Найти тему

Как научить читать неграмотного? Удивительный эксперимент проходит в Пакистане

Оглавление

62% пакистанских детей, которым по возрасту положено было бы ходить в школу, не делают этого, потому что никто не научил их читать и писать. Государство с задачей не справляется, поэтому к решению проблемы подключились международные НКО.

Одна из них, GoRead.pk, добилась недюжинных успехов: она смогла сотням молодых пакистанцев подружиться с книгами, а некоторым при поддержке НКО-шников удалось даже закончить школу.

Бесплатный сыр — и того нет

Конституция республики Пакистан гарантирует всем своим гражданам бесплатное начальное и даже среднее образование. Более того — все дети должны ходить в школу, но на практике это требование, увы, не соблюдается. Причин тому несколько.

  1. Во-первых, закон не только устанавливает для детей и подростков обязанность ходить в школу, но и определяет, в каком виде они там должны появляться: форма с 1985 года обязательна, без нее в школу не пустят, как ни упрашивай. А она довольно дорогая; по данным официальной статистики на 2017 год (нам не удалось обнаружить более свежие данные), в среднем пакистанцу нужно работать 2,2 месяца, чтобы купить ребенку форму. Для семьи из двух взрослых (при условии, что оба работают) срок сокращается до 1,4 месяца (пакистанские женщины получают зарплату куда меньшую, чем мужчины). А представьте теперь, что в средней семье в городах в Пакистане почти 3 ребенка, а в сельской — больше 5?
  2. Добавим к этому прогрессирующую безработицу и постоянно растущие цены.
  3. Учебники. В России дети часто получают учебники и многие пособия бесплатно. В Пакистане бесплатных учебников нет, в библиотеки их тоже не завозят, поэтому всё приходится покупать самостоятельно.
  4. Наконец, есть проблема со школами — вернее, нет проблемы, потому что школ нет. В некоторых деревнях в принципе нет школ, и властям никакими коврижками не удается заманить туда учителей.
  5. Вдобавок население страны стремительно растёт.
  6. Существенным фактором, оказывающим давление на власти, являются афганские беженцы на северо-западных территориях и вялотекущий конфликт с Индией, да и Иран на западе спокойствия не добавляет…

Словом, денег на образование нет и не предвидится.

Решения проблемы

В то же время сказать, что совсем ничего не делается, нельзя. Правительство страны не мешает некоммерческим организациям работать в стране и даже предоставило им налоговые льготы.

-2

Желающих работать в Пакистане не очень много, но отдельные успешные практики всё же есть.

  1. По пакистанским рекам вот уже десятый год подряд плавает полтора десятка плавучих школ — утром они собирают ребятишек по деревням, а вечером возвращают обратно. Из плюсов: НКО не смотрят на то, есть ли у ребенка форма или нет, сами дают учебники, не дают домашних заданий (трезво оценивая ситуацию, они понимают, что сделать домашку у ребенка шансов нет). А главное — в таких школах-кораблях детей кормят обедом, и родителям это особенно нравится!
  2. Уже работает несколько учебных радиостанций (хотя это скорее подспорье для тех, кто умеет читать и хотя бы немного научился писать, с нуля выучиться так не выйдет).
  3. А ещё есть проект GoRead.pk. Смысл довольно простой: маленьким детям нужно читать вслух, потому что иных возможностей выучиться у них нет, да и откуда бы? Родители читать не умеют, а если и умеют, то времени на возню с многочисленным потомством у них попросту нет, иначе некому будет зарабатывать на кров и стол.

Проект называется «Истории на колесах», в нем участвуют сотни волонтеров в 14 пакистанских городах и провинциях. Выглядит всё так: волонтеру дают велосипед с корзинкой или велоколяску наподобие рикши, в корзинку кладут разные книжки, после чего отправляют колесить по окрестностям. Когда волонтер видит скопление детей, он останавливается, раскладывает циновки, садится на землю и читает им вслух.

-3

Специально для этого проекта разработана серия красочных книжек на официальных урду и английском, а также местных пенджабском, пушту или ещё 7 языках и наречиях.

Сюжеты подобраны таким образом, чтобы учитывать местную специфику, иначе детям не будет интересно. В то же время ведётся тонкая пропаганда: юным пакистанцам прививают такие ценности, как толерантность, терпимость и миролюбие.

Для работы в проекте привлекают таких волонтеров, которые не только умеют и любят читать, но и хорошо относятся к детям. Их задача — не менее часа в день читать детям в любой части столичного Карачи (здесь работают более половины волонтеров) или в любой другой местности.

По данным организации, 92% волонтеров перевыполняют план и читают не меньше 12-15 часов в неделю.

После прочтения добровольный учитель и его «паства» проводят импровизированную дискуссию, в ходе которой каждый может высказаться. Если слушатель уже умеет читать, ему можно взять книгу домой, на неделю или две. Да, иногда книги не возвращают, но волонтеры не в обиде и не отказывают, когда ребенок приходит за новой.

Для некоторых ребят это не более чем случайное развлечение, другие приходят послушать чтецов регулярно и в итоге либо начинают посещать школьные уроки, либо учатся читать сами — и это не такая уж и редкая история!

Для волонтеров есть специальное приложение: оно помогает координировать усилия, даёт доступ в закрытую библиотеку и агрегирует новости культуры.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также: