Найти в Дзене

Советы по работе с трудными учениками от педагога-психолога

«Он меня изводит!» «Это не ребёнок, а наказание...» Наверняка приходилось сталкиваться с такими высказываниями учителей о своих учениках. А кому-то и самому довелось это испытать на себе: когда ощущаешь, что сдерживаться уже нет сил, что вот-вот, ещё чуть-чуть, и взорвёшься… Что же это за ученики? Как и зачем они доводят своих учителей? И как на это реагировать? Давайте разбираться. Помните, что деструктивное поведение — не приговор. Многие выдающиеся люди в детстве вели себя не самым лучшим образом. Примером тому может служить замечательная книга (и фильм по ней) «Республика ШКИД» Л. Пантелеева и Г. Белых. Повесть рассказывает о буднях трудных подростков в интернате. И, что самое интересное, она автобиографична: трудное детство не помешало впоследствии этим подросткам стать известными советскими писателями. Но этого, наверное, не случилось бы, если бы не поддерживающие и понимающие педагоги, оказавшиеся рядом с детьми, которым в тот момент было трудно.
«Он меня изводит!»
«Это не ребёнок, а наказание...»

Наверняка приходилось сталкиваться с такими высказываниями учителей о своих учениках. А кому-то и самому довелось это испытать на себе: когда ощущаешь, что сдерживаться уже нет сил, что вот-вот, ещё чуть-чуть, и взорвёшься… Что же это за ученики? Как и зачем они доводят своих учителей? И как на это реагировать? Давайте разбираться.

  • Если ребёнок систематически срывает уроки, проявляя физическую и/или вербальную агрессию по отношению к одноклассникам и игнорируя требования учителя, мы имеем дело с проявлением деструктивного поведения. При этом причина деструкции редко лежит на поверхности, и ребёнок часто сам не знает, почему он себя так ведёт. Он просто не может вести себя по-другому.
  • Деструктивное поведение является своеобразной адаптивной реакцией психики на какое-то неблагополучие. Часто это реакция на нереализованную потребность: например, ребёнку не хватает внимания мамы, и он добивается его таким способом. Мамам приходится чаще бывать в школе, общаться с ним и о нём, чтобы уладить возникшие конфликты.
  • Деструктивное поведение — это симптом, позволяющий детскому психологу определить, что не так с психологическим благополучием ребёнка. При этом форм проявления деструкции много: воровство, сквернословие, физическая агрессия, аутоагрессия, вандализм, — и каждая из них, с учётом её специфики, позволяет при индивидуальной психологической работе понять, с какой травмирующей ситуацией пытается справиться ребёнок.
  • Деструктивное поведение не доставляет ребёнку удовольствия, и он в большинстве случаев это делает не назло учителю. Часто он даже не может контролировать своё поведение. Но это не значит, что остальные должны смириться и терпеть. Бессмысленно наказывать ребёнка или требовать, чтобы он прекратил. Если это и даст эффект, то только кратковременный. Необходимо обратиться к специалисту (девиантологу, детскому психологу), который поможет установить и устранить причину деструкции.
  • Если вы столкнулись с одной или несколькими формами деструктивного поведения у ученика, важно донести до родителей и администрации школы, что это проблема, которая, с одной стороны, решаема, с другой — требует активных действий с их стороны. Не замечать, думать, что всё само пройдёт, или бесконечно ругать и наказывать — эти методы здесь не работают. Часто уже само включение родителей в проблему и изменение их фокуса внимания с «какой несносный ребёнок» на понимание, что «ребёнок из-за чего-то страдает», облегчает ситуацию и снижает градус деструкции.

Помните, что деструктивное поведение — не приговор. Многие выдающиеся люди в детстве вели себя не самым лучшим образом. Примером тому может служить замечательная книга (и фильм по ней) «Республика ШКИД» Л. Пантелеева и Г. Белых. Повесть рассказывает о буднях трудных подростков в интернате. И, что самое интересное, она автобиографична: трудное детство не помешало впоследствии этим подросткам стать известными советскими писателями. Но этого, наверное, не случилось бы, если бы не поддерживающие и понимающие педагоги, оказавшиеся рядом с детьми, которым в тот момент было трудно.