Ваня проскочил этап смешной детской речи, когда ребёнок начинает заниматься словотворчеством, чем изрядно веселит всю семью. В 4-5 лет Ванечка ещё с трудом осваивал первые короткие фразы. Как он говорил в 5 лет, можно услышать во второй части видео, ссылка на которое ниже.
Там типичный образец речи ребёнка 5 лет с тяжёлой формой сенсомоторной алалии. Аграмматичные предложения из 2-3 слов, которые ещё нужно расшифровать.
Смешить нас своими высказываниями Ваня начал в 9 лет. Сейчас его речь достигла высокой степени насыщенности и раскованности, что запустило процесс словообразования. На той неделе он пришёл на урок со словами: "Приду, сяду на диван, расслаблюсь и наслаждусь!"
В начале занятия мы всегда отводим несколько минут на то, чтобы обменяться новостями.
Возможность неформально пообщаться необходима ребёнку, ему хочется, чтобы его не воспринимали только как ученика, в чью голову закачивают знания.
После "наслаждусь" от Вани, я поняла, что под рукой всё время надо иметь карандаш, чтобы фиксировать его перлы, он выдаёт их теперь с завидной регулярностью.
Причём сам Ваня начал разговаривать, явно получая удовольствие от процесса речи. Она наконец-то перестала быть для мальчика тяжёлым трудом.
Ошибки в речи были и раньше (на порядок больше), но никому не было смешно, потому что речь для Вани с самых первых звуков являлась работой. Когда же сам ребёнок наслаждается СЛОВОМ, смеется, если ошибается, то и нам можно и нужно присоединиться к его веселью.
Ошибки Вани - это те самые "хвостики" алалии, которые "выглядывают" из тех речевых зон, которые более всего оказались задеты и не позволили развитию речи пойти естественным путём.
В случае Вани самыми стойкими оказались отдельные фонетические и грамматические ошибки
- Фонетическая проблематика. Он до сих пор не дифференцирует на слух звук [щ]. В прошлом году та же проблема была с [ч] и [ц], но с этими звуками он уже справился.
Считается, что при сенсорной и сенсомоторной алалии физический слух сохранен, ребёнок не воспринимает именно фонемы (звуки речи). Но какие-то частоты всё равно оказываются затронуты, хотя их трудно вычислить при обследовании слуха.
Остаточные сложности в распознавании некоторых звуков встречаются у всех детей, в чьём анамнезе значилась сенсорная или сенсомоторная алалия.
При условии организации тренингов по распознаванию проблемных звуков речи, с ошибками удаётся справиться.
Для Вани каждый урок начинается с проговаривания списка слов на букву "Щ".
С Ваней все игровые задания на развитие фонетико-фонематических представлений уже в прошлом. Сейчас нет необходимости маскировать тренинги и окрашивать их эмоционально. Сели, проговорили, добились максимально чистого звучания, пошли выполнять письменные задания. Они тоже простые.
Ваня, опираясь на свою прекрасную зрительную память, постепенно запоминает слова, в которых есть буква "Щ", их не так много в русском языке.
Ниже Ваня показывает свои отличные результаты по развитию зрительной памяти.
- Грамматическая проблематика. Самое сложное для Вани, правильно согласовать по родам прилагательные с существительными. В статье по ссылке есть описание типичных ошибок Вани на согласование в роде.
Упражнения с картинками или игрушками помогли набрать первый грамматический опыт по определению рода.
Сейчас Ваня работает с печатными таблицами. Например, нужно вставить местоимения ОН, ОНА, ОНО, в предложения.
Таких заданий выполняется бесчисленное множество. Когда исчезнут ошибки на подбор нужного местоимения, задача будет считаться выполненной.
Хорошо помогает разобраться с согласованием подбор нескольких прилагательных к одному существительному.
Сначала Ваня определяет род существительного, потом придумывает подходящие прилагательные. Затем записывает их, выделяет окончания. Дальше я быстро, на слух, перечисляю существительные, а Ваня так же быстро подбирает к ним любое из прилагательных.
Например:
🔸Лиса
🔹рыжая
🔸Солнце
🔹жаркое
Мы вместе следим, чтобы все окончания были правильные.
На одном занятии обычно отрабатываем три существительных. В таблицу занесла много сочетаний для образца.
Так, упражнение за упражнением, мы убираем все "следы" алалии из речи Вани.
Всем успехов в развитии речи!