Найти тему

Конфликт – лучшее, что могло с вами случиться

Наверное, нет такого Руководителя, который мечтает просто работать работу, не отвлекаясь на внутренние споры, конфликты и пересуды. Кто не завел документ в систему, кто не вынес мусор, а кто просто не вышел лицом…не самая приятная часть работы каждого Руководителя.

Но что, если заставить себя отойти на пару шагов назад и посмотреть на конфликт под другим углом? Подумать: «А что есть конфликт по своей сути?»

По своей сути конфликт – это когда личные границы одних людей заходят за рамки личных границ других людей. И каждый психически здоровый человек будет отстаивать свои границы! Кто-то - громко споря с коллегой или неаргументированно, но «умно» спорить, кто-то - уходя в себя (а заодно и в отдел кадров для написания заявления на увольнение), а кто-то - взрослым разговором разумного человека (вид исключительный, если у вас есть такой сотрудник, не потеряйте его!).

В конфликтной ситуации у Руководителя две задачи: первая – не включиться в эмоциональное поле конфликтующих. Вспомним треугольник Карпмана – не стать ни Спасателем, ни Агрессором, ни тем более Жертвой. Занять мудрую позицию Исследователя. Вторая – попытаться докопаться до истинной сути конфликта. Чаще всего она спрятана где-то на уровне бессознательного и уровень «Он не вышел лицом» надо вывести на уровень «Мы приходим в одно и то же время на работу, но он занимает кофемашину очень долго и я из-за этого иду на утренние планерки злым и сонным».

В 99% случаев именно конфликт и поднятие его на осознанный уровень поможет вам найти, где есть сбой Бизнес-процесса. Как лейкоциты мчатся в сторону воспаления, точно также конфликты притягиваются к сбоям в Системе бизнеса. Очень вероятно имеется нечеткое распределение зон ответственности (или вообще имеются процессы без владельца), имеются сбои в системе мотивации, где работа одного отдела конфликтует с работой другого, и миллион других вариантов сбоев. Сбои по шкале могут варьироваться от ситуации с кофемашиной до потребности реорганизации всего бизнеса. И чем чаще конфликты (или чем выше текучка среди сотрудников – не забываем про «тихие» конфликты), тем более вероятно, что шкала серьезности проблемы выше.

-2

Только позиция Исследователя внутри конфликта вам поможет найти место сбоя. Здесь вас ждет еще одна ловушка. Если вы тот человек, который создавал Систему, вы можете попасть в ловушку мозга: «Система не может иметь недостатки, это люди неправильные». Мозг абсолютно естественно защищает себя от мысли, что его детище может быть не идеальным. Но вы должны быть трезвым Исследователем и каждый раз подчинять мозг себе. Да, вы создали идеальную систему, но время идет, меняются внешние факторы, внутренние: санкции, времена года, численность штата – это все точит Систему и в какой-то момент наступает сбой. Надо принять факт, что детище, над которым вы так долго трудились, стало не эффективным в новых условиях и требует модернизации. Иногда достаточно просто доработать пару элементов. А иногда надо вовремя осознать тот факт, что вы переходите на другой уровень развития и пришел момент, когда всё должно кардинально измениться.

Если вы понимаете, что вас ждёт огромная перестройка, не просто отдельные Бизнес-процессы требуют внимания, а целая Система дала сбой, в таком случае у вас есть два варианта. Первый: обратиться к «старшему брату» - руководителю в управляющей компании Холдинга, если вы руководитель в одном из Департаментов. Второй - к специалисту, который знает точно, что поломки в Системе – это естественный процесс. Он знает, что с этим делать. Вы сможете пройти переходный период уверенно и начать работать работу гораздо чаще, а участвовать в решении конфликтов все реже и реже.

Главное помнить: то, что происходит в вашей компании – абсолютно естественное и нормальное явление. Если вы не слишком долго закрывали глаза, а сразу обнаружили «куда бегут лейкоциты» и в каком количестве, то все хорошо. Вы можете с этим справиться: сами или через привлечение специалиста. А почему такие процессы можно назвать естественными, я порассуждаю в статье про эволюцию Homo Sapiens.

-3