Переворот в экономике, основанный на машинном производстве, новых источниках энергии и транспорте, известный как промышленная революция, произвел в истории человечества эффект, сравнимый лишь с покорением огня и возникновением земледелия. Это был переход на совершенно новую ступень развития общества, открывающий безграничные перспективы и несущий невиданные раньше вызовы.
Предпосылки Промышленной Революции: Накануне Переворота
Как Великобритания, некогда преимущественно сельскохозяйственная страна, хотя и с развитой морской торговлей, смогла за всего два-три поколения (1760-1820 годы) столь кардинально перестроить свое производство, что ее стали называть "мастерской мира", а ее технические новшества и принципы организации производства заимствовали по всему миру?
По мнению большинства исследователей, столь радикальные изменения — замена ручного труда механическим, гужевого транспорта паровым, а биологических источников энергии органическими ископаемыми — стали возможны благодаря совпадению нескольких факторов.
Аграрная революция, которая привела к замене традиционного крестьянского хозяйства фермерством, значительно повысила производительность сельского хозяйства. В отличие от крестьянина, стремящегося прокормить семью, фермер выращивал продукцию в основном для продажи. Он стремился снизить издержки и использовать лучшие инструменты, культуры и технологии для увеличения дохода. Уже в начале XIX века в Англии повсеместно практиковался многопольный севооборот, неизвестный нигде более в Европе. Достижения сельского хозяйства были таковы, что у многих английских фермеров появились излишки капитала, оказавшие существенное влияние на ранние этапы промышленной революции.
Отмена внутренних таможенных барьеров, привилегий ремесленных цехов, гарантия неприкосновенности частной собственности и личных свобод способствовали расцвету торговли, формированию конкурентного рынка капиталов и рабочей силы. Все это поощряло предпринимательскую инициативу и изобретательский дух. Примечательно, что страны, активно перенимавшие опыт промышленной революции XIX века, практически неизбежно ограничивали или отменяли большинство внутренних феодальных норм, препятствующих успеху индустриализации.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой значительная часть населения была заинтересована в эффективном использовании ресурсов и искала способы извлечения максимальной прибыли с помощью интенсификации производства.
Первые Шаги: Начало Промышленной Революции
Локомотивом стремительного экономического роста Великобритании стала текстильная отрасль, а именно хлопчатобумажное производство. Ряд экономистов и историков в позднейшем выдвинули обоснованный тезис о том, что без хлопка, дающего простое и удобное в обработке волокно, промышленная революция могла произойти на несколько десятилетий позже. В отличие от шерсти и льна, упругое и однородное по свойствам хлопковое волокно легче поддавалось кручению и вытягиванию, было менее склонно к разрывам при машинной обработке. Для несовершенных станков середины XVIII века хлопок стал идеальным материалом.
Центром новой хлопчатобумажной промышленности, организованной по современным принципам, стало графство Ланкашир, где расположены города Манчестер и Ливерпуль. Около 1760 года предприимчивые купцы, связанные с Ост-Индской компанией и, следовательно, с международной торговлей, нашли инновационный способ удешевить производство и увеличить выпуск продукции. Они начали массово использовать прядильную машину Пауля Уайатта, а немного позже, в 1764-1768 годах — более совершенные механические прялки Джеймса Харгривса ("Дженни") и Ричарда Аркрайта ("Водяная рама").
Перечисленные станки позволили увеличить производительность как минимум в шесть раз. Ричард Аркрайт в 1771 году стал инициатором нового типа производства — текстильной фабрики. В Кромфорде он возвел производственные корпуса, систему водяных колес для привода станков, жилые постройки для рабочих, административное здание, склады и т.д. В 1779 году на кромфордской прядильне с несколькими тысячами веретен работали 300 человек. Вскоре в Англии начался настоящий "хлопковый бум", и текстильные фабрики заполонили Ланкашир и соседние графства.
Чудо-Машины: Новые Технологии Промышленной Революции
Понимание того, что инновации — лучший способ развития производства и обогащения, взбудоражило сотни предприимчивых механиков и инженеров. Механические машины стали появляться с завидной регулярностью. В 1779 году Самюэль Кромптон объединил валики "Водяной рамы" с веретенами "Дженни" и создал мюль-машину, позволившую производить более дешевую и в то же время более прочную и тонкую хлопчатобумажную пряжу, чем раньше. В 1790 году Томас Клиффорд создал машину для производства гвоздей, в 1793 году Илай Уитни — хлопкоочистительную машину, в 1795 году Роберт Фултон — льнопрядильный станок, в 1800 году Генри Модлслей — винторезный станок, в 1801 году француз Жозеф Мари Жаккар спроектировал шелкоткацкую машину, управляемую с помощью перфокарт, в 1804 году Оливер Эванс построил механическую землечерпалку. В том же году Брайан Донкин разработал машину для производства бумаги, в 1808 году Джон Хиткоут продемонстрировал кружевоплетельную машину, в 1813 году Джон Ливерс изобрел машину для изготовления шнурков и тесьмы. В 1815 году француз Марк Брунел запатентовал обувную машину и машину для бурения туннелей. В 1817 году Ричард Робертс ввел в строй металлострогальную машину и в 1822 году изобрел автоматический ткацкий станок. В 1828 году Джон Торп построил кольцепрядильную машину и т.д.
В новые машины постоянно вносились изменения и усовершенствования, они беспрерывно модифицировались и совершенствовались. Росла производительность, повышалось качество, упрощался процесс управления. Помимо самих механизмов, только в текстильной промышленности появились новые технологии отбеливания ткани, печати узоров, набивки ситца, вымачивания льняной кудели и т.д. Число самых станков росло год от года в геометрической прогрессии. Так, шелкоткацкий станок Жаккара, появившийся в 1801 году, уже через 10 лет работал в 12 000 экземплярах по всей Франции.
Энергия: Новые Источники Движения
Для эффективной эксплуатации десятков тысяч машин требовалась энергия, превосходящая возможности водяных колес. В Англии фабрики, построенные по берегам речушек и ручьев, были ограничены в развитии мощью этих потоков. Кроме того, зимой вода замерзала, и работу на фабриках приходилось приостанавливать, что приводило к убыткам. Технологией, позволившей преодолеть это ограничение машинного производства XVIII века, стало применение паровой энергии.
Хотя идея паровой машины развивалась со второй половины XVII века, а с 1712 года паровые аппараты, усовершенствованные Томасом Ньюкоменом, использовались для откачки воды из угольных шахт, заслуга главного изобретателя навсегда остается за Джеймсом Уаттом. К 1784 году он радикально усовершенствовал конструкцию двигателя, введя регулятор скорости, паровую рубашку и трансмиссионный механизм, преобразовывавший вращательно-поступательное движение во вращательное, а также ввел принцип двойного действия. Это повысило КПД до 4,5% по сравнению с 1% у машины Ньюкомена и позволило запускать станки с помощью пара. Изобретение имело огромные последствия для мировой индустриализации. Другие талантливые инженеры — Оливер Эванс, Ричард Тревитик, Артур Вульф, Джон Макнот — значительно усовершенствовали конструкцию Уатта. К середине XIX века мощность лучших паровых двигателей приближалась к 1000 лошадиных сил.
Если в фабричном производстве до 1850 года паровые машины конкурировали с водяными колесами, также прошедшими значительные усовершенствования, то применение паровой энергии на транспортных средствах полностью преобразило транспортную отрасль.
Транспорт: Новые Пути Передвижения
Идея использовать паровую энергию вместо мускульной силы людей и животных витала в воздухе с середины XVIII века. Первые экспериментальные пароходы были построены в 1780-х годах, а первый работоспособный пароход, созданный американцем Робертом Фултоном, появился в 1807 году. Важнейшие инновации 1830-х годов — замена гребного колеса гребным винтом и внедрение поверхностного конденсатора, предотвращавшего оседание морской соли на дне парового котла, что грозило взрывом, — позволили совершать дальние плавания.
В 1833 году пароход "Король Вильям" дошел из Квебека в Грейвсенд, практически не используя паруса. Несколько десятилетий паровые суда уступали по скорости и эффективности наиболее совершенным парусникам, пока с 1850-х годов корпуса пароходов не стали делать полностью из железа и стали. Это позволило многократно увеличить грузоподъемность и, следовательно, значительно снизить издержки при перевозке. Изамбард Брюнель уже к концу 1850-х годов построил несколько трансатлантических пароходов.
На суше паровая энергия нашла наибольшее применение на железных дорогах. Создание железнодорожной инфраструктуры полностью изменило облик цивилизации: ускорился темп жизни, удешевилось перемещение грузов, что стимулировало дальнейшее развитие промышленности. Рельсы в виде деревянных лежней использовались в шахтах с XVI века, но принципиальная идея объединить воедино паровые машины высокого давления с эффектом рельсов, значительно уменьшающим трение, принадлежит Ричарду Тревитику.
Четверть века спустя, в 1829 году, после решения множества технических проблем, Джорджу Стефенсону удалось спроектировать паровоз "Ракета", полностью готовый к практическому применению.
В 1830 году была открыта первая железная дорога Манчестер — Ливерпуль, а уже через несколько лет железнодорожные пути появились по всей Европе: в 1832 году во Франции, в 1835 году — в Бельгии и Германии, в 1837 году — в России и Австрии, в 1839 году — в Италии, в 1848 году — в Испании. Железнодорожные пути соединили крупнейшие города и промышленные центры. Если в 1846 году протяженность мировой железнодорожной сети составляла 16 000 км, то в 1876 году — уже 295 000 км, а к концу века — свыше 700 000 км.
Металлургия: Сталь Как Символ Промышленной Революции
Пароходы и железные дороги требовали все больше и больше металла — сначала чугуна, позже стали. Удовлетворить растущий спрос стало возможно благодаря революции в металлургии. В 1784 году Генри Корт разработал процесс пудлингования и прокатки, ставший вершиной усилий многих изобретателей XVIII века. В результате крупные пудлинговые печи заменили небольшие плавильные печи и стали источником высококачественного дешевого железа в невиданном раньше количестве.
Разработка процесса, позволившего удалять кремний при переделке чугуна в ковкое железо, позволила массово использовать кокс вместо древесного угля, что значительно снизило себестоимость продукции и увеличило производительность в 15 раз. В 1828 году шотландец Джеймс Нелсон предложил метод горячего дутья, в три раза уменьшивший расход топлива. А около 1860 года были разработаны еще более эффективные способы выплавки стали (Бессемер, Сименс, Мартен), что послужило началом "второй промышленной революции".
Война с Машинами: Человек против Технологий
Не все современники восхищались фантастическими достижениями промышленной революции. Ткачи и металлурги с ужасом наблюдали, как машины отнимают у многих из них рабочие места, а остальным снижают зарплату из-за высокой конкуренции на рынке наемного труда. Стихийное разрушение машин переросло в настоящее движение, достигшее своего пика в 1810-х годах.
Луддиты, как они себя называли в честь полулегендарного английского ткача Лудда, якобы в 1779 году в приступе ярости разрушившего две вязальные рамы, вымещали свою злость за безработицу и нищенское существование на машинах и фабриках. В 1811 году, в разгар континентальной блокады Англии, луддиты начали планомерно и систематически разрушать оборудование. В Ноттингеме, Лидсе, Манчестере, Шеффилде они сотнями разрушали машины, сжигали целые фабрики, убивали их владельцев.
В своих акциях луддиты предпочитали использовать молот, получивший название "Енох" в честь ветхозаветного персонажа, чье появление должно предшествовать второму пришествию Христа. В Шеффилде луддиты напали на арсенал, в Мидлтоне штурмовали фабрику с оружием в руках, устроили массовые беспорядки в Манчестере. В 1812 году была введена смертная казнь за разрушение машин, а в охваченные волнениями районы были отправлены войска. Луддиты ссылались на елизаветинские статуты о минимальной заработной плате, которые игнорировали владельцы фабрик. В 1813 году парламент отменил эти статуты. Около 20 разрушителей машин суд приговорил к смертной казни, остальных осужденных отправили на вечное поселение в Австралию.
В то же время часть британского общества сочувствовала требованиям луддитов. Джон Байрон посвятил им одно из своих стихотворений, а Дэвид Рикардо называл политику правительства "политикой свободы для хозяев и репрессий для рабочих". К 1820 году движение луддитов сошло на нет, но оно стало прологом к организации трейд-юнионов — первых рабочих профсоюзов, получивших в 1824 году право действовать легально.
Социальные Перемены: Общество в Эпоху Промышленной Революции
Новая модель производства, предполагающая концентрацию огромного числа рабочих в промышленных центрах, стала источником социальной трансформации общества. Массовое переселение наемных работников в города, не обеспеченные должным уровнем жилья и инфраструктуры, привело к ужасающей скученности и антисанитарии, особенно в первой половине XIX века. Отсутствие защитного законодательства в отношении рабочих стало причиной массовых злоупотреблений со стороны предпринимателей. Были нормой 12-часовой рабочий день, детский труд, мизерная зарплата, отсутствие социальных выплат и элементарной гигиены. Именно такую промышленную Англию описывал в своих работах Карл Маркс.
Рабочие, или, как их все чаще стали называть, пролетарии, все менее терпели беспредельную эксплуатацию. Они объединялись в профсоюзы в борьбе за свои права — такие как чартистское движение в Британии (1836-1848 годы) или ADAV (Общегерманское рабочее объединение) в Германии (1863 год). Рабочие движения заложили основы социал-демократических партий по всей Европе.
Появление урбанизированного общества — еще одно следствие промышленной революции. К 1851 году более половины населения Великобритании проживало в городах. В 1801 году население Лондона насчитывало 1 миллион человек, к середине века это число удвоилось, а к 1900 году увеличилось вшестеро. Некоторые города английского Мидленда — родины промышленной революции — за столетие выросли в 8-9 раз. Схожие тенденции наблюдались в Европе и Северной Америке.
Вторая Промышленная Революция: Новый Виток Развития
Триумфальное шествие промышленной революции по всему миру убедило большинство государств в ее неизбежности и в конечном итоге благотворном влиянии, несмотря на множество социальных издержек и перелом в традиционном обществе. Ведь отказ от индустриализации означал бы автоматический отказ от мирового влияния, неизбежное отставание во всех сферах и превращение в глухую периферию.
Поиск новых путей развития, уже не вслепую, а с учетом прошлого опыта и с привлечением всего научного потенциала, привел к переходу промышленного производства к новой стадии, или, как ее называют исследователи экономической истории, ко второй промышленной революции. Ее отличительными особенностями стали: приоритетное использование в качестве источников энергии электричества и двигателей внутреннего сгорания; применение бессемеровского и мартеновского методов для массовой выплавки стали; американская система производства, то есть применение конвейеров и поточных линий; прорывное развитие промышленной химии; появление в качестве средств связи телефона и радио; создание промышленных научных лабораторий и т.д.
Триумфом индустриального общества стала знаменитая Эйфелева башня, возведенная в Париже в 1889 году. Эта 330-метровая махина, на изготовление которой ушло 7300 тонн стали и железа, была построена за два года усилиями всего 300 рабочих.
В социальном плане вторая промышленная революция укрепила тенденцию к урбанизации, обеспечила впечатляющий рост качества медицинского обслуживания, привела к окончательному распаду традиционных обществ и стала стимулом к формированию социально ориентированных государств.
Считается, что вторая промышленная революция продолжалась до 1947 года, вплоть до изобретения транзистора. Это событие отмечено как начало перехода к цифровизации, глобализации и постиндустриальному обществу. Современные футурологи, учитывая впечатляющие достижения искусственного интеллекта, прогнозируют приход в ближайшее время и четвертой промышленной революции.
Три Мировых Экономических Кризиса: Импульсы Изменения
Второй мировой экономический кризис продолжался с 1873 по 1878 годы и снова начался с обвала нью-йоркской биржи. Рецессия коснулась Европы (кроме России), вызвав всплеск безработицы, но сильнее всего отразилась на Латинской Америке.
Экономический кризис 1900 года был связан с перепроизводством товарного капитала, что вызвало банкротство многих предприятий, сокращение международной торговли и снижение зарплат. Ситуация стала улучшаться к 1903 году, и вплоть до Первой мировой войны глобальный рынок переживал стабильный и уверенный рост.
Промышленная Революция: Экономические Итоги
Согласно данным макроэкономистов, с 1820 по 1913 годы показатели подушевого ВВП на Западе увеличились более чем втрое, в то время как в странах Азии и Африки — примерно в 1,5 раза. Средняя продолжительность жизни на Западе за тот же период выросла с 36 до 50 лет, в отсталых странах — с 24 до 26 лет. Число занятых в сельском хозяйстве в Великобритании сократилось с 37% в 1820 году до 15% в 1900 году, в США за тот же срок — с 70% до 35%.
Потребление первичной энергии на душу населения выросло в Великобритании с 1820 по 1913 годы в 5,5 раз. Среднее количество лет обучения в Великобритании составило 2 года в 1820 году и примерно 9 лет в 1913 году. Подобные тенденции наблюдаются и в других показателях: производительности труда, капиталоемкости машин и оборудования, совокупной факторной продуктивности и т.д. Эти данные лучше всяких слов демонстрируют реальные достижения промышленной революции.