Вопрос: В 6-й главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о Господней вечере или возвещает о Себе как о Спасителе?
Ответ: Иисус действительно возвещает, что Он — хлеб (пища) жизни. Глава начинается с рассказа о том, как Иисус взял пять ячменных лепешек и две рыбки и накормил ими более пяти тысяч людей. Затем Иисус ходил по морю, а на следующий день уже был в Капернауме. Туда же в поисках Его пришли и люди (ст. 24). Иисус знал, что у них было на сердце, и откровенно сказал: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог» (ст. 26, 27). После этого Иисус заявил, что Он — хлеб с небес, хлеб Божий, хлеб жизни (ст. 32, 33, 35, 48). И еще: «Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (ст. 51). Он отдал Свою плоть (тело) и Свою кровь на кресте. Продолжая развивать иллюстрацию с пищей, Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоть Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни» (ст. 53).
Как буквальная пища необходима для физической жизни, так смерть Иисуса на кресте и пролитие Его крови были необходимы для нашей духовной жизни. Мы едим Его плоть и пьем Его кровь, веря, что Он умер на кресте и пролил Свою кровь за наше спасение. Иисус ясно сказал: чтобы принять Его, мы должны принять Его слова. «Слова, которые говорю Я вам, — дух и жизнь» (ст. 63). Господню вечерю должно есть в воспоминание о теле Иисуса, Его крови и Его возвращении (1 Кор. 11:23-26).
Вопрос: Во время Господней вечери мы должны пить из одной чаши или из многих?
Ответ: Из одной. Учреждая Свою вечерю, Иисус взял только одну чашу и, поблагодарив, сказал: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все» (Мф. 26:27). Господня церковь — в каких бы уголках мира она ни собиралась — имеет один хлеб (неквасной, пресный хлеб), который, как сказал Иисус, есть (иными словами, символизирует, представляет) Его тело (Мф. 26:26), и одну чашу, то есть плод виноградный, который, по словам Иисуса, есть (символизирует, представляет) Его «кровь... нового завета, за многих проливаемая в оставление грехов» (Мф. 26:28). Единство — в одном пресном хлебе и одной чаше с плодом виноградном.
Когда Павел писал коринфянам, он знал, что может возникнуть искушение использовать несколько чаш — для рабов и господ, для мужчин и женщин, для крещенных язычников и обращенных из иудеев. Поэтому Павел в Первом Послании к коринфянам несколько раз употребляет слова "хлеб" и "чаша", говоря о них в единственном числе, а не во множественном. Он знал, что они правильно поймут его слова: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьёте чашу эту, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (1 Кор. 11:26). Личные хлебцы и чаши не могут символизировать единство, о котором постоянно молил Павел.
Некоторые, оправдывая множества хлебов и чаш на вечере, утверждают, что Павел использовал литературный троп — метонимию. Метонимия — словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Таким образом, когда они пили приготовленный ими самими плод виноградной лозы, они пили «чашу» (1 Кор. 11:26-29). Проблема для оправдания множества хлебов и чаш метонимией заключается в том, что метонимия не изменяет количество (число). Но Павел несколько раз употребляет слово "чаша" (ед. ч.), а не "чаши" (мн. ч.).
Вопрос: Какой хлеб нужно использовать для причастия, пресный или дрожжевой?
Ответ: Пресный. Недрожжевой (пресный) хлеб для причастия нужно использовать в силу следующих причин:
(1) Именно такой хлеб использовал Иисус, когда учреждал Свою вечерю. (Это самая важная и, по сути, достаточная причина). (а) Лука писал: «Настал же день опресноков, в который надлежало закалывать пасхального агнца» (Лк. 22:7). (б) Иисус послал Петра и Иоанна приготовить пасху (Лк. 22:8). Он сказал, что когда они встретят человека, несущего кувшин воды, то должны последовать за ним в дом и сказать хозяину дома: «Учитель говорит тебе: "Где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?"» (Лк. 22:10, 11). Петр и Иоанн приготовили пасху (Лк. 22:13). (в) Иисус, будучи иудеем, верным закону Моисея, не мог есть квасной хлеб в течение семи дней. Из дома нужно было удалить все квасное (Исх. 12:15, 18-20). Так что нет никакого сомнения в том, что хлеб, который Иисус использовал, когда учреждал Свою вечерю, был пресным.
(2) Иисус — наша Пасха (1 Кор. 5:7). Мы должны удалить старую закваску (греховность), чтобы стать новым тестом, ибо мы бесквасны. Мы должны «праздновать не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:8). Пресный хлеб причастия соотносится с нашей благочестивой жизнью.
(3) Павел говорил: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот» и «Поэтому, кто будет есть хлеб этот» (1 Кор. 11:26, 27). «Хлеб этот» не мог означать именно тот хлеб, который преломил Иисус, потому что Иисус и Его ученики съели его. «Хлеб этот» означает пресный хлеб.
(4) Пресный хлеб — это хлеб «бедствия» (Втор. 16:3). Иисус «был поражаем» (Ис. 53:4, 7). Есть «хлеб этот» (пресный хлеб) — значит возвещать «смерть Господню... доколе Он придёт» (1 Кор. 11:26).
(5) Пресный хлеб можно купить или испечь везде.
(6) Никто не станет спорить с тем, что пресный хлеб угоден Господу.
Вопрос: В какое время правильно соблюдать Господню вечерю?
Ответ: Господню вечерю нужно соблюдать только в «день Господень» (Отк. 1:10), первый день недели. В этот день Иисус восстал из гроба (Мф. 28:1-6; Мк. 16:9), и в этот день Святой Дух наставил церковь причащаться Господней вечери (Деян. 20:7). Каждая община может сама выбрать лучшее время для собрания в первый день недели и лучшее время в ходе собрания для Господней вечери.
Санкционированные примеры обязательны для христиан сегодня, но не все библейские примеры относятся к этой категории. Так, сегодня человеку не нужно ехать в колеснице, чтобы ему проповедовали об Иисусе, как было с эфиопским вельможей в Деян. 8:29-40. Необходимо применять мудрость, нисходящую свыше (Иак. 1:5; 3:13-18). Существует множество свидетельств того, что причащаться нужно в первый день недели, день воскресения Иисуса.
Вопрос: Если человек ест Господню вечерю, этим он нарушает пост?
Ответ: Господня вечеря не нарушает пост; это духовное питание, а не физическая еда. Отказываться от вкушения Господней вечери из-за поста неправильно, поскольку Господь заповедал делать это в Его воспоминание (Лк. 22:19).