Найти в Дзене
Неспешно по миру

Чудо Верхневолжья - беляна

Оглавление

Чудо Верхневолжья — беляна. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные, даже по нынешним меркам, суда.

Лучший способ доставки  — по реке

Лесозаготовка на Руси веками была одной из востребованных сфер деятельности, транспортировка бревен, как правило, осуществлялась по реке. Со временем строители стали не просто сплавлять бревна, а начали строить корабли, которые с одной стороны перевозили бревна, доски и брус, а с другой стороны и сами были этими материалами.

Беляны — огромные суда или лодки, построенные из бревен и загруженные лесом, который затем продавался. Эти лодки были одноразовыми, их долго строили, а совершали на них лишь одно плавание. Лодки плыли вниз по реке до места назначения, разбирались там полностью до последнего крепежа и продавались, как строительный материал.

-2

Беляны строились в лесных регионах, в Поволжье, на Каме, а сплавляли их по Ветлуге, Каме, Волге и по реке Белой. Поэтому есть версия, что название “беляна” связано с рекой Белой. За счет своих габаритов судно не могло быть использовано на небольших и мелководных реках. Корпуса их изготавливали из самой лучшей древесины, брёвна не смолили (все остальные суда, рассчитанные на долгую эксплуатацию, смолились), они были белесыми, отчего судна и получили название -«беляны». Судно, плывущее по реке среди зеленых берегов, казалось белым.

Длина такой лодки могла достигать 100-120 метров при ширине до 30 метров и высоте борта 6 метров. По сути это был огромный плот, который собирался на месте рубки леса и потом разбирался на отдельные брёвна в месте, куда сплавлялся.

Беляна небольшого размера была способна поднять груз до 100-150 тысяч пудов. Большое судно поднимало еще больше, до 800 тысяч пудов. Это сравнимо с океанским судном, хотя ни одна беляна не вышла за пределы низовьев Волги.

-3

Лесозаготовки для строительства белян велись зимой, а летом приступали к строительству. Строили их все лето, а осенью лодки отправлялись в свое первое и последнее путешествие. Есть предположения, что Постройка белян велась зимой, а весной паводок легко снимал это сооружение и выносил на течение реки.

Когда беляны подходили к пункту назначения, их разгружали и разбирали, направляя древесину дальше на деревоперерабатывающие предприятия.

Такие корабли достаточно долго ходили по Волге, пока пароходы работали на дровах. После строительства железных дорог эти огромные корабли, ходившие по рекам, полностью ушли в прошлое – стало легче и дешевле перевозить лес по рельсам.

История появления

Беляны чаще всего можно было встретить на Ветлуге. Судостроительный промысел пришел на Ветлугу еще со времен Стрелецкого бунта в XVII веке. После подавления бунта, на Ветлугу были сосланы провинившиеся корабельные мастера и стрельцы с семьями. Строить суда разного размера и назначения они умели.

-4

Как сплавлялся лес по рекам и на белянах

Процесс заготовки леса был полностью ручной. Бригада рубщиков уходила в лес на несколько месяцев, захватив с собой продовольствие. Во время рубки и сплава рабочие жили прямо в лесу, ночуя в зимницах – небольших избушках.

Срубленный лес необходимо было дотащить до притока Ветлуги, чтобы по нему сплавить его в звеньях до большой реки. Сплав начинался с началом половодья.

-5

Управлялись звенья бревен при помощи длинных шестов с берега. Некоторые сплавщики рисковали и добирались до устья притока верхом на бревнах или плотах.

Такой риск был оправдан. Несмотря на тяжелый труд и постоянную опасность, заготовка леса давала крестьянским семьям хоть какой-то заработок. На белянах работали мужчины, реже – женщины, так как платили им гораздо меньше. Некоторые работали семьями.

-6

Лес укладывался на беляну особым способом, так, как не грузится ни одно судно в мире. «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами» — пословица, как нельзя лучше отражающая этот факт.

Бревна, доски, балки шли по палубе ровными рядами с большими проемами между ними. Таким образом, в случае поломки, до места можно было добраться максимально быстро. Доступ к днищу всегда оставался, а доски и другие пиломатериалы, за счет укладки с проемами, быстрее подсыхали в пути. Груз не касался бортов беляны и не давил на них. Дополнительно между бортами и лесом вставлялись специальные колья, которые служили барьером.

-7

Для строительства средней волжской беляны требовалось порядка 200 еловых и 240 сосновых бревен. Еловые бревна предназначались для дна судна, сосновые – для бортов. При этом изначально беляны строились без гвоздей, гвозди стали использовать гораздо позднее.

Груз укладывался на судно на много выше края бортов. Более того, когда бревна оказывались выше борта, их начинали укладывать не только вверх, но и вширь, с высотой ширина беляны увеличивалась. Такие «роспуски» делались так, чтобы корабль сохранял равновесие во время движения. Некоторые беляны за счет такой укладки груза по ширине верха могли достигать 30 метров.

Особенности конструкции судна

  • Нос беляны всегда грузился сильнее. Это было необходимо, чтобы нос погружался в воду глубже, чем корма и туда стекалась вода. Откачка воды шла постоянно.
  • И спереди, и сзади беляну делали заостренной.
  • Руль – лот – имел вид ворот, с его помощью можно было спускать по воде беляну и носом, и кормой. Сегодня, к слову, не найдется ни одного лоцмана, который смог бы провести беляну по Волге — это искусство полностью утрачено.
  • В управлении судном помогало несколько больших и малых якорей, вес которых мог составлять от 20 до 100 пудов.
  • Палуба белян состояла из пиленых досок и теса. Их по окончании сплава также продавали, как и основание судна.
  • Близко к корме с обеих сторон беляны ставились «казенки» — небольшие домики, где на время сплава проживала команда.
  • Место лоцмана находилось между этими домиками, в специальной будке. Будка эта была особой гордостью владельцев судна, так как она всегда покрывалась резными узорами, а в некоторых случаях – и золотой краской.
  • Сама беляна на время сплава украшалась флагами: государственными, торговыми, а также собственными флагами купца, владеющего судном. Это, своего рода, заявление о себе, так что на флаги купцы не скупились.
-8

Большие беляны требовали команды из 60-80 человек, небольшие – от 15 до 35. После сплава, когда груз доставлен к месту назначения, беляны разбирались и продавались полностью. От них буквально ничего не оставалось. В этом тоже состоит уникальность этого судна.

Избушки сплавщиков продавались как готовое жилье, лес от бортов и днища шел на пиломатериалы. Крепеж, канаты, пенька нужны были другим судовладельцам. Вся беляна представляла собой потенциальный товар, который владелец реализовывал в порту.

Вплоть до конца XIX века ежегодно производилось до 150 белян. Даже когда спрос на пиломатериалы упал, а дрова уступили свое место нефти, их еще строили и использовали для сплава до Астрахани.

Некоторые беляны шли еще дальше, до Дона. Но такой сплав предполагал, что судно будут разбирать и собирать дважды, так как его нужно было перенести с Волги на Дон в месте, где реки были наиболее приближены друг к другу.

-9

Одноразовые суда или, как их называли, «беляны» строились и использовались до начала XX-го века.

Последняя беляна, по документальным свидетельствам, прошла по Волге в 1939 году. Но, по устным сведениям, после войны было собрано еще 2–3 беляны и отправлены в Сталинград для восстановления — это был дар ветлужан полностью разрушенному городу.

После сплава команда беляны возвращалась по-разному — кто на лошадях, кто на пароходах. Некоторые рабочие нанимались в бурлаки. Ко времени возврата экипажа, вода уходила, и можно было тащить караваны барж с рыбой, икрой, тюленьим жиром с Каспия на Нижегородскую ярмарку. На ярмарке подрабатывали, покупали гостинцы домой, потом переправлялись через Волгу, уходили в свои ветлужские деревни и только там получали расчет за работу на беляне. Это было разумно — зачем брать расчет в Астрахани и нести с собой деньги почти через всю страну. Тем более бурлаки не только по берегу шли, они и протоки пересекали. Деньги можно было потерять, намочить, пропить….

-10

Подпишитесь

Читайте еще: