Приветствую Вас прямо с курса Дмитрия Данилова - поэта, драматурга, писателя, у которого прохожу обучение свободному стихосложению. Мне нравится неограниченность верлибра - в рифме, в ритме, в размере. Хочу поделиться с вами о том, что узнала, что меня поразило в истории стихосложения и роли поэзии в нашей жизни.
Что такое Верлибр
Верлибр - с французского дословно vers libre - свободный стих. Вторжение в поэзию свободного стиха поизошло где-то во второй половине 19-го века во Франции, столица которой тогда считалась литературной осью мира - вплоть до Первой Мировой войны. Верлибр стал вызовом некоторых поэтов-символистов, поэтическим эпатажем, провозглашающим свободу через свободные от метра и рифмы стихи.
В Европе свободный стих стал популярным благодаря литературному направлению - имажизм (не есенинский имажинизм), который искал новые направления в поэтике. ижеН популярный верлибр основателя "Клуба поэтов" - Томаса Эрнеста Хьюма (1883-1917)
ОСЕНЬ
Осенний вечер стал прохладней;
Я вышел погулять.
Румяная луна стояла у плетня,
Как краснорожий фермер;
С ней говорить не стал я, только поклонился.
Кругом толпились щупленькие звезды,
Похожие на городских детей.
Вскоре верлибр (свободный стих) был официально принят и канонизирован в Европе, Америке, Англии. В России свободный стих тоже нашел своих поэтов - это Брюсов, Бальмонт, Бродский, Блок, Маяковский. У некоторых поэтов встречаются лишь переводные свободные стихи с немецкого и французского - у Фета, Тургенева. Вот отрывок собственного свободного стихотворения раннего Блока (1908):
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Поиски новой поэтической формы прослеживаются у Ахматовой, Цветаевой. Вот отрывок верлибра Цветаевой:
...Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице —
Тонкий звон
Старинных часов — как капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды
Флейта,
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня не любили...
После революции поэзия была лишь советской - лозунгами, маршами и гимнами. До 1980-х годов верлибр в России считался более маргинальным жанром поэзии. Карен Джангиров стал первым теоретиком и практиком верлибра. Вот отрывок одного из его верлибров "Маэстро":
«Если вам холодно – говорил маэстро –
надо просто разжать кулаки
и тихонечко взять в ладони
этот совершенно окоченевший мир
И он потеплеет
он обязательно потеплеет
хотя бы на две ладони
чего более чем достаточно
чтобы дальше жить
Ну а если у вас не разжимаются кулаки
значит пора
уходить»
Теперь верлибр стал одной из основных форм стихосложения, которую используют современные поэты.
Причем тут Холокост, Гулаг, войны...
Я озаглавила свой пост высказыванием философа Теодора Адорна именно по причине неуместности в наши времена возвышенной лирики, которая существовала и во времена прекрасной эпохи - La Belle Epoque (1871-1914), и задолго до нее. После ужасов 20-го века невозможно дальше пестовать утонченный стиль слога в стихах, воспевая возвышенные чувства и красоту, пробуждая ее в людях.
Невозможно не обращать внимания на то, что происходит в мире и упиваться красивыми пустыми словами, пусть даже в самых изысканных рифмах русского богатого языка.
Поэзия будет существовать всегда, но она меняется, она осмысливает события эпох. У поэзии сместился фокус - она давно не несет внешнюю красоту и не возвышает чувства. Именно верлибр считается самым адекватным видом поэзии, который помогает осмыслять себя и мир.
Верлибр - интуитивный стих
Кто-то скажет, что верлибр - это на строчки поделенная проза! Возможно, но в этих строчках сконцентрирован смысл, это рисунок в один присест, вдох и выдох, порыв мысли, которую не надо мучительно встраивать в рифмы, это как поцелуй, который о многом может поведать...
Мне близок верлибр по духу, но я не подходила к их созданию настолько серьезно, чтобы сейчас взять и выложить перед вами свой свободный стих. Мне часто приходят стихи именно в свободной форме, но я ищу для них ритм, размер, рифму. Это порой занимает немало времени, отнимает много душевных и интеллектуальных усилий.
Небольшая справка: Верлибр отличается от вольного стиха и белого стиха. Вольный стих - это традиционное стихотворение с одной лишь вольностью - в разности стоп в каждой строке для динамичности сюжета (басни Крылова, "Горе от ума Грибоедова"). Белый стих лишен рифмы для придания пущей эмоциональности произведению. Верлибр же свободен от рифмы, от метра, от стройности стоп, но ритм в нем незримый присутствует.
На сем пока заканчиваю, пойду выполнять задания по курсу верибра. Позже непременно поделюсь своими творениями...
Что вы думаете о тонкой поэзии в наше время?
P.S. 22 марта - день верлибра согласно резолюции "Ассоциации русского верлибра"