На этой неделе у меня была пара с иностранной группой. Студенты из Ирана, Турции, стран Африки. На занятии разбирали особенности дискуссии о праве на аборт в западных странах, их нарративы. И к финалу пары я разговорилась со студентами из двух стран Африки о политике поддержки материнства и детства в России. Прозвенел звонок, мы вышли в коридор, и уже там я рассказала им, что есть маткапитал, чем декрет отличается от отпуска по уходу за ребенком и актуальные пособия (которые сама недавно и получала). Смотрю, глаза у ребят загорелись. Один парень прямо-таки выпалил риторический вопрос, который можно перевести как: «О боже, и почему у вас демографический кризис?!» В процессе беседы выяснилось, что одна девушка уже хорошо изучила вопрос получения ВНЖ и российского гражданства, и быстро стала тараторить остальным о сложностях и вероятных подводных камнях в этом нелегком деле.
Для студентов из Африки, в отличии от наших, российские меры по поддержке материнства и детства кажутся весомым плюсом государственной социальной политики. Конечно, большинство приезжих из Африки не разбаловано. То, что для нас «копейки», для них – деньги. Однако, суть такого восхищения поддержкой материнства и детства не только в этом. Каждый год я вижу эту разницу в менталитете наших студентов, турецких, из восточной Европы и стран СНГ и большинством африканских студентов. Ребята из Африки преимущественно не мыслят себя вне семьи и без детей. Жениться / выйти замуж до 30 лет или около того, стать родителем, и не одного ребенка, а хотя бы 2х, для них что-то естественное, необходимый жизненный этап. И Россия в этом плане для своих граждан предоставляет хорошие условия, пусть и по меркам ряда африканских стран. Они очень ценят стабильность в стране и финансовую поддержку. Если считаете, что в РФ не стабильно, посмотрите, что происходит в Кении, Анголе, Нигере, Бенине и т.д.
Я уже писала, что России, как и всему миру, нужно готовиться к миграции из Африки. Она будет набирать обороты, нравится здесь это кому или нет.
Однако, Россия находится в очень выгодных условиях по сравнению с другими странами. К нам едут лучшие. Африканцы в РФ – это студенты, они образованы, хорошо знают язык, хотят получить уважаемую профессию, создать семью и заботиться о ней. Они не гнушаются подработками в кафетериях и общепитах, такси и разнорабочими. Мажоры и принцы едут в Стэнфорды и Лондонский университет, необразованные охотники за пособиями – в Европу, а к нам – африканский upper middle class. Это молодежь, настроенная на работу и семью, не желающая сидеть на пособиях и даже презирающая такой образ жизни; не планирующая тусоваться диаспорами (читай – хорошо ассимилируется). Скажу больше – такие нам нужны. К тому же у них изначальный настрой на семью, что государство тщетно пытается пробудить у нашей молодежи. К слову, наших тоже можно понять: когда тебе по мозгам ездят «плодись-плодись», а ты только из родительского гнезда вышел, жизни не нюхал, денег своих нет, какое там дети-семья. У африканцев есть какая-то вера в «светлое будущее», что теперь будет лучше, чем раньше. Почти как у советского студенчества 50х-60х годов, когда казалось, что все самое страшное осталось позади. Немцев победили, города и заводы растут, жизнь налаживается.
У африканцев больше энтузиазма относительно будущего, чем у нашей мОлодежи, потому что они видят позитивные изменения, их родители в основной массе жили хуже, чем они. Наши студенты, как и их родители, наоборот, воспринимают последние десятилетия как нестабильные: перестройка, дефолт, доллар поднялся, доллар упал, пандемия, обострения с одной восточно-европейской страной. Вот когда все устаканится, тогда посмотрим.
А еще африканские студенты являются носителями ценностей, которые нужны России для своего развития, в том числе для решения проблем с демографическим кризисом. Одна проблема: если люди азиатской внешности, грузины и азербайджанцы, армяне и венгры быстро ассимилируются при желании, почти не отличаются внешне, и никого не раздражают, то к негроидной расе, почему-то, до сих пор у некоторых пачка предубеждений.
Хочу успокоить тех, кто сильно волнуется из-за «чернильниц» и размывания нашей славянской кровушки. Не бойтесь, через три поколения практически все «отбелятся», прибавится ребят пушкиноподобной внешности. Такого большого наплыва, чтобы центральная Россия или Сибирь хоть как-то значительно почернела у нас не будет. А африканцы в РФ довольно интернациональны, часто заводят пары с русскими, из Латинской Америки, гораздо хуже из стран СНГ, регионов, где стараются выходить «за своих».
Вот каких мигрантов действительно стоит опасаться, так это тех, что бегут от нищеты или хотят здесь ходить в никабах, потому что в их родных странах такое уже запретили вместе с многоженством; что едут сюда с банковскими картами, на которых мем про русский корабль, и еще и спрашивают «ашотакова?» Проблема не в расе или стране, откуда едут мигранты, а в ценностях и образе жизни, которые нам тут вообще не впились. Если менталитет и образование нам подходят, то почему бы и «да».