Найти в Дзене

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Из лекций С.В.Стахорского

Романский стиль в архитектуре и изобразительном искусстве Западной Европы обычно датируют Х–ХIII столетиями. Это века его расцвета, но зарождение стиля произошло гораздо раньше: на рубеже античности и средневековья.

В течение ХIII века романский стиль постепенно вытесняется готикой: ведущее положение он сохранил только в Италии, где готика долго не приживалась и не получила широкого распространения.

Что же касается Византии и находившихся в ее культурном ареале стран Восточной Европы, то их романский стиль не коснулся, как впоследствии не затронула их готика.

Термин «романский стиль» отсылает к Риму (на латинском языке Roma), но это не античный Рим с его тысячелетней историей от Ромула до Ромула, а Рим средневековый.

Родиной западного средневековья был, однако, не Рим, а Равенна — город, где закончилась античная эра. В условиях постоянных набегов варваров, сюда, в Равенну, перенесли столицу империи и резиденцию римских пап. С 402 года здесь жили и правили последние девять императоров, вплоть до самого последнего — Ромула Августа; здесь в 476 году он был низложен и казнен. На руинах погибшей империи образовалось первое государство средневековья — Остготское королевство со столицей в той же Равенне.

В Равенне находятся древнейшие памятники романского стиля: дворец остготского короля Теодориха (493 год) и его мавзолей (520 год), Арианский баптистерий (ок. 500 года), базилики Сан Аполлинаре Нуово (526 год), Сан Витале (548 год), Сан Аполлинаре ин Классе (549 год) и др.

Мавзолей Теодориха, 520 год. Равенна
Мавзолей Теодориха, 520 год. Равенна
Арианский баптистерий, ок. 500 года. Равенна
Арианский баптистерий, ок. 500 года. Равенна
Сан Аполлинаре Нуово, 526 год. Равенна
Сан Аполлинаре Нуово, 526 год. Равенна
Сан Аполлинаре ин Классе, 549 год. Равенна
Сан Аполлинаре ин Классе, 549 год. Равенна

Романский стиль проявился главным образом в архитектуре. Скульптура и живопись не имели самостоятельного значения и применялись главным образом в декоративном оформлении. Стены и своды романских церквей заполняют мозаики и фрески на сюжеты Священного писания: поклонение волхвов, крещение, тайная вечеря и др. Один из постоянных образов — «Христос, добрый пастырь»: он восходит к древнегреческой статуе «Мосхофор» (VII век до н.э.), встречается также в катакомбных фресках и граффити.

«Христос, добрый пастырь», мозаика мавзолея Галлы Плацидии, середина V века. Равенна
«Христос, добрый пастырь», мозаика мавзолея Галлы Плацидии, середина V века. Равенна
«Мосхофор», VII век до н.э. Музей Акрополя, Афины. «Христос, добрый пастырь», граффити, III век н.э. Museo Nazionale Romano, Рим
«Мосхофор», VII век до н.э. Музей Акрополя, Афины. «Христос, добрый пастырь», граффити, III век н.э. Museo Nazionale Romano, Рим
«Христос, добрый пастырь», мозаика конхи апсиды Сан Аполлинаре ин Классе, 549 год. Равенна
«Христос, добрый пастырь», мозаика конхи апсиды Сан Аполлинаре ин Классе, 549 год. Равенна
«Крещение Христа», подкупольная мозаика Арианского баптистерия, ок. 500 года. Равенна
«Крещение Христа», подкупольная мозаика Арианского баптистерия, ок. 500 года. Равенна
Мозаичная апсида, Равенна, 545 год. Bode-Museum, Берлин
Мозаичная апсида, Равенна, 545 год. Bode-Museum, Берлин

Романское зодчество характеризуют простота архитектоники, суровая величественность, массивность и тяжеловесность. Архитекторы строят замки, защищенные неприступными стенами; кольца крепостных стены окружают город. Крепостью является и романский храм с щелевидными окнами-бойницами и колокольнями, которые служат одновременно сторожевыми башнями и обычно стоят с четырех углов. По данному признаку романскую церковь можно отличить от готической или ренессансной, имеющих, как правило, две колокольни.

Романская базилика представляет собой здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на продольные нефы (корабли). При этом центральный неф значительно превосходит боковые по высоте и ширине. Продольные нефы пересекает поперечный — трансепт, выступающий своими краями за боковые стены. Таким образом, в плане базилики — латинский крест, тогда как в плане византийской церкви — равноконечный греческий крест.

Под трансептом находится крипта, где погребены святые и священники. Нефы отделены друг от друга квадратными столбами или колоннами, которые подпирают верхние арки. Вход в храм с западной стороны ведет в нартекс — просторное помещение, над которым расположена галерея: на ней во время службы находились певчие (позднее здесь устанавливали орган). Потолки поначалу делались плоскими; со временем стали применять цилиндрические своды. Из-за маленьких окон внутри романских храмов царит сумрак, который не может разогнать даже солнечный свет.

Над средокрестием центрального нефа и трансепта возвышается широкая массивная башня. Восточный (алтарный) фасад, как и во всех христианских храмах, состоит из выгнутых стен — апсид, число которых соответствует количеству продольных нефов. Перед монастырскими церквями расположен клуатр (от лат. claustrum — закрытое место) — галерея, обрамляющая прямоугольный двор.

Отличительный признак всех романских построек — дугообразная, или циркульная арка оконных и дверных порталов. Плоскость под ней называется тимпан: его заполняют рельефы.

Фасад дворца Теодориха, 493 год. Равенна
Фасад дворца Теодориха, 493 год. Равенна
Стена базилики Сан-Амброджио, конец IV века. Милан
Стена базилики Сан-Амброджио, конец IV века. Милан

В романской архитектуре применяются два типа башенных сооружений: кампанила (четырехгранная, квадратная в плане башня) и донжон (круглая в плане башня). Городом башен называют Сан-Джаминьяно в Тоскане. Здесь в ХI–ХIII веках были построены свыше семидесяти кампанил, от которых сохранились четырнадцать (некоторые высотой до 50 метров).

Башни-кампанилы, ХI–ХIII века. Сан-Джаминьяно
Башни-кампанилы, ХI–ХIII века. Сан-Джаминьяно
Башня-донжон, ХI–ХIII века. Сан-Джаминьяно
Башня-донжон, ХI–ХIII века. Сан-Джаминьяно
Крепостная стена с башнями-донжонами, ХI–ХIV века. Авила
Крепостная стена с башнями-донжонами, ХI–ХIV века. Авила

Один из древнейших романских соборов — Сант-Амброджио в Милане, построенный на том самом месте, где в 313 году римский император Константин обнародовал эдикт о свободном вероисповедании христианства. Здесь в 379 по распоряжению епископа Амброджио построена базилика. В VIII веке возвели монастырские корпуса, а в IХ–Х веках были построены две колокольни.

Клуатр и фасад базилики Сан-Амброджио, конец IV века, Милан
Клуатр и фасад базилики Сан-Амброджио, конец IV века, Милан

Самая древняя церковь Парижа — Сен-Жермен де Пре (ХII век). Она неоднократно перестраивалась; в первозданном романском виде сохранилась только колокольня.

Колокольня церкви Сен-Жермен-де-Пре, ХII век. Париж
Колокольня церкви Сен-Жермен-де-Пре, ХII век. Париж

В романский период построен главный собор Венеции — Сан-Марко (освящен в 1094 году), но его оформление продолжалось еще 600 лет. Собор имеет романский фасад, образованный аркадой из пяти порталов. Своеобразие Сан-Марко в том, что по архитектурной форме он представляет собой не базилику, а византийский крестово-купольный храм, увенчанный пятью куполами на широких барабанах. Интерьеры храма декорированы мозаиками, выполненными византийскими мастерами. В декоре фасадов и крыши сочетаются готические, ренессансные и барочные элементы.

Джованни Грубач. «Вид на базилику Сан-Марко» (фрагмент), 1919 год. Частная коллекция
Джованни Грубач. «Вид на базилику Сан-Марко» (фрагмент), 1919 год. Частная коллекция

Романский замок представляет собой единый комплекс связанных друг с другом сооружений. Он состоит из жилых и хозяйственных построек, окольцован высокой крепостной стеной и сторожевыми башнями.

Кастелло Мареччио, ХII–ХVI века. Больцано
Кастелло Мареччио, ХII–ХVI века. Больцано

Замки романского периода сохранились во многих странах Западной Европы. Это Тауэр в Лондоне, расположенный на берегу Темзы. Древнейшая его постройка — романская Белая башня (ок. 1085 года). До ХVIII века Тауэр — одна из королевских резиденций и главная тюрьма, где содержались и были казнены венценосные арестанты, в их числе Анна Болейн.

Тауэр — Белая башня, ок. 1085 года. Лондон
Тауэр — Белая башня, ок. 1085 года. Лондон

Виндзорский замок, по сей день резиденция британских королей, возведен в ХI веке. Неоднократно перестраивался, но его стены, башни и центральный корпус сохранили изначальный романский облик.

Крепостные стены и башни Виндзорского замка, ХI–ХII века
Крепостные стены и башни Виндзорского замка, ХI–ХII века
Круглая башня Виндзорского замка, ХII век; надстроена в ХIХ веке
Круглая башня Виндзорского замка, ХII век; надстроена в ХIХ веке

На юго-западе Франции расположена романская цитадель Каркассон. Она имела важное стратегическое значение в войнах средневековья. От того времени сохранились двойное кольцо крепостных стен с 52 башнями ХIII века, собор Сен-Назер ХI века, замок и жилые постройки ХIII века.

Крепостные стены и башни, ХIII век. Каркассон
Крепостные стены и башни, ХIII век. Каркассон

В ХIХ веке Каркассон был отреставрирован под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка. Он сыграл большую роль в сохранении и реставрации памятников французского средневековья, но его деятельность поныне вызывает споры. Виолле-ле-Дюк утверждал: «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершенное состояние». Архитектор позволял себе достраивать утраченное, и сегодня трудно понять, где подлинные части здания, а где позднейшие вставки.

Крепостные стены и башни, ХIII век. Каркассон
Крепостные стены и башни, ХIII век. Каркассон

На берегу Женевского озера стоит Шильонский замок — тот самый, пленником которого был национальный герой Швейцарии Франсуа Бонивар, ставший главным персонажем поэмы Байрона «Шильонский узник». Замок строился с ХII по ХV век. Мрачная его достопримечательность — лежащий ниже уровня воды подвал, в котором держали Бонивара. Здесь побывал Байрон и нацарапал на стене автограф.

Шильонский замок, ХII–ХV века. Швейцарская Ривьера
Шильонский замок, ХII–ХV века. Швейцарская Ривьера

Романские замки, впечатляющие своими размерами, мощными стенами и башнями: Орсини-Одескальки (ХI век) в Браччано, Хоэнзальцбург (ХI–XV века), Буонконсильо (ХII–XIV века) в Тренто, Кастель-дель-Ово (1139 год) и Кастель Нуово (1279–1282) в Неаполе, Стен (ХIII век) в Антверпене, Сан Джорджио (1395–1406) в Мантуе.

Замок Орсини-Одескальки, ХI век. Браччано
Замок Орсини-Одескальки, ХI век. Браччано
Внутренний двор замка Орсини-Одескальки, ХI век. Браччано
Внутренний двор замка Орсини-Одескальки, ХI век. Браччано
Хоэнзальцбург, ХI–XV века. Зальцбург
Хоэнзальцбург, ХI–XV века. Зальцбург
Замок Буонконсильо и Орлиная башня, ХII–XIV века. Тренто
Замок Буонконсильо и Орлиная башня, ХII–XIV века. Тренто
Кастель-дель-Ово (замок Яйцо), 1139 год. Неаполь
Кастель-дель-Ово (замок Яйцо), 1139 год. Неаполь

Кастель Нуово, 1279–1282 годы. Неаполь
Кастель Нуово, 1279–1282 годы. Неаполь
Кастель Нуово, 1279–1282 годы. Неаполь
Кастель Нуово, 1279–1282 годы. Неаполь
Замок Стен, ХIII век. Антверпен
Замок Стен, ХIII век. Антверпен
Замок Сан Джорджио, 1395–1406 годы. Мантуя
Замок Сан Джорджио, 1395–1406 годы. Мантуя

Романские архитекторы возводили арочные мосты, имеющие несколько пролетов. В тесных средневековых городах, где дорожили каждым метром, палуба моста обычно застраивалась домами, между которыми проходила узкая улочка. Мосты служат поныне, но стоявшие на них дома снесены. Один единственный мост, сохранивший старинную застройку, — Понте-Веккьо во Флоренции (1345 год).

Понте-Веккьо, 1345 год. Флоренция
Понте-Веккьо, 1345 год. Флоренция

Самый древний в Европе деревянный крытый мост — Капельбрюкке в швейцарском Люцерне (1365 год).

Капельбрюкке, 1365 год. Люцерн
Капельбрюкке, 1365 год. Люцерн

Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-37