Найти тему
Неспешно по миру

Вытегра. Музей подводной лодки, музей морской славы

Удивительный музей удалось посетить прошлым летом. Даже и не думала, что такие бывают. Своему появлению именно здесь, в Вытегре, этот музей во многом обязан тому, что Вытегра – родина известного конструктора подводных дизельных лодок Михаила Рудницкого.

Музей создан на базе настоящей боевой подводной лодки, которая совершила не мало океанских походов. В 2005 году лодка прошла свои последние километры и навечно пришвартовалась на берегу Вытегорского водохранилища.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Боевую подводную лодку реконструировали и превратили ее в музей. Реконструкторам удалось максимально сохранить оборудование и механизмы машины и на экскурсии их можно увидеть. Экскурсоводами здесь работают, в том числе и бывшие подводники и они подробно и с любовью рассказывают о назначении и боевом прошлом лодки, ее устройстве и быте моряков-подводников. А еще экскурсия помогает немножечко понять, почему так интересна, романтична, но в то же время очень не проста эта профессия.

фото из личного архива
фото из личного архива

Лодка открыта и для самостоятельного осмотра и с экскурсией. Я рекомендую взять экскурсовода. Самостоятельно не все будет понятно.

Вся подводная лодка поделена на отсеки. Во время экскурсии можно пройти по всем семи отсекам, заглянуть в жилые помещения и увидеть как жили в своих каютах командиры и офицеры, узнать интересные нюансы быта, увидеть как готовят еду на лодках, умываются, ходят в туалет.

фото из личного архива
фото из личного архива

Совершенно поражает количество приборов, которыми управляется эта махина и практически физически ощутить тяготы нелегкой жизни моряков.

В экспозиции, насколько это возможно, сохранена обстановка, в которой находятся подводники в период далеких морских походов.

фото из личного архива
фото из личного архива

Предлагаю пройтись по всем семи отсекам. Надеюсь, фото и те буковки, которые я смогла подобрать, хоть немного передадут ощущения, которые я испытала.

1.) Итак. Первый отсек лодки носовой, торпедный. Здесь множество приборов управления носовыми торпедами и торпедной стрельбой, торпедопогрузочные устройства и торпедные аппараты. В этом же отсеке расположены три яруса спальных мест для личного состава. На мой взгляд, этот отсек самый удобный, даже не смотря на то, что здесь находятся торпеды.

фото из личного архива
фото из личного архива

2.) Второй отсек считается жилым. Здесь располагаются каюты офицеров, кают-компания офицеров, рубка гидроакустики. Здесь же – каюта для врача. На борту всегда присутствует офицер-врач высокой квалификации. Под полом второго отсека находится аккумуляторная носовая батарея. Уход за аккумуляторами был особенно тщательным, ведь от него зависела жизнь экипажа.

фото из личного архива
фото из личного архива

3.)Третий отсек. Здесь находился центральный пост, который считался сердцем лодки Б-440.Отсек наполнен множеством жизнеобеспечивающих приборов: приборы использования оружия, определения местоположения подводной лодки, связь поста с остальными отсеками лодки, а также механизмы для управления всей лодкой. Здесь находятся рубки штурмана, носовой гальюн и управленческий пост торпедной стрельбой. В трюме размещалась морозильная камера и продовольственный склад.

Листайте галерею ниже, там несколько фотографий

4.) Четвертый отсек жилой. Здесь размещались кают-компания мичманов, камбуз, каюта механиков и рубка связи. Камбуз на подводной лодке занимал очень маленькое помещение. После осмотра этого уголка для готовки, маленькая кухня хрущевок может показаться просто огромной! Конечно, здесь умещалась посуда для приготовления еды и даже была духовка, где выпекался хлеб. Под палубным полом расположено несколько аккумуляторных ям.

фото из личного архива
фото из личного архива

5.) В пятом отсеке располагались дизели, которых на лодке было три.

6.) А вот шестой отсек был электромоторным. В нем находилось три основных электродвигателя, а также пульт управления гребными электродвигателями и двигателями экономхода.

фото из личного архива
фото из личного архива

7.) В седьмом отсеке располагалось четыре торпедных аппарата, запасной гирокомпас, прибор управления стрельбой. Седьмой отсек нес в себе самое важное назначение – аварийное управление вертикальными и горизонтальными рулями. В этом же отсеке матросы проводили свободное время за просмотром фильмов, которые являлись той связующей составляющей их подводного мира с оставленным надводным.

фото из личного архива
фото из личного архива

Получилось, конечно, скучноватое перечисление функций отсеков. То, что запомнила и что успела записать.

Но посещение этого места совсем не скучное! К слову, центральный отсек и нижняя палуба — особенно интересные части музея. В первом установлен действующий перископ, а внизу разместились исторические материалы по подводному кораблестроению и конференц-зал с проектором, где можно посмотреть фильмы о жизни моряков и истории музея.

Листайте галерею, там несколько фотографий

Эмоций прибавляет и возможность подняться на палубу и насладиться видами Вытегорского водохранилища.

фото из личного архива
фото из личного архива

На берегу около подводной лодки находится еще одна достопримечательность: военный катер Онежской флотилии. Его местонахождение здесь неслучайно: в годы Великой Отечественной войны в Вытегре находился штаб Онежской военной флотилии.

фото из личного архива
фото из личного архива
Понравилась статья? Подпишитесь!
Поставьте лайк, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Уверена, что вам понравятся: