Откуда в стране Тысячи Озер такое количество талантливой молодежи наверняка не ответят даже финны, но факт остается фактом, чтобы отыскать среди финских групп откровенно плохую придется очень сильно напрягаться.
Рассматриваемая сегодня пауэр-метал формация Excalion – как раз финская симфо-пауэр метал-группа. Работает с 2000 года. На сегодняшний день в копилке этих ребят семь полноформатных альбомов.
Не сказать, что путь этого коллектива был сложен и тернист: прежде чем попасть на более-менее крупные концертные площадки группа выпустила два демо: “Forlorn” в 2001 и “Obsession To Prosper” в 2003 и в 2005 году, а после подписав контракт с лейблом Sound Riot, реализовала свой дебютник “Primal Exhale” («Первичный выдох», 2005), куда помимо нового материала вошли и доработанные песни с демок.
Казалось бы, исполняя мелодичный power metal в духе Stratovarius и Sonata Arctica, Excalion обречены на скудное существование среди сотен таких же групп, однако их дебютный альбом показал, что судьба им уготовила более достойный путь. Их мелодии просты и легки, музыка в меру виртуозна и не перегружена гитарным и клавишным героизмом, вокал, обычно слабое место молодых групп, Jarmo Pääkkönen’a очень неплох и напоминает нечто среднее между Ланде и Котипелто, и, что самое главное, уже на дебютном альбоме у них есть 100% хит.
Я говорю о второй композиции, которой не было ни на одном демо, “A Moment In The Spotlight”, врезающейся в память моментально, как только его услышишь. Остальные треки не так ярки, но все равно слушаются отлично и без всякого напряжения.
Хотите быструю тему с Nightwish-подобными клавишами и гитарами а-ля Stratovarius – включите “Reality Bends” или “Stage Of Lies”; хотите среднетемповой темы с красивыми клавишными партиями, тут есть и такое, включите “Dire Waters” или “Megalomania”; хотите душещипательную балладу – есть и она, трек номер 6, “Heart & Home”; ищите эпик – есть и он, “Obsession To Prosper” самую малость недотянул до 8 минут и даже трек на родном языке, и тот имеется в качестве бонуса! Конечно, песни не блещут оригинальностью, не претендуют на революционность, но их просто приятно слушать, они органично переходят одна в другую и не вызывают зевоты.
Дебют был воспринят очень хорошо, и успех этот группа закрепила небольшим скандинавским туром, а после вновь засела в студии для записи второго релиза, на котором на главные роли вышел Ярмо Милливирта, который и по сей день является лидером и автором большей части репертуара Excalion.
«Waterlines» («Ватерлинии», 2007) весь пронизан прожилками heavy metal. Немного от epic, немного от symphonic, но всё же это power, в его лучших проявлениях.
Эта работа также подарила несколько запоминающихся композиций, и особенно удались баллады, а точнее, полубаллада «Losing Time», которая является самым запоминающимся здесь номером. Что же касается полностью медленной композиции, «Delta Sunrise», то в душу она особенно не западает.
Местные боевики достаточно бойки, хоть их мощи лично мне не всегда хватило. К тому же, под конец и вовсе нечему радоваться: здешние треки словно выпущены из-под копировального аппарата.
Разношерстность первого альбома и шероховатости второго в полной мере компенсировал третий номерной диск финнов – «High Time» («Самое время», 2010). Ребята явно работают на сумасшедшем позитиве, отчего слушать здешние песни просто приятно. К тому же, качество сведения и студийная работа - выше всяких похвал.
Ни единой схожей темы, прекрасно подобранный материал и верно расставленные треки, словно опытный официант (читайте - Excalion) вовремя подаёт то или иное блюдо гурману (читайте - слушателям). Также обращает на себя внимание оригинальный, немного тихий, но душевно вписывающийся в музыку вокал Jarmo Pääkkönen. И ещё один плюс - клавишные, их ровно столько, сколько надо, отчего музыкальность альбома только выигрывает.
Сравнить финнов с кем-то немудрено - это классики HammerFall и Stratovarius. Пусть на пластинке немного забористых моментов (они есть, например, в открывашке «Excalion , Enter A Life», и в медляке «A Walk On A Broken Road»), возможно, музыке не хватает сложности, нет виртуозных соло а-ля Смольский из Rage, но такого уже предостаточно на сцене. Поэтому, если вы хотите послушать классический power, то "High Time" точно для вас.
На волне коммерческого успеха группа отправилась в продолжительный тур, и пару лет вела активную концертную деятельность, а после постепенно исчезла с поля зрения, и связано это было, прежде всего, с некоторыми изменениями в составе и поисками более выгодного контракта.
На свет Божий Excalion вынырнул только в 2017-м, с новым альбомом «Dream Alive» («Живая мечта»), на котором упор был сделан на мелодичный клавишный power metal. Рост, начавшийся на предыдущем «High Time», продолжился, но саунд несколько изменился в сторону более мягкого, ориентального звучания.
Тем ни менее, несмотря на качественные изменения, по уровню этот альбом фактически равноценен тому же «High Time», он держит уверенную «золотую середину», не беря значительных высот, но и не скатываясь в банальщину. А здешние удачные песни, такие, как «Amelia», «Man Alive», или хитовая «The Firmament» вполне способны перекочевать в проигрыватель power metal – меломана на неоднократное прослушивание.
В 2019-м вышел, по моему мнению, лучший опус Excalion, «Emotions» («Эмоции»), на котором они достигли своего творческого пика. Основное здешнее изменение – это, конечно же, новый голос. Фронтменом команды стал Marcus Lång из серьезно прозвучавшей в свое время формации Force Majeure.
Что сказать? Все в меру, все классно. Есть пара не особенно ярких композиций, но на фоне остального материала этот недостаток кажется несущественным.
Альбом прекрасно слушается полностью, но особенное внимание хотелось бы заострить на дорожках «Sunshine Path», «The Mercy Racers», и особенно на заглавном треке «Trust». А вот что тут было явно лишним, так это эксперименты с электроникой на «Nightmariner».
В связи с пандемийными делами, в свой первый концертный выезд Excalion смогли отправиться лишь спустя два года, поэтому выход шестого лонгплея, «Once Upon A Time» («Когда-то, давным-давно», 2023), подзадержался. Мягко стелящий свой power metal Excalion тут может нравиться или не нравиться, может получать справедливые упреки за некую «дестиллированность» своего звучания, но то, что он имеет свой, своеобразный почерк, думаю, никто оспаривать не будет.
К студийной работе и оформлению нет и быть не может никаких претензий - все просто супер, а вот с начинкой... все могло быть лучше. Называть данный альбом их топовым творением было бы странно, ибо в творческом плане это практически полный повтор уже ими пройденного годах этак 2010-17.
Хотелось бы звука пожестче, клавишных – чуть поменьше, но имеем что имеем. Да, и еще хотелось бы все же побольше запоминающихся номеров.
Хотя... и четыре привлекательных дорожки тоже, в принципе, нормально. Вот эти композиции: «Resolution», «Soulbound», «I Am I», полубаллада «Еternals», пожалуй, главный тут опус.
Видео по теме: