Вам знакомо «Я говорю, говорю, повторяю, уже кричу, а он/она всё равно не
слышит»?
О чем это?
Сразу оговорюсь, в данной статье речь идёт об условно здоровых людях. В случаях РАС, аутизм или других особенностях, это немного иное дело. Хотя и к ним эти принципы так же применимы.
Поехали.
В прекрасном далеком детстве, орущий или читающий нотации родитель - вполне нормальное явление. Сделаем небольшой экскурс в развитие психики человека.
Когда ребенок рождается, он еще совсем не знаком с этим миром, ему только предстоит узнать, что основным инструментом взаимодействия людей является слово. Так вот он лежит себе, ножками ручками дрыгает и все-всё впитывает. Приятные звуки его расслабляют (слова на это время для него — только звук), эмоционально нейтральные сливаются с общим фоном, а напряженные, агрессивные пугают. А что мы делаем когда пугаемся? Правильно: замираем, убегаем, бьем - в любом случае напрягаемся, то есть наше тело приходит в тонус и блокируется, чтобы защитить нас от опасности, то же самое происходит с психикой - слух и зрение меняются.
Дальше, подрастает. Слова начинают приобретать значения, ребенок постепенно учится узнавать и разбираться в них. Вы представляете, какой это невероятный труд психики - обрабатывать такой поток информации, чтобы слова улеглись в сознании? Так вот, малыш подрастает и начинает активно познавать мир, везде залезет, упадет, схватит что можно и нельзя. Как чаще всего действует взрослый в такой ситуации? Верно, ругает, или еще того лучше,
начинает рассказывать, как надо себя вести.
Здесь остановимся чуть подробнее.
Первое - ругается. Как мы уже выяснили, при опасности наше тело нас блокирует, тоже происходит со слухом и зрением. Это легко проверить. Включите музыку на звуке немного выше среднего. Включили? Хорошо слышно? Отлично, со слухом у Вас порядок, а теперь врубите ее на полную! Ну как? Ощутили эффект? Вот оно, не слышно, слова плохо понятны, и Вы словно глохнете, наша психика, врубила блокатор.
Со светом можете проделать тоже самое, светлый свет — это хорошо, врубить яркий и Вы слепнете.
Обратите ВНИМАНИЕ!!! Я пишу РУГАЕТЕ, а ругаете это процесс. Если же Вы видите, как Ваше чадо лезет в опасное место, так вскрикните душевненько, это будет иметь куда лучший эффект, запомнится как следует. Это хорошо понятно на примере волчицы. У волчицы, когда ее волчата пытаются выйти из пещеры раньше времени, она их хорошенько, резко так грызанет, чтоб им больше не захотелось, и им сразу понятно, туда нельзя. Здесь тот же принцип.
Второе - читает нотации. Под нотациями я понимаю долгую затяжную речь о том, как надо и не надо себя вести. Вспоминаем, ребенок учится узнавать слова, ему парочку хотя бы хорошо усвоить, с ними разобраться, а тут такой поток, а психика и так на полную работает. Что наступает в результате переутомления? Верно, мы отключаемся. Вот и выходит, что ребенок, может быть, и послушал бы да резервов не хватает. Вы сами то, как долго готовы слушать наставнические речи? Помните, какое это забавное занятие? Так вот краткость - сестра таланта. Например, если Ваш пацан забрал лопатку в песочнице и стукнул по голове дружка рядом, будет куда эффективнее, вскрикнуть, забрать своего пацана и уточнить: «Так нельзя».
Мораль воспитывать можно и обязательно нужно, но делать это надо так лет с 6. Поверьте, дети сами активно начнут задавать вопросы, они очень интересуются вопросами хорошо/плохо, поступками других и т.д.
Я не говорю о том что до 6 лет надо быть аморальным человеком, Вы сами своим поведением демонстрируйте моральные качества, а за него не переживайте, он быстренько все усвоит, и кстати, так же отлично подсечет все Ваши промахи.
К чему клоню понятно? Уточню, Вы видите, что учиться отключаться мы начинаем с раннего детства? Надо же как-то себя спасать. И это Ваше «я ему говорю-говорю, поясняю без конца, уже кричу»- выученный механизм защиты.
Это касается и детей, и взрослых.
Более того, выросшие люди с «гудящими» родителями, ищут себе потенциально таких же партнеров, которые будут «гудеть». Для них этот гул становится естественной частью их представления о мире. И они все так же будут прекрасно отключаться и не обращать внимания на этот столь знакомый шум, сопровождающий их по жизни.
Так что же? Вас могут услышать? Конечно, да. Для этого достаточно сменить темп речи. Звучит просто, а сделать невероятно сложно для некоторых. Так как Вашу речь гонит Ваша тревожность. И чтобы суметь, сказать по-другому, для начала нужно разобраться как минимум со своей тревожностью.
Скажите себе: «Я выбираю услышать, как я говорю». И поверьте, у Вас все получится.
Вышеизложенные способы направлены на самопомощь. Если Вам понадобится дополнительная консультация, хотите разобрать Ваш случай, пишите в директ, WhatsApp 89932763328.