В 19-м веке этот вокзал принимал состоятельных отдыхающих. Тут был ухоженный парк, скульптуры, мрамор, картины. Краснокирпичные стены, высокая мансарда и детали в стиле необарокко — это не просто вокзал, а настоящий дворец. Когда-то его стены слышали голоса респектабельных отдыхающих из Кёнигсберга.
Но последние 10 лет здание было заброшено. И только волонтеры, которые несколько раз в год убирали мусор и расчищали вокзал от деревьев и кустов, не давали ему погибнуть окончательно.
От величия до запустения
Построенный в 1912-1913 годах по проекту архитектора Макса Шёнвальда, вокзал Георгенсвальде стал одним из самых респектабельных на побережье Балтики. Это было время расцвета региона, и сюда регулярно приезжали на отдых состоятельные жители Кёнигсберга. Здание вокзала, окружённое лесом и расположенное недалеко от моря, поражало своей архитектурной красотой. Оно казалось скорее дворцом, чем транспортным узлом, сочетая в себе элементы классицизма, югендстиля и необарокко.
С парадной стороны вокзал выглядел как величественный многоэтажный дворец, а с платформы — как скромное одноэтажное здание с мансардой. Это была настоящая архитектурная загадка, созданная для того, чтобы впечатлять искушенную публику. Вокруг вокзала возводились и другие важные объекты: например, роскошный Курхаус — курортный дом, который стал центром светской жизни. Его проект выполнил знаменитый архитектор Отто Валтер Куккук.
Но после Второй мировой войны всё изменилось. Вокзал продолжал функционировать до конца 90-х годов, а затем был закрыт, превращён в многоквартирный дом и медленно начал приходить в запустение.
К 2016 году здание оказалось заброшено и пострадало от нескольких пожаров. Несмотря на включение в реестр культурного наследия, оно продолжало разрушаться, пока не нашёлся человек, готовый его спасти.
"Мы видели будущее"
Всё началось с того, что предприниматель Олег Бармин вместе с женой Ксенией приобрёли домик пастора в посёлке Заливное в Калининградской области. Они его отреставрировали, облагородили территорию, посадили газон, привели в порядок близлежащие постройки. А годовщину свадьбы сыграли в заброшенной кирхе Святого Якоба.
В "Дом пастора" вложили все свои накопления — 6 миллионов рублей! И примерно такая же сумма ушла на ремонт. Олег рассказывает, что дом был в ужасном состоянии: весь в грязи, в подвале стояла вода, двор заросший, а крыша требовала серьёзного ремонта.
В первое время новым владельцам приходилось внутри дома ставить палатку и жить в ней. Не было ни отопления, ни нормальной канализации.
«Друзья сначала крутили пальцем у виска, не понимали, что предпринимателю делать в богом забытой деревне. Они видели там тлен, а мы с женой — будущее», — вспоминает Олег Бармин.
Но постепенно дом начал принимать тот облик, который задумывали строители ещё в начале 20-го века. Здание восстанавливали буквально по кирпичику: счистили старую краску, отреставрировали двери, заказали красивые деревянные окна и покрыли крышу черепицей.
Вообще Олега я знаю уже лет 20, и всё это время он не стоит на месте и развивается. Пережил банкротство своего бизнеса, остался должен десятки миллионов рублей кредиторам, вернул всё, начинал с нуля в Москве, жил в цветочном магазине, который открывал, постоянно крутился и выкручивался. И вот сейчас с женой и маленькой дочкой они осели в Калининградской области.
Возрождение вокзала
В 2022 году вокзал Георгенсвальде был выставлен на торги, и Олег Бармин решился на смелый шаг — купил его за 10 миллионов рублей. На первый взгляд, эта сумма могла показаться небольшой по сравнению с ценами на квартиры в Москве, но истинная сложность крылась в другом: сколько времени, сил и средств потребуется для его восстановления.
"Очень надеюсь, что этот вокзал превратится в Grand Hotel Vokzal. Он очень будет похож по ощущениям на Hotel Grand Dudapest — фильм вы такой смотрели, скорее всего." — написал Олег у себя в социальных сетях.
Сразу после покупки Олег объединился с волонтёрами из группы “Хранители руин”, и они провели субботник, очистив вокзал от мусора и приведя в порядок территорию. Следующий шаг — консервация здания, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение, и начало разработки проекта реконструкции.
Немного времени ушло на разработку всей необходимой документации и проекта работ. И вот в этом году летом было переделано и залито бетоном перекрытие вокзала и начаты работы по обустройству новой крыши. Процесс восстановления памятника архитектуры из небытия начался.
Конечно, не обходится без сложностей. То погода не даёт возможности заливать бетон, но подрядчики подводят. А черепицу для крыши приходится собирать со всей области.
Вот что пишет Олег про процесс поиска черепицы: "Не перестаю удивляться. В Советске продавали черепицу, и я написал, что мы восстанавливаем вокзал и дома в деревне, нам очень нужна коньковая черепица. «Сколько Вам перевести?» — спросил я. «Для такого дела отдам Вам её бесплатно!» — ответили мне. Я снова был поражён — сколько же вокруг нас хороших людей! Вчера ребята забрали черепицу и привезли её в Отрадное."
Сам Олег в комментариях в своих соцсетях писал, что для полного восстановления вокзала нужно около 300 миллионов рублей.