Перечитывая сегодня "Возвращение в новый дивный мир" Олдоса Хаксли, написанную в 1958 году, вместе с автором невольно ужасаешься тому, насколько пророческой оказалась его утопия, написанная на четверть века раньше.
В середине двадцатого века писатель объясняет на исторических примерах, как неуклонно человечество движется по накатанной к тому самому идеальному миру будущего, где индивидуальность стирается вместе с неудобным настроением. Эти произведения вместе с последним романом "Остров", казалось, могли бы предостеречь от наступающего настоящего, но основная проблема современного социума в том, что все все прекрасно понимают. Понимают, но остаются безучастны к происходящему. Как говорили герои "Острова": "Оба мы — жертвы чумы двадцатого века; но в данном случае это — не Черная Смерть, а Серая Жизнь."
В конце "Возвращения в новый дивный мир" автор в своих рассуждениях о просвящении ради свобды упоминает печальную и короткую судьбу Института анализа пропаганды, о котором хотелось бы вспомнить сегодня.
1937 год. Атмосфера в США накалена. Нацистские настроения растут, пропаганда проникает во все сферы жизни, а демократические ценности оказываются под угрозой. В этот самый момент английским филантропом господином Файлином основан Институт анализа пропаганды (IPA).
Словно маяк в бушующем море дезинформации, институт ставит себе цель научить людей разбираться в потоке информации, отличать правду от лжи и противостоять манипуляциям.
Образование для демократии
29 марта 1937 года в Университетском клубе Бостона состоялось знаменательное совещание. Альфред Адлер, Лайман Брайсон, Эдвард Бернейс, Клайд Р. Миллер и другие ведущие мыслители собрались, чтобы обсудить актуальную тему обучения людей критическому мышлению. Только что родившийся IPA сразу становится центром внимания, как символ борьбы за сохранение ценностей демократии.
В октябре того же года IPA распространил 3000 экземпляров анонсного выпуска бюллетеня "Анализ пропаганды", приглашая людей присоединиться к борьбе за просвещение. Результат превзошел ожидания – за две недели было собрано 750 подписчиков, а к концу года их число достигло 2500.
Азбука анализа пропаганды
IPA подготовил учебные материалы, которые помогали людям понять и анализировать пропагандистские материалы, выявлять скрытые мотивы и способствовать более информированным обсуждениям. "Азбука анализа пропаганды" призывала людей противостоять манипуляции эмоциями, не поддаваться на ложные обещания и избегать влияния испорченной пропаганды.
Неудобная правда
Успех IPA вызвал бурю негодования. Педагоги опасались, что ученики начнут анализировать учебу и учебные материалы, что могло подорвать авторитет учителей. Военные власти боялись, что солдаты начнут критически анализировать приказы, а это могло привести к непослушанию и даже мятежам. Представители церкви опасались, что такой анализ может подорвать ее авторитет и количество прихожан снизится, а специалисты по рекламе быстро смекнули, что подобное просвещение существенно снизит количество продаж.
Эти страхи едва ли можно назвать необоснованными. Излишне критическое мышление большинства "может подорвать основы существующего миропорядка", поэтому силы, заинтересованные в сохранении статус-кво, сделали все возможное, чтобы положить конец работе IPA.
В 1941 году, всего через четыре года после основания, институт был закрыт.
Неудобная правда такова, что существование социального порядка зависит от принятия пропаганды, проводимой властью и пропаганды вековых традиций.
История IPA – это история о том, как силы, заинтересованные в сохранении власти, боятся просвещения и критического мышления. Она напоминает нам, что борьба за правду и информационную гигиену – это вечный процесс, который требует неустанных усилий.
Сегодня, в эпоху информационной войны, когда пропаганда становится все более изощренной, необходимость в критическом мышлении и способности анализировать информацию становится еще более важной.
А как вы определяете, какой информации верить?