Высоцкий, Боярский, Никитины, Юрский.
В преддверии премьеры очередной комедии с Галустяном «жЫЫЫзнь» захотелось освежить наш культурный багаж знаний про каменный век. Википедии раньше не было, поэтому основные знания про первобытную жизнь, каменный топор и обрывок шкуры мамонта, получаемые в школе, закрепляли походами в музеи и чтением книжек. Хорошие фильмы и песни тоже были подспорьем, наглядно живописуя суровые нравы каменного века.
Самые первые и яркие представления о первобытном человеке я получал благодаря прочитанным книгам. Благо их было не так много. И конечно много раз представлял себе, как бы мне пришлось выживать в то нецивилизованное время. Охотиться на мамонтов, убегать от саблезубых хищников, делить территорию с соседним племенем. Или завоевывать женщину, как Вицин в «Земле Санникова».
А еще интереснее было фантазировать о времени динозавров. В детстве они будоражили не хуже, чем сейчас «Парки Юрского периода». В журнале «Наука и жизнь» на цветной вклейке я нашел большую таблицу нарисованных динозавров с названиями по латыни и запомнил наизусть. Еще у меня был художественный альбом одного чешского художника Буриана Зденека – мама подарила на День Рождения.
Это был такой здоровенный фолиант (в картонном упаковочном футляре) с высококлассными иллюстрациями, где все доисторические ящеры выглядели, как живые, естественные в своей среде. Они размахивали своими клювами, хвостами и крыльями. Травоядные стегозавры жевали свой хвощ, а плотоядные тираннозавры жрали их детенышей. Эпические пейзажи мезозойской эры с ядовитыми испарениями болот и разрядами молний над джунглями живописно дополняли прочитанные страницы книг.
Где одной из любимых была «Плутония» Владимира Обручева. Это было старое издание в желтом переплете из серии «Библиотека приключений» «Детгиз» 1958 г. Сколько раз я перечитывал «Плутонию»! Два популярных романа известного геолога и писателя были под одной обложкой. Причем, «Земля Санникова» меня не сильно впечатлила – тем более, что фильм с Дворжецким я уже видел несколько раз. И все мечтал, что когда-нибудь снимут наконец-то кино про «Плутонию».
Из всего романа я больше всего запомнил гигантских муравьев, что досаждали главным героям и прирученных игуанодонов. Роман имеет весьма правдоподобную фактуру с описанием реально живших животных и геологических особенностей натурных пейзажей. В действии есть своя динамика, драматические моменты и прописанные характеры персонажей. Сейчас его можно было назвать увлекательным дино-роуд-муви «попаданцев» из 20-го века в мезозойскую эру в подземном мире.
Я прочитал его раньше, чем «Затерянный мир» Конан Дойля и «Путешествие к центру Земли» Жюль Верна. Поэтому и ставил всегда выше по уровню, даже сейчас, несмотря на то, что названные книги зарубежных писателей экранизировали уже неоднократно, и они стали более известными. В библиотеке попадалась еще французская книжка Рони-старшего «Борьба за огонь», но она меня не сильно зацепила. В перестроечные времена в видеосалоне посмотрел фильм-экранизацию «Борьба за огонь» 1981 г., где Рон Перлман со своей жуткой мордой лица харизмой доказал, что в Голливуде есть своя востребованная каста страхолюдин.
Еще мне повезло побывать в 1982 году в Риге, в Музее истории медицины имени Паула Страдыня. Помимо интересных исторических экспонатов там были организованы и собраны панорамные сценки с манекенами оказания медпомощи из разных времен. Самая первая там была – трепанация черепа древним человеком. Неандерталец при помощи камня и каменного зубила дырявит товарищу черепушку в надежде, что тому полегчает. Уйдет мигрень и вместе с ней жизнь, хотя говорят, некоторым помогало. Очень яркие были эмоции у нашей группы школьников!
Вспомним шикарный советский мультфильм Александры Снежко-Блоцкой «Кот, который гулял сам по себе» 1968 г. показал знаменитую сказку Редьярда Киплинга. Где великий имперский поэт в свободной форме представил эволюцию домашних животных руками первобытного человека, точнее женщины. Чтобы феминистический тренд режиссера не был считан неподготовленным зрителем – пол главного героя книги «Кошка, которая гуляла сама по себе» был изменен на противоположный.
Юные пионеры с восторгом внимали шикарному мультику, где жена первобытного человека щеголяла топлесс и ловко опутывала своими коварными обязательствами всех животных, включая мужчину, и запоминали на будущее новейшую форму семейных отношений. Кот, олицетворение мужского начала, гуляет сам по себе и его ничего не держит. Ни теплый очаг, ни миска с молоком, ни семья…
Бог создал труд и обезьяну, чтобы получился человек. А вот котейку Бог не трогал, он сразу вышел хорошо.
Замечательный советский мультрежиссер Ефим Гамбург в 1975 г. сделал милый детский фильм «Фантик. Первобытная сказка». Где Евгений Леонов в очередной раз удивил своим многоликим талантом перевоплощаться в очередного персонажа -- злодейского хищника по имени Штуша-Кутуша, Страшный Зверь! А каждый мелкий школьный задрот узнал, что рано или поздно он вырастет в здоровенного Элефанта и покажет кузькину мать всем своим обидчикам.
В 1985 году вышел очередной выпуск «Ералаша» № 53, где был сюжет «Миллион лет назад, или как появилась человеческая речь». В нем снимались Леонид Ярмольник, Федя Стуков и Паша Степанов. Юмористический скетч построен на том, как в результате неудачного «выступления» одного неуча на уроке в первобытной школе впервые прозвучит сакраментальная фраза «Завтра с родителями в пещеру директора!». Шерстяной Ярмольник без слов органичен в своей роли, также как ученики, советские мальчишки-актеры того еще старого «Ералаша», который всегда смотрится легко и не натужно.
На одной из лучших анимационных студий Советского Союза «Киевнаучфильм» в 1987 году выходит остроумная лента «Каменный век» режиссера Владимира Гончарова по сценарию Феликса Кривина. Иронический посыл мультфильма не устаревает и сейчас. Гонка вооружений, начатая еще первобытными обезьянами, может разрушить нашу планету и не оставить на ней камня на камне в буквальном смысле. Стебный рисованный памфлет переполнен глубокими аналогиями, которые за 10 минут становятся понятными даже ребенку. Если не заострять внимание на грудастых тетках в гнездах.
Алла Сурикова тоже успела отметиться на первобытном поприще, сняв досторическую фарс-трагикомедию «Две стрелы. Детектив каменного века» в 1989 г. Фильм со своими перестроечными маркерами не был сразу принят отечественным зрителем, несмотря на звездный состав и полуголую Ольгу Кабо. Конечно, сейчас он смотрится уже поинтереснее, и диалоги по сценарию Володина спустя время звучат пророчески. Тогда он мне не зашел, но знаменитые актеры со своими коронными фразами запомнились.
Практически тогда в 1988 г. была снята с полки добрая комедия Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 г. с молодым и мускулистым Сергеем Юрским. Незатейливая фантастическая юмореска не заслуженно была подвергнута остракизму самого партайгеноссе Суслова.
Смешная история про первобытного Чудака (Юрский) из племени тапи, чуть не съеденного соплеменниками и попавшего в наше время, очень легко и ненавязчиво показала типичного самодура-бюрократа от науки и вождя племени (Папанов). Даже такая беззубая сатира не понравилась своей узнаваемостью киноначальству. За годы забвения фильм безнадежно устарел и смотрится, как ученическая работа великого режиссера.
Тема первобытнообщинного строя волновала и авторов песен в СССР. Как на официальной эстраде, так и в народной среде, богатой на животрепещущие сюжеты и сочный язык изложения. Давайте обратимся к ним.
Первобытный хит-парад доисторической эпохи
Из школьного сочинения: Динозавры вымерли, так как чувствовали, что скоро появятся люди.
1. Сергей Никитин «Самая Первая Песня» (Сергей Никитин – Валентин Берестов).
В советское время супружеский дуэт исполнителей бардовской песни Татьяны и Сергея Никитиных пользовался широкой и заслуженной популярностью. Благодаря умелой композиторской адаптации советский слушатель познакомился со многими полуразрешенными поэтами либеральных времен «оттепели». Помимо тонкой задушевности каждый находил для себя во многих песнях что-то искреннее и доброе.
Когда я услышал эту детскую песенку, даже скорее легкий песенный шарж, то был очень удивлен и возмущен непросвещенностью автора стихов. Вес доисторического игуанодона составлял в среднем 3 тонны, но никак не 80! Каждый, кто прочел «Плутонию» Обручева, хорошо это знал! Но оставим это на совести поэта Валентина Берестова – для рифмы получилось неплохо. Сложнее было бы рифмовать микропахицефалозавра или кархародонтозавра.
Можно ли человека, за которым гонится каннибал, назвать фастфудом?
2. Сергей Юрский «Песня Чудака» из к/ф «Человек ниоткуда» (Анатолий Лепин – Леонид Зорин).
Это был ничем не примечательный номер, если бы не участие молодого Сергея Юрского с лошадиной первобытной мордой, намазанной ваксой, где он поет и танцует. Во всем фильме он показывает свою отличную физическую форму, исполняя эскападу акробатических трюков.
Кстати, когда он выхватывает из толпы ученых молодую профессоршу, то превосходно танцует рок’н’ролл в чистом виде, каким мы его знаем из старых западных кинохроник. Можно сказать, что это первый рок’н’ролл на советском экране.
Людоеды поймали красивую девушку и привели ее к вождю. Зам спрашивает у шефа:
— Зажарим?
— Ты что, озверел — красоту портить, так съедим!
3. «Помнишь Мезозойскую Культуру» («Неолитическая») (Александр Мень).
Старинная студенческая песня, которую все считали народно-дворовой. Но у нее есть известный автор, Александр Мень, — протоирей Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, основам христианского вероучения, православному богослужению. Слова «Неолитической» песни Александр Владимирович написал в 1953 году, будучи студентом-первокурсником Московского пушно-мехового института в Балашихе. В марте 1958 года он был из института отчислен за религиозные убеждения, через месяц рукоположен в диаконы.
Песня «Помнишь Мезозойскую Культуру» относится к категории блатных и дворовых композиций. Сами строки песни говорят о том, что композиция предначертана исполняться во дворах, или у костра. Грустный мотив и лирические строки всегда подсказывают исполнителям и слушателям о том, какой вариант и место исполнения лучше всего подходит для той или иной песни.
Пожалуй, столько вариантов, сколько имеет этот уже народный шедевр, не сосчитает никто. Жизнь и авторы меняли и добавляли куплеты, исполняли на разную музыку, приписывали себе авторство. Наверно, в каждом институте был свой вариант этого, вполне бытового шлягера о любви и ревности.
— Скорее, помогите! Вы же доктор! Бабушке плохо!
— Да, но я — доктор археологии…
— Так и бабушке уже далеко не восемнадцать!
4. «Про Любовь В Каменном Веке» (Владимир Высоцкий).
Где-то в конце шестидесятых годов родилась у Владимира Высоцкого такая идея: «Я задумал написать целую серию этих песен, так сказать, по всем векам — историю семьи. Ну, без частной собственности и государства, естественно. Просто историю семьи в песнях». И начинался цикл с каменного века, что естественно. Ведь первое, что узнает школьник, начиная изучать историю, это история первобытных общин.
Предполагалось, что дальше будут идти различные исторические периоды «вплоть до наших дней и в будущем». К сожалению, этот замысел так и остался незавершенным. Всего было написано четыре песни, в которых история продвигалась, прямо скажем, семимильными скачками: каменный век, Древний Рим, Средние века и эпоха Возрождения. Конечно, самой известной и самой часто исполняемой была песня «Про Любовь В Каменном Веке» 1969 г.
В советское время песня впервые была записана на серии пластинок «На Концертах Владимира Высоцкого» студии «Мелодия». Именно на такой пластинке № 19 «Купола Российские» 1991 г. я впервые услышал ее. Меня поразил шуточно-сатирический сарказм, которым наполнена песня. Это и «Не опошляй семейный наш уклад!», и «Мне стыдно перед племенем моим!», и «Не клевещи на нашу молодежь». Целый набор газетно-пропагандистских штампов, спародированных под соусом юмористической фразы. Ну что сказать, гений – Владимир Семенович!
— Задолбала эта работа. Не коллектив, а сборище приматов. Морды их уже видеть не могу.
— А где ты работаешь?
— В обезьяньем питомнике.
5. «Обезьянья Лирическая» (Вадим Мищук -- Леонид Сергеев).
Отечественные барды, возвращаясь к ныне спорной теории Дарвина, размышляют о бренности человеческого бытия и находят иные обоснования нынешнему состоянию граждан.
-- Папа, а кто и когда впервые запел?
-- Пещерный человек, когда его тещу затоптал мамонт!
6. Михаил Боярский «Песня О Вещах» («Счастливый Человек Каменного Века») (Вячеслав Добрынин – Леонид Дербенев).
За время своей творческой деятельности Михаил Боярский записал более 600 песен, среди которых не только музыкальные номера из фильмов и спектаклей, но и песни, записанные для радио, телепередач, виниловых пластинок, сольных компакт-дисков, однако на концертах он исполняет не более 30-ти из них (лишь самые известные и популярные: «Зеленоглазое Такси», «Спасибо, Родная», «Городские Цветы», «Всё Пройдёт», «Листья Жгут», из фильмов про «Мушкетёров» и «Гардемаринов» и др.).
«Песня О Вещах» была записана Михаилом Боярским на авторском миньоне «Большая Медведица. М.Боярский В.Добрынин» студии «Мелодия» в 1984 г. совместно с ВИА «Здравствуй, Песня». Шлягер о суетности мира вещей, наполняющих нашу жизнь, напоминал, что для жизни человеку нужно совсем немного. Обрывок шкуры мамонта, каменный топор и в руке копье! И главное – «никогда ни за что не платил!»
Археологи обнаружили окаменевший салат с лицом первобытного человека.
6. «Мало Водки» («В Пещере Каменной Нашли…») (народная).
Широко распространенная дворовая песня из народного фольклора. По утверждениям некоторых источников, была написана в стенках киевского университета в начале 20-х годов прошлого века, а потом распространилась среди других ВУЗов страны. В канонической версии поется на мотив «Арии Варяжского Гостя».
Построена по принципу нарастания объемов водки и закуски в каждом куплете. Поэтому отличается самыми разными вариантами измерения «огненной» воды – капля, рюмка, наперсток. Тоже касается и закуски – комарик, хвост селедки, муха. Главный атрибут – пещера, как место проведения пьянки. Часто у многих уходящих в запой родное жилище превращалось в родную пещеру.
Археологи нашли скелет мамонта под землёй на глубине 30 метров — это ещё раз доказывает, что мамонты жили в норах.
7. «Каменный Век» (народная).
Еще одна дворовая-народная-блатная-хороводная. Исполнялась с 60-х годов 20-го века на мотив популярной «Хали-Гали», ее еще Юрий Никулин напевал в «Кавказской пленнице».
В припеве у разных самодеятельных исполнителей менялись самогон, вино и коньяк, мама Ева и отец Адам и шейк и твист! Но не важно, какими соблазнами и страстями не страдает человечество – атомная бомба всех низведет до каменного века. Как предупреждал великий Альберт Энштейн «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но в четвертой будут использоваться палки и камни».
Мелодию «Каменного Века» народ взял из безумно тогда популярной итальянской песенки. Но обо всем по порядку. Вначале рядовые советские граждане услышали ремейк югославской певицы Василии Радойчич «Уходи…Уходи». Зрители увидели на экранах ТВ фильм-концерт «Звёзды Югославии», снятый на Ленинградском телевидении в 1965 г. Именно там прозвучал навязчивый припев в энергичном веселом твисте юной сербской звездочки. Модную мелодию подхватила советская молодежь и персонаж Юрия Никулина.
А оригинальная песня прозвучала на фестивале Сан-Ремо в 1964 г. в исполнении начинающего коллектива «Little Tony and His Brothers» из Сан-Марино. Они специально для фестиваля сочинили песню «Quando Vedrai La Mia Ragazza» («Когда Увидишь Мою Девушку»), где ее спел вокалист Антонио Чиаччи (Antonio Ciacci) под псевдонимом Литл Тони (Маленький Тони).
Его называли итальянским Элвисом Пресли. Музыку написали Энрике Чиаччи (Enrico Ciacci) и Giangrano (Gino Paoli), а текст сочинил Карло Росси (Carlo Rossi). Песню ожидал большой успех. Литл Тони с ней опять занял 2-е место на фестивале (первый раз в 1961 г. вместе с Адриано Челентано) в жестокой конкуренции с другими участниками. Пластинка с песней разошлась миллионным тиражом.
Потом ее подхватила известная тогда певица Нина Бродская.
Именно ее перепел Муслим Магомаев с вокальным квартетом «Аккорд» в 1965 г. и записали на миньон студии «Мелодия» под названием «В Путь».
Ну а народные виршеплеты из подворотен продолжили путь отечественной адаптации веселой мелодии под реалии «холодной» войны. В 80-е песню реанимировали и панк-рокеры.
Не важно, что ты делаешь – варишь самогон, ешь мамонта или соплеменников в пещере, танцуешь твист, главное, помни, как все закончится. Один безумный шеф нажмет красную кнопку и весь мир в труху, как говорил один пьяный прапорщик из фильма «ДМБ».
Я учился в такой школе, что никакой теории Дарвина нам преподавать не надо было. Межвидовая борьба и происхождение от обезьян были очевидны.
8. «Происхождение Человека» (Владимир Высоцкий – Александр Басин).
Один тульский автор Александр Басин предложил свою юмористическую версию происхождения человека.
До изобретения сабли саблезубый тигр был тигром с зубами ни на что не похожими.
9. «Палеолит или Допотопно-Ностальгическая» (Евгений Лукин).
Другой автор-исполнитель Евгений Лукин припоминая всех страхолюдных животин прошедших эпох, сожалеет о простоте и ясности отношений хищник-жертва-еда.
Когда первая обезьяна взяла палку, работать начала вторая.
10. «Громыка» «Питекантропы» (Gromyka).
Завершить 10-ку доисторических песен я хотел бы относительно свежим треком оригинальной группы «Громыка» выступающей в стиле Политбюро Советского Союза, если это можно так назвать. Они называют себя «пионерами тяжелого психоделического твиста», единственные в мире используют экзотический Stylophone 350S в качестве основного инструмента.
Серые костюмы, строгие прически, мохнатые брови, узнаваемая шапка-пирожок а-ля «политбюро». На концертах на сцене присутствует огромный портрет министра иностранных дел СССР Андрея Громыка. Это первая песня из альбома 2020 г. «20000 Лет Под Водой» поднимает тему «лишних людей», начатую русскими классиками ещё в середине XIX века.
Среди отечественных аналогий — симулятивный рок художников-концептуалистов из «Среднерусской Возвышенности», «Центр», «АВИА» и «НОМ». Но, как ни удивительно, никакой соц-артовской шпильки здесь вовсе нет, хотя, казалось бы, группа и живёт этими темами. И при всём богатстве выбора — главное: «Громыка» отсылает ко многому и многим, но оригинальна и самостоятельна.
И по традиции в финале анекдот.
Давным-давно, в первобытные времена встречался однажды парень с девушкой. И как-то девушка побежала вперед, а парень долго смотрел на ее ноги... Смотрел, смотрел... и придумал колесо.
P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.