Шотландия — не очень благополучный край во всём, что касается погоды. Тут тебе и переменчивый климат, и сырость, и зависимость от температуры крупнейшего приполярного течения Гольфстрим, и особенности географического положения и даже ландшафта (попробуй-ка поживи на голых скалах).
Поэтому к вопросам глобальных климатических изменений шотландцы относятся очень серьёзно. Местный парламент даже предлагает ввести в национальный учебный план специальные уроки, посвященные вопросам климатических изменений. Если и так, такая мера вряд ли найдёт противников: 85% шотландцев относятся к проблематике изменения климата очень серьёзно, а вопросы, связанные с устойчивым развитием, переработкой мусора и снижением углеродной эмиссии, играют важную роль в программах всех без исключения шотландских политических партий.
Даже консерваторы и евроскептики из партии Фариджа, на общенациональном уровне склонные относиться с недоверием к «зеленой» повестке, в Шотландии послушно ходят на «зеленые» дебаты, обещают снижать углеродный след и печатают свои плакаты и листовки исключительно на переработанной бумаге.
Власти рассчитывают, что уже к 2045 году Шотландия станет углеродно нейтральной, а многие школы и вузы встречным планом обещают выйти на нулевую эмиссию уже к 2040 году — на пять лет раньше.
Климатические уроки в частных школах здесь стали появляться ещё полтора-два десятилетия назад, а теперь очередь дошла и до государственного образования. Причём нельзя сказать, чтобы депутаты и чиновники приняли решение, ни с кем не посоветовавшись! Совсем напротив, они отнеслись к задаче максимально внимательно. Для общественного обсуждения был сформирован специальный совет из 23 участников, параллельно была запущена серия социологических опросов, опираясь на данные которого избранные советники должны были подготовить свои рекомендации по поводу того, как им быть с климатом.
Прежде чем что-то заявлять, Народный совет заседал почти 4 месяца. Результатом стал документ из 18 пунктов. Первым же — введение в школах дисциплины под названием «Изменение климата». Советники считают, что базовое представление о том, какие драматические изменения происходят с природой в результате антропогенного воздействия, о зеленой энергетике и специальных профессиях, дающих наименьший прирост углеродной эмиссии, о том, какие существуют «зеленые», экологичные ответы на все эти вызовы, должны получить все без исключения учащиеся.
При этом в разработке учебного плана должны участвовать и сами дети. Так, по мнению советников и парламентариев, учебный план можно будет сделать интересным, популярным и востребованным, а информацию — понятной не только детям, но и их семьям.
Надо сказать, что шотландцы оказались не первыми, кто предложил учить в школах «про природу и про погоду». Ещё в 2020 году уроки об изменении климата были введены в итальянских школах: на спецпредмет выделили 33 часа в год, а в программу по другим дисциплинам, таким как математика, естественные науки и технология, добавили ценности и ориентиры экологизма и устойчивого развития.
Впрочем, с итальянцами всё и так понятно: нынешний министр образования страны публично высказывал поддержку школьникам, что пропускали занятия потому, что выходили на протестные акции против климатических изменений, сулил новые налоги за пластик и сахаросодержащие напитки. А вот что вопросами климата озаботятся поляки, никто до недавних пор даже и представить себе не мог! Поляки, к слову, тоже — их заставила нужда, а точнее — катастрофическое наводнение, прокатившееся по южной Польше и странам Вышеградской группы в сентябре этого года.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.