Думаю, все мы встречалась с выпускниками, не прочитавшими вообще ничего в своей жизни. А может быть, вы, читающий эти строки, тоже не переносите чтение как процесс.
Отвращение легко узнать
Я не буду сегодня разбирать, почему так случилось. Это отдельный вопрос. Но имеем то, что имеем.
На мой взгляд, можно прочесть ещё сегодня отдельные рассказы, которые вам посоветует ваш учитель/репетитор. И научиться выстраивать свой текст в соответствии с требованиями к итоговому сочинению.
Можно выучить отдельные абзацы-аргументы по тому произведению, которое имеет многогранные сюжеты и идеи. (см. у меня раздел о материалах к итоговому сочинению)
А можно использовать поэзию, когда нужно запомнить несколько четверостиший (главное, без ошибок их записать).
Например, взять за основу стихи Высоцкого.
1. Выучить самое многогранное (из "Я не люблю..")
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
или оттуда же
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Где использовать?
- проблема жизненных ценностей.
- проблема верности и предательства.
- проблема взаимоотношений между людьми.
- проблема становления личности.
2. Выучить из "Если друг оказался вдруг.."
Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик, —
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони.
Где использовать?
- проблема верности дружбе;
- проблема выбора своего пути;
- проблема взаимоотошений, выбора друга.
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
3. Актуальное - из "Мы вращаем Землю" (Очень советую прочесть)
Не пугайтесь, когда не на месте закат,
Судный день — это сказки для старших,
Просто Землю вращают, куда захотят,
Наши сменные роты на марше.
Мы ползём, бугорки обнимаем,
Кочки тискаем зло, не любя
И коленями Землю толкаем —
От себя, от себя! Здесь никто б не нашёл, даже если б хотел,
Руки кверху поднявших.
- тема войны, героизма, стойкости
- проблема связи поколений (нравственных скреп).
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
+из направления 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
4. Выучить ( понравится всё - "Баллада о борьбе")
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Где использовать?
- проблема становления личности.
- проблема роли книги в жизни человека.
- проблема роли жизненных испытаний в становлении характера
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
5. Ну, и как же без любви! (из стихотворения "О любви")
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что, если не любил,
Значит, и не жил, и не дышал!
- проблема роли любви в жизни человека +становление личности.
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.3. Познание человеком самого себя.
На мой взгляд, направление "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" закрыто.
Сравни с выше приведёнными примерами.
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
Главное- не поленитесь, включите аудио и послушайте. Не верю, что не понравится поэзия Высоцкого!
Ниже подборка статей, где представлены материалы о том, КАК написать и ЧТО писать.
Под конец любимый Брэдбери: