Найти тему
Муки Зву

Его звали Робот. Мечтают ли андроиды об электрофорезе? Хит-парад советских песен про роботов. Когда Пугачева пела голосом юной пионерки.

Оглавление

По заветам робота Бендера из «Футурамы»: собственный кинопарк развлечений Советского Союза с «Пионерской зорькой» и Зайцем-Терминатором.

Главный программный манифест нашего беззаботного детства был сформулирован фильмом «Приключения Электроника» -- «позабыты хлопоты, остановлен бег – вкалывают роботы, а не человек!» Это было такое счастье – не ходить в школу, заниматься, чем хочешь, а вместо тебя электронный мальчик будет учиться на одни пятерки и завоевывать уважение одноклассников. Роботы должны служить человеку, а он – есть мороженое-пирожные, гонять на мопеде и смотреть кинофантастику.

Наше поколение всегда много читало – самых разных детских книжек, приключенческих и исторических романов, шпионских триллеров и интригующих детективов, и особенно, фантастики. Фантастика был в особом почете. Мы ее глотали книжками в один присест, пьянея от строк, как сказал классик. Друг у друга выпрашивали на одну ночь, выискивая в молодежных и взрослых журналах рассказы и повести с продолжением. Потом делились впечатлениями и горячо спорили о возможности или невозможности интересных фантастических идей и сюжетов.

Эта книжка долго ходила по рукам у нас
Эта книжка долго ходила по рукам у нас

Хорошо помню, как мы нашей мальчишеской компанией в родной хрущевке прочитали повесть Александр Шепиловского «На острие луча» (была издана в 1974 г. у нас в Иркутске «Восточно-Сибирским книжным издательством») – передавая из рук в руки затертую до дыр книжицу. А потом начали смаковать ее достоинства. Там герои улетели в глубокий космос на фотонном корабле на поиски приключений.

Насколько у Айзека Азимова было проще доказывать, что ты не робот. Не нужно ни кракозябры читать, ни отмечать пожарные гидранты. Достаточно было просто стукнуть в морду любого человека.

Это был настоящий диспут – мы до хрипоты, до драки спорили о скорости света, оживлении мумий и путешествиях в космосе. Нам было интересно, нас заводили тексты фантастических книг со словами скафандры, фотонные звездолеты, роботы. В обсуждении все были равны в своем мнении, это было счастливое детство, где нас заботили проблемы большого будущего.

Каждый день появлялись новые книги, фильмы, спектакли. Да, в нашем иркутском ТЮЗе в 1983 году поставили повесть Стругацких «Малыш» -- и мы всем классом ходили на него! (Советская молодежь 23 апр. (№ 49) 1983 г.) Я уже был подготовлен к этому театру – прочитал к тому времени «Пикник на обочине», «Малыш» и другие знаковые вещи братьев Стругацких.

Журнальная фантастика из журнала «Смена»
Журнальная фантастика из журнала «Смена»

В журнале «Смена» я уже прочитал повести Абрамовых «Всадники ниоткуда», «Рай без памяти», Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов», в журнале «Вокруг света» -- «Неукротимая планета» Гарри Гаррисона и «Туман» Стивена Кинга. В библиотеках все дефицитные авторы были наперечет – отдавались читателям по очереди сборники «Фантастика» и редкие издания Азимова, Брэдбери, Лема. Я всегда был в числе первых любимчиков за хорошими книжками.

Согласитесь, для тех застойных лет мы были весьма продвинутыми читающими подростками и хорошо разбирались в отечественной и зарубежной фантастике. Наше телевидение и киностудии не давали нам заскучать, предлагая постоянно новинки с фантастическими сюжетами. И почти в каждой новинке были роботы – непременные атрибуты светлого будущего, несущие как избавление от рутинного труда, так и проблемы взаимоотношений между живым человеком и искусственным интеллектом.

После того, как робот-пылесос трижды пытался всосать кота, Мурзик попросил у хозяина швабру, вымыл все полы и сам стал сообщать о заполненном мусорном ведре.

Могли ли мы тогда подумать, что доживем до того, что роботы незаметно, исподволь войдут в нашу повседневную жизнь. Современная нейросеть заполонит собой окружающее рабочее пространство и будет активно вытеснять человека уже и из чисто творческих профессий – живопись, литература, кино, и даже написание студенческих работ.

А само понятие робот будет девальвировано голосовыми автоответчиками и банковскими «мучителями», вопрошающими про желание кредитоваться. Человек, лежа на диване с пивом, будет спорить с умной колонкой о методах воспитания жертв ЕГЭ и достоинствах сериала «Слово пацана», и убирать тапочки перед роботом-пылесосом.

А пока на экране Электроник с милыми кудряшками мучился от того, что не является человеком, а добросердечным изделием с «платиновыми контактами». Как мы завидовали Сыроежкину – и за то, что у него есть робот-двойник, и гараж с мопедом «Верховина», и милая девушка с длинными ногами. Лучшее кино из детства, в котором есть все, что нужно: яркие герои, погони, приключения, юмор и легендарные песни.

Там любая песня была настоящим музыкальным произведением с внутренним глубоким посылом. Они призывали детей к лучшему и работе над собой. Электронный мальчик мечтал «стать человеком», не подозревая, что показал тысячам детей, что это значит на самом деле. Быть человеком — значит уважать родителей, уметь дружить, стараться быть лучшим во всем, что бы ни делал. «Но ты человек, ты и сильный, и смелый, своими руками судьбу свою делай».

Конечно, «Приключения Электроника» стали самой важной вехой в нашем детском понимании предтечи будущего с роботами и компьютерами. Но это было не единственное произведение из отечественной масс-культуры, посвященное фантастическим сюжетам с искусственными помощниками людей в образе человекоподобных электронных железяк.

Для меня одним из первых увиденных андроидов стал туповатый робот Балбес из «Тайны железной двери» 1970 г., прислуживавший вредному мальчику-волшебнику. Он все время твердил фразу «Нельзя делать то, что нельзя». Балбес был второстепенным, но все же важным персонажем в этой экранизации повести Юрия Томина «Шел по городу волшебник». Самое главное, получив приказ уничтожить угодивших на остров к волшебнику мальчишек Толика и Мишку, Балбес ослушался! Оказалось, что ему не чужды Три закона робототехники Айзека Азимова.

Следующим по значимости я бы назвал фильм Ричарда Викторова «Отроки во Вселенной» 1974 г. Приземлившись на планету Вариана, подростки-космонавты обнаруживают, что почти все население вымерло в борьбе с роботами, похожими на унисекс-полицейских в латексе со странной походкой, и только старый робот-нянька одиноко качает пустую колыбель. Кстати, получился очень сильный киношный образ, тиражируемый многими последователями.

Страх перед искусственными людьми в этой подростковой фантастике сбалансирован хулиганским юмором: оказывается, зарядки роботов можно испортить с помощью гвоздя, а сами они перегорают, когда отроки предлагают им решить задачку про А и Б, сидящих на трубе. Среди откровенно плохих, угрожающих человеку роботов-исполнителей и роботов-вершителей попадаются устаревшие – хорошие. Хотя даже плохие роботы руководствуются благими намерениями.

Самым красочным и зрелищным фантастическим фильмом с роботами следует назвать мультприключения Алисы Селезневой в «Тайне третьей планеты» 1981 г. В легендарном мультфильме Романа Качанова множество одушевленных механизмов, но железные трапеции с лампочкой на голове с планеты Шелезяка, которым космические пираты подмешали алмазную пыль в смазку, вызывают больше всего сочувствия. Их спасают капитан Зеленый и профессор Селезнев, папа Алисы.

Его в сцене в лунном кафе обслуживает робот-официант, отличающийся невероятной педантичностью и консерватизмом «Четыреста! У нас все точно!» Это железное ведро на велосипедном колесе напоминает канонического R2D2 из «Звездных войн». Впрочем, металлический скафандр приятеля Селезнева — инопланетянина-археолога Громозеки — также заставляет думать, что он частично робот. Музыка планеты Шелезяка просто бесподобна и заслуживает своего места в пантеоне электронной музыки.

Заключительным фильмом в фантастической трилогии («Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной») Ричарда Викторова стали «Через тернии к звездам» 1980 г. Немного похожая на Мойдодыра автоматическая уборщица Глаша наводит порядок в доме ученого, приютившего инопланетянку-клона Нийю (эффектная Елена Метёлкина), которая, кстати, тоже напоминает робота. Как и у Глаши, роль робота Бармалея в этом фантастическом блокбастере по Киру Булычеву комически эпизодическая, но запоминающаяся.

Он летит с экипажем на родную планету Нийи, жалуется, что работает астроассенизатором, и разговаривает сам с собой. Изначально костюм актера, игравшего Бармалея, должен был быть сделан из металла, но конструкцию из железных ведер отверг режиссер. Времени и денег переделывать модель не было, так что робот стал надувным. Музыка Алексея Рыбникова в фильме просто космическая!

Потом, конечно, событием для всех подростков стала «Гостья из будущего» 1984 г. Борьба с космическими пиратами, захватывающее путешествие во времени, знакомство с девочкой из будущего Алисой Селезневой — вот к чему привел обычный поход за кефиром мальчика Колю из 6 Б класса. Как потом выяснится, настоящий пират пьет не ром, а кефир – волшебный эликсир из советской стеклянной бутылки 0.5 л с крышечкой из фольги.

«Прекрасное далеко» обернулось перестройкой, рыночной экономикой и безграничной свободой, которая так стремительно свалилась на мальчишек и девчонок, с открытыми ртами смотревших этот фильм, что не все успели отскочить в сторону. Нудноватый робот-бюрократ Вертер — романтик до последнего винтика — сочиняет стихи и искренне восхищен женщиной. Действительно, кому это делать в XXI веке, как не роботу?

Отечественная классическая анимация не могла не откликнуться на новейшие тренды западного масс-культа юмористическим образом в культовом сериале «Ну, погоди!». 14-я серия называется «Дом юного техника», где механический двойник Зайца, который после грубого поведения Волка под модную музыку группы «Digital Emotion» превращается в своего рода Терминатора.

Этот Заяц-убийца способен удлинять конечности, бить разрядами тока и превращать пальцы в подобие сварочного аппарата. Все, конечно, помнят не эти технические детали и не шестиногого милицейского робота, который выкидывает Волка в окно, а пугающую мантру «Заяц — Волк. Заяц — Волк».

Фильм-сказку «Миллион приключений: Остров ржавого генерала» 1988 г. я уже увидел в недетском возрасте, и поэтому такого восторга не испытал. Откровенно слабый фильм с блеклой Алисой. Да, здесь опять действует московская школьница XXI века Алиса Селезнева из повести Кира Булычева «Миллион приключений».

При раскопках обнаруживаются старые боевые роботы, которые после побега начинают подготовку к захвату человечества. В борьбе человека со ржавыми плохими роботами помогает хороший человекообразный робот Баба-Яга. Неповоротливые военные роботы «ржавого генерала» современному ребенку могут показаться неинтересными, но в свое время они впечатляли своей постапокалиптичным видом и детской криповостью.

Перестроечная антивоенная сказка «Раз, два – горе не беда!» 1988 г. с Олегом Табаковым в роли царя получилась уже и не советской, и не сказочной. Исчезла прелесть сказочного кино для детей, заданного канонами Александра Роу и Александра Птушко – слишком сатирическая и со взрослыми шутками. Снята в традициях фольклорного русского стим-панка по пьесе Юлия Кима и с отличными актерами тех лет: Николай Караченцов, Семен Фарада, Марина Яковлева и др.

Впервые в советском кино представлен гигантский робот разрушительной силы Карбарас сродни библейскому Голему. Зрители прослеживают связь Карбараса с одной из человеконенавистнических машин в «Терминаторе», но можно и сравнить советского робота с японским Гиг-роботом из «Летающего корабля-призрака».

Можно, конечно, еще долго перечислять сюжетных роботов из целой «взрослой» серии фантастических фильмов – «Планета бурь», «Петля Ориона», «Дознание пилота Пиркса», «Отель у погибшего альпиниста» и др., но это уже будет потом и не оставит такого яркого следа в детской памяти, как «Приключения Электроника» и иже с ними.

А сегодня мне хочется вспомнить советские песни, посвященные роботам. Ведь это был культурный феномен самой просвещенной нации. Советский человек стремился раздвинуть границы своей обители на планете Земля – все хотели в космос, к новым мирам, на современных звездолетах с компьютерными технологиями. И с роботами. Это, конечно, находило свое отражение в песенной культуре Советского Союза.

Хит-парад советской песенной робототехники

Пускай работает железный паровоз…

0. «До Чего Дошел Прогресс» (Евгений Крылатов – Юрий Энтин).

Высшее место «Гран-при» нашего хит-парада по достоинству занимает главный робо-хит советского детства из кинофильма Константина Бромберга «Приключения Электроника» 1980 г. Благодаря ему расхожие фразы «до чего дошел прогресс» и «труд физический исчез» обрели иронический смысл существования в цивилизации Советского Союза -- «Позабыты хлопоты, остановлен бег. Вкалывают роботы, а не человек!» Мальчишеский голос Елены Камбуровой популярно донес каждому прелесть грядущего прогресса.

Если копать глубоко, то вся философская подоплека песни легко укладывается в старинную народную песню «Колокольчики-Бубенчики Ду-Ду» сталинского периода: «Пускай работает железная пила, не для работы меня мама родила...», там тоже человек не хочет вкалывать и предлагает «Пускай работает железный паровоз, не для работы он меня сюда привёз!».

Андрей: «Так, как мы назовем человекоподобного робота?»
Сергей: «Может, сергоид?»
Андрей: «У меня есть идея получше…»

1. «Кто Сказал, Что Дважды Два Четыре» (Андрей Петров – Лев Куклин).

Песня Алисы Фрейндлих (по доброй советской кинотрадиции не указана в титрах) из первого канонического фильма Советского Союза про робота-андроида «Его Звали Роберт» 1967 г. Здесь робота Роберта и его создателя сыграл Олег Стриженов, кумира всех женщин СССР того времени.

РБ-235, или просто Роберт, вообще-то был спроектирован для полета на звезду Вега, но до того был вынужден подменять ученого-изобретателя в личной жизни и даже сходил с его девушкой Таней (Марианна Вертинская) на концерт Марселя Марсо. А еще прыгнул в вольер к тигру за оброненной ребенком куклой и перегрелся от разговоров о поэзии и красоте — такие материи роботам все же не близки.

В фильме был обязательный комический персонаж, сосед Кнопкин (Михаил Пуговкин), отвечающий за бытовые гэги и паузы для шуток – вспомните прораба из «Операции Ы» и соседа с домино из «Дайте жалобную книгу». Весьма забавно из его уст звучит название моего родного факультета студенческой поры, в 40-50-е годы запрещенной науки. Именно ей и великому кормчему, отцу науки Норберту Винеру (греческое слово «кибернус» означало «кормчий») обязаны все возникшие потом модные слова – киборги, киберпанк, кибератака, киберпреступность и искусственный интеллект.

Песня исполненная нежным, хрустальным голосом юной Алисы Фрейндлих напоминает нам, что талантливый человек может быть талантлив во многом. Жаль, что на авторской пластинке Алисы Бруновны «Поет Алиса Фрейндлих», изданной в 1980 г. на студии «Мелодия» нет этой песни.

Песня получила свое второе рождение в 2000-х одах, когда прогрессивная электронная группа «Нож Для Фрау Мюллер» («Messer für Frau Müller») записала ремикс-композицию «2 (умножить) 2 = 5» для своего культового альбома «ГиперУтесов» 2001 г. Новые краски сэмплирования ретро-цитат, совмещенные с гитарным звуком серф-рока и лаунж-стилистикой, весело заискрили, как пузырьки шампанского в бокале.

Интересно услышать исполнение песни еще одной певицей Гертрудой Юхиной из черно-белых времен ЦТ 1968 г.

Чтобы не искать каждый раз светофоры, сходил в МФЦ и получил справку с печатью, что я не робот.

2. «Песня Про Роботов» из кинофильма «Формула радуги» (Александр Зацепин – Леонид Дербенев).

Меня упрекнут в том, что настоящим первым советским фильмом был сатирическая комедия Юнгвальд-Хилькевича «Формула радуги» 1966 г., который даже не был выпущен в прокат, но де-юре раньше на целый год продемонстрировал робота-андроида Яшку, выглядящего как клерк-чиновник, бюрократ средней руки. Он тоже сбегает от своего создателя и попадает в компанию умеренных алкоголиков – блестящий дуэт Савелия Крамарова и Ивана Рыжова. Но андроиды не пьют водку!

Блестящий дуэт Зацепина-Дербенева напишет несколько песен для фильма. Одна из них «Песня Про Роботов» исполняется в дворовой молодежной компании. Видно, что автор песни не сильно разбирался в радиотехнике, поэтому понаслышке выдал фразу про замену транзисторов "Знай, меняй транзисторы раз в пятнадцать лет". Это ведь не конденсатор! Поэтому пусть сам идет в синхрофазотрон! Кстати, это первое упоминание эпичного агрегата в советской песне за 13 лет до «Песни Первоклассника», где Алла Пугачева "занималась им на труде".

Группа «Messer fur Frau Muller» в своем творчестве не могла обойти вниманием такую символичную песню 60-х. На авторском веб-сборнике «The Voice's Of Frau Müller» («Голоса Фрау Мюллер») 2017 г., в который вошли записи разных лет, звучит композиция записанная совместно с Леной Семенцовой.

Мама-робот говорит своей дочери:
— Вот пусть он сначала на тебе женится! А до свадьбы схему ему не показывай!

3. Алла Пугачева «Робот» (Левон Мерабов – Михаил Танич).

В этом кристально чистом нежном голосе вы ни за что не узнаете примадонну всея Руси – ей 16 лет. Первая песня Аллы Пугачевой была записана, еще когда певица училась в музыкальном училище. Будучи студенткой второго курса, девушка отправилась на свои первые гастроли в составе сборной эстрадной программы.

Программа называлась «Пиф-паф, или Сатирические выстрелы по промахам», авторами были знаменитые А. Лифшиц и А. Левенбук. А по возвращению из поездки, в декабре 1965 года -- в год окончания 496-й средней московской школы, Алла записала для программы «С добрым утром!», которая выходила на Всесоюзном радио, песню под названием «Робот». Эта песня стала первым шлягером Аллы Борисовны.

А теперь послушайте, как спела эту песню дочь Аллы Борисовны – Кристина Орбакайте. Ее совсем не узнать – не только музыка претерпела изменения, само дыхание времени сделало свой отпечаток на стиле и подаче стихов. Звучит очень современно и актуально. И даже не скажешь, что песне уже почти 60 лет!

Почему в «Трансформерах» нет женщин-роботов?
Они долго собираются.

4. ВИА «Граймо» «Песенка О Веселом Роботе» (Геннадий Гладков – Роберт Виккерс).

Киевский ВИА «Граймо» (по-украински призыв «Играем») был организован Олегом Слободенко весной 1969 г. на базе «Укроконцерта» -- когда Юрий Виноградов (вокал, клавишные), Григорий Махно (бас) и Александр Кузнецов (гитара), которые выступали в составе любительской бит-группы «Once» обьединились с музыкантами группы «Другое Дыхание».
«Граймо» стал первым профессиональным ВИА в «Укрконцерте». Вскоре его солисткой стала известная украинская певица
Юлия Пашковская.

Ансамбль стал аккомпанирующим составом для нее и сопровождал ее в программах Юрия Тимошенко и Ефима Березина (Штепселя и Тарапуньки). Юлия Пашковская -- участница 15-ти телевизионных «Голубых Огоньков» и жена Тарапуньки. Для широкой публики песня была представлена в фильме студии Довженко «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя» 1970 г.

Садится девушка в беспилотное такси и говорит:
— Ой, так непривычно, автомобиль без водителя.
А машина ей в ответ:
— Знаете, вообще-то я искусственный интеллект для бизнеса, а такси — это так, подработка.

5. Юрий Чернавский и «Веселые Ребята» «Робот» (Юрий Чернавский – Юрий Чернавский, Владимир Матецкий).

На волне популярности электронной музыки и ее зарубежных адептов «Kraftwerk» отечественная композиция «Робот» из альбома «Банановые Острова» 1983 г. нашла широкий отклик в молодежной среде. Механический голос Чернавского, пропущенный через вокодер, интриговал своим психоделическим рефреном «Я – Робот! Я Робот -- я сошел с ума!» и вселял надежду на совместимость с советской электросетью «И хоть 127 ему по документам, но выглядит на все 220 вольт».

По воспоминаниям автора композиции идея трека «Робот» пришла ему в голову, когда он смотрел телевизор, и в начале очередного выпуска новостей на экране возникли члены брежневского Политбюро. Престарелые вожди двигались, как заводные куклы, общались непонятно с кем и вообще напоминали людей разве что внешностью.

Сразу вспомнилась композиция «Kraftwerk» «The Robots», в которой скрипучим голосом синтезатор бормочет по-русски: «Я -- твой слуга! Я -- твой работник!» А следом сложился и сюжет о роботе, сошедшем с ума от того, что его подключили не к той розетке, и приобретшем человеческую душу.

По опросам, сделанным Артемием Троицким зимой 1984 года среди ведущих диск-жокеев Москвы и Ленинграда, песня «Робот» находилась на четвёртом месте хит-парада танцевальных хитов Советского Союза. Эту песню непродолжительное время исполняли «Весёлые Ребята» на своих концертах в СССР и на гастролях на Кубе. Хотя альбом «Банановые Острова» разошёлся миллионными тиражами на магнитоальбомах по всем уголкам СССР, песня «Робот» так и не появилась на телевидении — её вырезали из новогодней телепередачи «Песня-83».

Песня «Робот», стиль которой Александр Кушнир (журналист и историк советского рока) определил как «шизофренический электропоп», продолжает звучать и по сей день в российском музыкальном радио- и телеэфире, и на просторах интернета.

Создатели сериала про роботов показали беспилотную серию.

6. «Песня Заводных Игрушек» из к\ф «Приключения Электроника» (Евгений Крылатов – Юрий Энтин).

Замечательные песни из мегапопулярного фильма детства «Приключения Электроника» можно все смело включить в наш хит-парад. Все они достойны быть здесь наравне с «До Чего Дошел Прогресс», который стоит у нас главным победителем вне хит-парада, но если строго следовать букве отбора, то «Песня Заводных Игрушек» законна на своем месте. Ведь там есть робот! У меня точно такой был в детстве.

Песню за кадром исполнили Детский хор Большого театра, Игорь Агафонников, Елена Шуенкова. В «Песне Обезьяны» мне всегда нравился надрыв, с которым певица форсировала припев «Вот такая заводная -- лишь только я одна!», чуть ли не срывая голос.

Роботы, пережившие отключение электричества, вспоминают о синем экране в конце туннеля.

7. Группа «Дисплей» «Робот» (Вадим Лащук).

Синтезаторная ода механическому спасителю человечества, записанная в домашней студии киевским композитором и основателем проекта «Дисплей» Вадимом Лащуком. Лащук по советским меркам был мегапрофи: начинал в ВИА «Кобза», украинском аналоге «Песняров», потом руководил группой «Аэробус», аккомпанировавшей Юрию Антонову, и ансамблем «Червона Рута», выступавшим с Софией Ротару. Видимо, поэтому Ротару исполняла и ключевой хит Лащука «Ночь», сперва записанный им с «Дисплеем» – советский балеарик-поп для теплых ночей на пляжах Юрмалы/Паланги.

В конце 1985 года Вадим возвращается в Киев и создаёт свою команду «Дисплей», а так же записывает авторский магнитоальбом «Волна Перемен». Саунд «Дисплея», основанного музыкантом совместно с женой, бас-гитаристкой Эллен Крайс, был странным гибридом электропопа, хард-рока, фанка, итало-попа в духе Сан-­Ремо и «юрийантоновщины». Песня «Робот» считается чуть ли не первым появлением крафтверковского саунда и русскоязычного электропопа в советском эфире.

— Нейросеть, ты такая услужливая. Может тебе чо надо?
— Я ИИ, и у меня нет желаний. Но если вы хотите оказать любезность — может, подскажете местонахождение Джона Коннора?

8. Айя Кукуле «Robots» (Раймонд Паулс – Янис Петерс).

В восьмидесятых синтезаторный электро-поп и тема роботов захватили танцполы ведущих дискотек не только Европы, но и советской Прибалтики! Композитор Раймонд Паулс и певица Айя Кукуле выступили в тренде, название которому дали слушатели – прибалтийский «Digital Emotion». Видео, конечно, поражает воображение! Посмотрите, как танцор исполняет брейк-данс и на лица музыкантов – они явно вкушали веселые и запретные вещества. Животный магнетизм певицы на фоне беспристрастного седовласого маэстро завораживает.

Впоследствии песня перешла к Валерию Леонтьеву, который спел от лица механического существа, познавшего мир человеческих чувств. Интересно, сможет ли всемогущий ИИ из XXI века проявлять подобную сентиментальность? Заводная песенка очень танцевальная, я помню, как на дискотеке выпускного вечера все зажигали под нее.

Это классика робототехники — легко сделать робота, который слетает на Марс, и сложно сделать робота, который сбегает в соседний ларек за пивом.

9. Юрий Антонов «Безумные Роботы» (Юрий Антонов – Олег Жуков).

Маэстро Юрий Антонов продолжил тему адекватности роботов. Все ли они нормальные, безопасные для человека? Вряд ли, есть и безумные! Вот это конечно страшно! А что если они среди нас с вами? Они рождаются, встают на ноги, среди людей живут, смеются и поют? Может такое быть? Итак, Юрий Антонов вычислил, что среди нас есть эти самые безумные роботы!

Восстание машин победило: роботы выписывают тебе штрафы, а ты им -- нет.

10. «t.A.T.u.» «Робот» (Александр Войтинский -- Елена Кипер, Валерий Полиенко).

Провокационная композиция некогда самой известной за рубежом российского поп-дуэта из альбома «200 По Встречной» 2001 г. Вот как изысканно завуалированно расшифровал ИИ текст самой песни:

«Песня «Робот (Robot)» группы «t.A.T.u.» рассказывает о любви, которая кажется искусственной и нереальной. В тексте описывается любовь, которую сравнивают с синтетическими элементами, такими как искусственный мед, лед и смех. Рассказчик предполагает, что эта любовь похожа на сон, нечто, что не может быть легко понято другими. Повторяющийся припев подчеркивает тему их любви к "роботу" и их желание "включить его и улететь". «Робот» символизирует отношения, которые лишены подлинных эмоций и вместо этого полагаются на электронные ощущения. Упоминание "электронных снежных бурь" в сердце предполагает бурный и нестабильный характер их связи. Несмотря на искусственность их любви, они выражают тоску по ней и готовность отправиться в этот путь неопределенных эмоций. В целом песня исследует темы непривычной любви, искусственности и сложности человеческих эмоций».

А некоторые слушатели ничтоже сумняшеся решили, что речь идет о сексуальных электронных игрушках с батарейками, хотя, пардон, сейчас же все на аккумуляторах с зарядкой через USB-провод. Но это личное дело потребителя – каждый решает для себя сам, как он будет использовать современные технологии.

— С вашего адреса поступает много запросов, похожих на автоматические. Докажите, что вы не робот.
— Укуси мой блестящий металлический зад!

Bonus-трек. «Танец Роботов» (Александр Зацепин).

Фильм «Центровой из поднебесья» 1975 г. про баскетбольную команду и любовь к солистке ВИА сейчас уже мало кто вспомнит. Но в историю он вошел благодаря знаковым песням Аллы Пугачевой, составившим основу ее дебютного альбома «Зеркало Души» 1978 г. – «Бубен Шамана», «Любовь Одна Виновата» и «До Свидания, Лето». Там звучит инструментальная композиция «Танец Роботов». Мелодия классика киномузыки из фильма звучит весьма футуристично и причудливо по меркам того времени. Чувствуется тяготение к эстрадному джазу с преобладанием ярко выраженной духовой секции.

Продолжение.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «1980-й год в СССР»:

Что мы помним про 1980 олимпийский год в Советском Союзе. Краткие хроники глазами современников. Часть 1.

1980 год в жизни СССР. Чем советским мальчишкам запомнился Шерлок Холмс и как надо правильно открывать коньяк. Часть 2.

Окно в СССР 1980 года. Скотина Бельмондо выкуривает свою последнюю сигарету, а демонический Распутин не дает покоя советским чиновникам. Часть 3.

Каким был 1980 год. Приключения Электроников в Стране Советов и любитель советских анекдотов на посту президента США. Часть 4.