В некоторых странах к генно-модифицированным продуктам относятся без предубеждения, в других запрещают производить или ввозить из-за границы — единой позиции на этот счёт нет. В целом можно сказать, что ГМО-продукты — это одна из самых яростно обсуждаемых околоэкологических тем, и у каждой стороны есть весомые аргументы за и против.
Прежде всего давайте выясним, что такое эти ваши ГМО. ВОЗ считает, что генно-модифицированные организмы — это живность или растения, генный материал которых был изменен в результате вмешательства человека. Это вмешательство называют генной инженерией — индивидуальные гены берут у одного организма и привносят в другой, при этом виды могут быть вообще не связаны между собой. Звучит жутковато, не правда ли?
Но ведь селекционеры столетиями выводили лучшие сорта растений и лучшие, более сильные, выносливые и продуктивные виды скота! Конечно, это делалось не так быстро: некоторые селекционные линии насчитывают десятки поколений, а работа ведётся столетиями. Работа на генном уровне не такая продолжительная, но по сути является не более чем одной из разновидностей селекции.
Теоретики и практики этого искусства утверждают, что другим способом передать свойства одного организма другому невозможно, что в хирургических операциях с геномом — когда из одного гена вырезают ценный кусочек и просто добавляют в другой — нет ничего страшного. Мол, это то же самое, что традиционная селекция, просто намного быстрее.
Развитию генетики мы обязаны 90-х — в этот период зуд ученых достиг апогея. Были выведены десятки тысяч новых видов сельскохозяйственных культур, но после строжайшего отбора до сельскохозяйственной отрасли дошло не более пары сотен: в основном это свекла, томаты, пшеница и рожь, масличные культуры. Выведенные таким образом сорта обладают значительно большей устойчивостью к болезням и химическим веществам, в том числе гербицидам, они продуктивнее традиционных.
Показателен в этом плане пример так называемого «золотого риса», в котором содержание бета-каротина превышает естественный фон в десятки раз. А этот самый каротин — необходимое сырье для выработки витамина A в человеческом организме. Ещё есть сорта риса и гречихи с аналогичным образом «завышенным» содержанием железа.
Так опасны ГМО или нет?
Первоначально ученые относились к генетическим экспериментам с подозрением, так как предполагали, что отсутствие ограничений в этих вопросах приведет к разрушению подлинных экологических систем — растения ведь будут друг друга перекрестно опылять, и в итоге будут появляться разные химеры и уродцы. Также боялись вспышки аллергических болячек и снижения иммунитета.
В основном эти опасения были развенчаны, хотя у широкой публики вследствие дефицита достоверной и верифицируемой информации по-прежнему остается множество предубеждений на счет ГМО.
- Сейчас главную дудку в выращивании генетически модифицированных культур играют США, Китай, Индия и несколько латиноамериканских государств — прежде всего Бразилия, Чили и Аргентина. Никаких специальных маркировок здесь не требуется, продукты такого рода лежат на прилавках наравне с «органикой».
- Другой подход демонстрируют в Австрии, Франции, Бельгии, Польше, Швейцарии, Чехии и некоторых других государствах ЕС. Ещё два десятилетия назад они подписали так называемый Картахенский протокол по биологической безопасности — в его исполнение в странах Евросоюза действуют строгие правила по маркировке: покупатель должен знать, если доля генетически модифицированного сырья в том или ином продукте превышает 0,9%.
- Из стран постсоветского пространства столь же строго подхода придерживается Казахстан: в 2009 страна ратифицировала Картахенский документ и постепенно движется к его полному внедрению. Что интересно: официально готовых продуктов на казахском рынке с содержанием ГМО нет, но на самом деле большое количество посевного материала ввозят из Китая, а там на оборот ГМ-продукции нет никаких ограничений.
Может ли употребление ГМО-растений изменить ДНК животных или человека?
Все бытующие мифы не имеют под собой оснований: ни одному гену, натуральному или искусственно отредактированному, после прохождения через желудок человека не под силу изменить ген человека или даже животного.
По статистике, в США 97% сельскохозяйственных животных часто едят ГМО-культуры, а 44% питаются только генетически модифицированным сельхозсырьем, однако никаких изменений в их геноме не отмечалось.
Все дело в том, что человеческий желудок — очень агрессивная среда; пройдя через него, ген теряет возможность программирования белка. Аналогичные процессы происходят и в естественной природе: когда мы едим даже самое экологически чистое мясо, это никак не сказывается на нашем ДНК. Вы ведь не встречали людей с внешними признаками креветок, помидоров или кролика? То-то же!
ВОЗ подчеркивает, что десятки исследований дали однозначные результаты, риск нежелательных генетических изменений будет нулевым. Тем более что технология пока новая, и прежде чем попасть в магазин, кукуруза или картошка с модификациями годы проводят на лабораторном столе, в окружении точных приборов и атомных микроскопов, в компании ученых с мировыми именами.
При этом ученые согласны с необходимостью жесткого контроля. Они разработали так называемый «Пищевой кодекс» — свод правил и стандартов для пищевой промышленности. Выведенные новые виды проходят строгий анализ и отбор по таким параметрам, как наличие токсинов, биопатогенность, устойчивость, способность провоцировать аллергические реакции.
Правда ли в продуктах без ГМО нет ГМО?
Маркировка «Без ГМО» не означает, что продукт органический на 100%. Дело в том, что есть три модели выращивания овощей: стандартная, органическая и генно-модифицированная. В первом случае особых правил и ограничений нет, во втором производитель стремится свести к минимуму использование химикатов и ГМО, но вот незадача: это очень дорого. В среднем выращенные таким образом овощи стоят на 40-50% дороже. Если мы представим себе корову, вскормленную таким зерном или травой, её мясо или молоко выйдет совсем золотым.
Важно и понимать, что мир в основном нуждается не в премиальной продукции, выращенной в экологически чистых условиях и без капли химических удобрений. Совсем наоборот — в основном нужда есть, давайте будем честными, в дешевых продуктах с высокой урожайностью, неприхотливых и нетребовательных. Не стоит забывать, что около 100 миллионов человек прямо сейчас голодают, а ещё 300-400 млн систематически недоедают. И только ГМО-продовольствие может в нынешней ситуации с недостатком пахотных земель помочь этим людям обеспечить себя достаточным количеством продуктов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.