Из лекций С.В.Стахорского
Романский стиль в архитектуре и изобразительном искусстве Западной Европы обычно датируют Х–ХIII столетиями. Это века его расцвета, но зарождение стиля произошло гораздо раньше: на рубеже античности и средневековья.
В течение ХIII века романский стиль постепенно вытесняется готикой: ведущее положение он сохранил только в Италии, где готика долго не приживалась и не получила широкого распространения.
Что же касается Византии и находившихся в ее культурном ареале стран Восточной Европы, то их романский стиль не коснулся, как впоследствии не затронула их готика.
Термин «романский стиль» отсылает к Риму (на латинском языке Roma), но это не античный Рим с его тысячелетней историей от Ромула до Ромула, а Рим средневековый.
Родиной западного средневековья был, однако, не Рим, а Равенна — город, где закончилась античная эра. В условиях постоянных набегов варваров, сюда, в Равенну, перенесли столицу империи и резиденцию римских пап. С 402 года здесь жили и правили последние девять императоров, вплоть до самого последнего — Ромула Августа; здесь в 476 году он был низложен и казнен. На руинах погибшей империи образовалось первое государство средневековья — Остготское королевство со столицей в той же Равенне.
В Равенне находятся древнейшие памятники романского стиля: дворец остготского короля Теодориха (493 год) и его мавзолей (520 год), Арианский баптистерий (ок. 500 года), базилики Сан Аполлинаре Нуово (526 год), Сан Витале (548 год), Сан Аполлинаре ин Классе (549 год) и др.
Романский стиль проявился главным образом в архитектуре. Скульптура и живопись не имели самостоятельного значения и применялись главным образом в декоративном оформлении. Стены и своды романских церквей заполняют мозаики и фрески на сюжеты Священного писания: поклонение волхвов, крещение, тайная вечеря и др. Один из постоянных образов — «Христос, добрый пастырь»: он восходит к древнегреческой статуе «Мосхофор» (VII век до н.э.), встречается также в катакомбных фресках и граффити.
Романское зодчество характеризуют простота архитектоники, суровая величественность, массивность и тяжеловесность. Архитекторы строят замки, защищенные неприступными стенами; кольца крепостных стены окружают город. Крепостью является и романский храм с щелевидными окнами-бойницами и колокольнями, которые служат одновременно сторожевыми башнями и обычно стоят с четырех углов. По данному признаку романскую церковь можно отличить от готической или ренессансной, имеющих, как правило, две колокольни.
Романская базилика представляет собой здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на продольные нефы (корабли). При этом центральный неф значительно превосходит боковые по высоте и ширине. Продольные нефы пересекает поперечный — трансепт, выступающий своими краями за боковые стены. Таким образом, в плане базилики — латинский крест, тогда как в плане византийской церкви — равноконечный греческий крест.
Под трансептом находится крипта, где погребены святые и священники. Нефы отделены друг от друга квадратными столбами или колоннами, которые подпирают верхние арки. Вход в храм с западной стороны ведет в нартекс — просторное помещение, над которым расположена галерея: на ней во время службы находились певчие (позднее здесь устанавливали орган). Потолки поначалу делались плоскими; со временем стали применять цилиндрические своды. Из-за маленьких окон внутри романских храмов царит сумрак, который не может разогнать даже солнечный свет.
Над средокрестием центрального нефа и трансепта возвышается широкая массивная башня. Восточный (алтарный) фасад, как и во всех христианских храмах, состоит из выгнутых стен — апсид, число которых соответствует количеству продольных нефов. Перед монастырскими церквями расположен клуатр (от лат. claustrum — закрытое место) — галерея, обрамляющая прямоугольный двор.
Отличительный признак всех романских построек — дугообразная, или циркульная арка оконных и дверных порталов. Плоскость под ней называется тимпан: его заполняют рельефы.
В романской архитектуре применяются два типа башенных сооружений: кампанила (четырехгранная, квадратная в плане башня) и донжон (круглая в плане башня). Городом башен называют Сан-Джаминьяно в Тоскане. Здесь в ХI–ХIII веках были построены свыше семидесяти кампанил, от которых сохранились четырнадцать (некоторые высотой до 50 метров).
Один из древнейших романских соборов — Сант-Амброджио в Милане, построенный на том самом месте, где в 313 году римский император Константин обнародовал эдикт о свободном вероисповедании христианства. Здесь в 379 по распоряжению епископа Амброджио построена базилика. В VIII веке возвели монастырские корпуса, а в IХ–Х веках были построены две колокольни.
Самая древняя церковь Парижа — Сен-Жермен де Пре (ХII век). Она неоднократно перестраивалась; в первозданном романском виде сохранилась только колокольня.
В романский период построен главный собор Венеции — Сан-Марко (освящен в 1094 году), но его оформление продолжалось еще 600 лет. Собор имеет романский фасад, образованный аркадой из пяти порталов. Своеобразие Сан-Марко в том, что по архитектурной форме он представляет собой не базилику, а византийский крестово-купольный храм, увенчанный пятью куполами на широких барабанах. Интерьеры храма декорированы мозаиками, выполненными византийскими мастерами. В декоре фасадов и крыши сочетаются готические, ренессансные и барочные элементы.
Романский замок представляет собой единый комплекс связанных друг с другом сооружений. Он состоит из жилых и хозяйственных построек, окольцован высокой крепостной стеной и сторожевыми башнями.
Замки романского периода сохранились во многих странах Западной Европы. Это Тауэр в Лондоне, расположенный на берегу Темзы. Древнейшая его постройка — романская Белая башня (ок. 1085 года). До ХVIII века Тауэр — одна из королевских резиденций и главная тюрьма, где содержались и были казнены венценосные арестанты, в их числе Анна Болейн.
Виндзорский замок, по сей день резиденция британских королей, возведен в ХI веке. Неоднократно перестраивался, но его стены, башни и центральный корпус сохранили изначальный романский облик.
На юго-западе Франции расположена романская цитадель Каркассон. Она имела важное стратегическое значение в войнах средневековья. От того времени сохранились двойное кольцо крепостных стен с 52 башнями ХIII века, собор Сен-Назер ХI века, замок и жилые постройки ХIII века.
В ХIХ веке Каркассон был отреставрирован под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка. Он сыграл большую роль в сохранении и реставрации памятников французского средневековья, но его деятельность поныне вызывает споры. Виолле-ле-Дюк утверждал: «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершенное состояние». Архитектор позволял себе достраивать утраченное, и сегодня трудно понять, где подлинные части здания, а где позднейшие вставки.
На берегу Женевского озера стоит Шильонский замок — тот самый, пленником которого был национальный герой Швейцарии Франсуа Бонивар, ставший главным персонажем поэмы Байрона «Шильонский узник». Замок строился с ХII по ХV век. Мрачная его достопримечательность — лежащий ниже уровня воды подвал, в котором держали Бонивара. Здесь побывал Байрон и нацарапал на стене автограф.
Романские замки, впечатляющие своими размерами, мощными стенами и башнями: Орсини-Одескальки (ХI век) в Браччано, Хоэнзальцбург (ХI–XV века), Буонконсильо (ХII–XIV века) в Тренто, Кастель-дель-Ово (1139 год) и Кастель Нуово (1279–1282) в Неаполе, Стен (ХIII век) в Антверпене, Сан Джорджио (1395–1406) в Мантуе.
Романские архитекторы возводили арочные мосты, имеющие несколько пролетов. В тесных средневековых городах, где дорожили каждым метром, палуба моста обычно застраивалась домами, между которыми проходила узкая улочка. Мосты служат поныне, но стоявшие на них дома снесены. Один единственный мост, сохранивший старинную застройку, — Понте-Веккьо во Флоренции (1345 год).
Самый древний в Европе деревянный крытый мост — Капельбрюкке в швейцарском Люцерне (1365 год).
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.