускать сравнение только с самим собой в разные периоды.

3) Если ситуацию прояснили, наказание привели в действие, прошло время — не припоминайте это. Особенно если это не повторяется. Иначе ребенок будет думать, что так и не прощен, что наказание было зря.

4) Не стройте разговор таким образом, что привязываете негатив в будущем (мол, будешь плохо учиться — станешь неучем, например).

Главная цель того или иного наказания — помочь ребенку осознать ситуацию, понять последствия, возможно даже что-то исправить. Чтобы впредь он думал наперед и не совершал подобных ошибок.

Советуем также почитать: