Начать статью хочу со слов самой Екатерины: «Многое из того, что требует незамедлительного обращения к психологам, психиатрам и духовникам, почему-то считается особым мышлением и даром слова...». Яркая цитата для современного общества, не так ли?
Екатерину Градову все знают. «Все» - это люди нашего поколения — родившиеся в 1970 е года. На площадке «дзен» меня читают только или эти люди, или чуть постарше — молодежь «дзен» не интересует совсем, у них свои площадки, о которых мы имеем не большое представление. Поэтому я и говорю, что Градову знают все из моих читателей, поскольку фильм «Семнадцать мгновений весны» мы все смотрели. В этом фильме она играет радистку Кэт. Но есть и другой фильм, где Екатерина играет совсем иного человека, но тоже почти тех же лет в истории России, я имею в виду помощницу Ручечника в фильме «Место встречи изменить нельзя». И давайте смелее в суждениях! «Не в почти тех же лет», а в то же самое время, я имею в виду 1945 год! Если уж так, совсем по-честному. Улыбаюсь.
И тем не менее только перед тем как написать эту заказную (от одной и читателей канала на дзене) статью я познакомился с биографией и сутью личности Екатерины Градовой. И, что самое интересное, я ее суть понял сразу. Я суть многих современных и наших, и зарубежных актрис изучаю часто подолгу, но с Градовой получилось с точностью до наоборот. Абсолютно мой и даже во многом родной человек, ничего непонятного. Все предельно ясно и открыто. Я ее понял сразу (почти) и во всем! Без проблем вообще.
Родилась Екатерина в Москве сразу после войны, в 1946 году (как и моя мать), а потому прекрасно знала о том, - что такое «Великая война». В то время об этом знали все, - во всяком случае на территории Европейской части России. Это сегодня молодежь спросите — никто ничего не знает. Но и времени прошло не мало. А потому играть роль радистки Кэт для Кати в возрасте 27 лет не составляло особого труда, тем более, что ее отец был не просто фронтовиком, а он прошел почти от начала войны и до ее конца, закончив в звании майора. Уж наверное не только быт послевоенных лет, но и сам отец рассказывал ей не мало о войне.
И тем не менее, как мне кажется, мы — простые зрители, многое потеряли, ведь Градова за всю жизнь снялась всего в 11 фильмах. А теперь представьте себе две противоположности: радистка Кэт и Светлана Волокушина (помощница Ручечника). Есть между этими персонажами разница или нет? Но ведь и там, и там, Градова сыграла гениально! В образе Волокушиной Градовой нет вообще! Она полностью перевоплотилась в Волокушину, - эту жалкую душенку, не помышляющую ни о чем, кроме красивой жизни на халяву и вопреки всем правилам, о которых она и знать то не хочет…
Градова в юности не желала быть актрисой, а поступила в Московский институт иностранных языков, хотя сначала подумывала об академии художеств (с детства и от рождения хорошо умела рисовать, как и моя дочь). Но по окончанию 1 курса «иностранных языков» решила поступать в Школу-студию МХАТ. И благополучно поступила, поскольку «наукой слова», и не только на иностранных языках, владела не плохо. То есть не плохо умела интонациями и высказываниями убеждать, информировать и привлекать окружающих людей. Что-то вроде поэтического таланта в динамике, - такой талант наиболее ярко был развит в Маяковском.
Еще в советское время, читая очень многих авторов книг (любила читать, как и многие в СССР), она ощущала (у меня тоже было такое же ощущение), что ей не хватает чего-то важного, чего-то значимого… Вроде и пишут умно, - тот же Ремарка, тот же Гоголь или Толстой, но… чего-то не хватает. Уже в конце жизни сама Екатерина говорила об этом так:
«В советские времена мы были начитаны, но разрешенная классика (поэзия и проза) была почти лишена духовного аспекта. Казалось, что все поэты и писатели были атеистами. Теперь нам открыта глубокая вера великих людей и исповедание ее в их трудах».
Вопреки многим современным суждениям о том, что в начале 1990 — х годов Градова «ударилась в религию», «ушла из мира шоу-бизнеса и кинематографа», и чуть ли «не ушла в монастырь», - все это не так просто и не так линейно. Во-первых ни в какой монастырь Градова никогда не уходила и постригаться в монахини даже и не помышляла. Как раз напротив. В 1991 году она второй раз вышла за муж (ей было 45 лет). Да, детей она иметь не могла, но взяла на воспитание ребенка из детского дома. И она с мужем воспитывала его хорошо и серьезно, как и положено нормальным родителям. Другое дело мать Градовой — та действительно постриглась в монахини, но только после смерти мужа — первого и единственного.
Впервые словосочетание «Живое слово» упоминается в прессе в связи с деятельностью Екатерины Градовой по части воспитания подрастающего поколения в начале 1990 х годов смуты и разброда, но сама Екатерина опровергает эту информацию:
«Я просто работала с детьми на основе Слова, дающего жизнь. Главным было, конечно, Евангельское Слово. Вот и наступило в преподавании литературы время «Живого Слова».
Екатерина Градова известна всем еще по двум фактам из ее биографии. Первый факт, - она была женой Андрея Миронова в течение 5 лет (до 1976 года), а рассталась с ним потому, что тот был совершенно не приспособлен к семейной жизни, - его постоянные измены с множеством поклонниц ее раздражали. Второй — единственным ребенком (естественного происхождения; не усыновленным) Екатерины является - теперь весьма популярная актриса Мария Миронова (даже я ее знаю, хотя к современным актрисам отношусь не внимательно), хотя… Мария меня и старше. О Марии отдельно еще не писал.
Свою профессию в области театральной (ведь Екатерина служила в театре Сатиры в Москве с 1970 по 1987 годы) или кинематографической деятельности Екатерина под конец жизни признала ошибкой. Она считала, что нужно не эмитировать жизнь на сцене, а жить полноценной духовной жизнью и призывать к ней окружающих. И только тогда такая жизнь будет успешной и необходимой и самому человеку, и тем, кто рядом с ним.
личный телеграм канал автора