Найти тему
Сайт психологов b17.ru

О стыде

Когда разбираем темы стыда, я предлагаю, упрощённо, следующее деление: стыд "социальный" и стыд "токсический". Социальный стыд регулирует у нас приемлемость действий соплеменниками.

Например, именно он удерживает нас от того, чтоб раздеться наголо посреди улицы, и он же отключён в измененном состоянии сознания, когда голые люди все-таки оказываются на улице))
С "токсическим" стыдом интереснее – он обволакивает человека как бы изнутри, создавая ощущение "я какой-то не такой" – в некоторых сферах, или во всех.

В качестве примера приведу следующий: если маленький ребенок заигрался и разбил чашку, то путей, например, может быть два. Первый – объяснить, что разбитая чашка – результат неосторожности, в общем, обсуждать ЧАШКУ и НЕОСТОРОЖНОСТЬ, которая привела к гибели чашки. Здесь речь идет об ответственности за своё поведение.

Второй – это, по результатам этого происшествия, озвучить ярлыки "Ты неаккуратный, ты невнимательный, ты не бережный", в общем, привязать гибель чашки К ЛИЧНОСТИ ребенка, обобщив и обвинив его ЛИЧНО.

Угадайте, в каком варианте формируется тот самый токсический стыд. Во взрослом возрасте люди, подверженные такому стыду, во-первых, часто даже не в курсе, а просто живут с определенным представлением о себе, которое не даёт действовать и реализовываться психической энергии.

Плюс, некоторые проецируют этот стыд вовне, становясь (или пытаясь стать) ограничителями для других – это, например, морализаторства, белые пальто, битва "за всё хорошее против всего плохого".

А во-вторых, при разлеплении, всё-таки, своей личности и этого стыда, обнаруживают, что какое-то наваждение оказывается снято, и начинают пылать достаточно сильным гневом по отношению к обстоятельствам, в которых это наваждение возникло.

Чувство освобождения бывает очень велико, награждает кучей сил и позитивных (субъективно) перемен. Вот только для близких, подчас, этот процесс становится весьма некомфортным – человек больше не подчиняется молчаливым, привычным догматам.

В этом месте обычно начинают возмущаться читающие – что, выходит, снова эти психологи пишут о вседозволенности? О том, что наказывать нельзя? Опять родители виноваты во всех бедах??? И снова здесь говорит крайность, свойственная своему собственному стыду. Нет, вседозволенность и безнаказанность также непродуктивна в вопросах формирования здоровой, психически зрелой личности. Вернитесь к абзацу про социальный стыд и про ответственность за поведение. Ребенок должен понимать последствия своих поступков и оплошностей, тех или иных, но оценка этих последствий, в идеале, на расползается на его самоощущение целиком. Мы – это не то, что мы делаем или не делаем. Мы – нечто значительно более сложное.

В общем, очень интересно работать со стыдом. Я не считаю, что от токсического стыда можно избавиться целиком – все-таки, обычно это чуть ли не несущая конструкция личности, как любая травматика. С ней можно дружить и ставить себе "на службу", в худшем случае просто учитывать. Но, в любом случае, гармонизации эта сфера поддается вполне успешно, если этим заниматься.

Автор: Чуднова Оксана Сергеевна
Психолог, Практический гештальт-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru